Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Купить полную версию книги

Двигатель Mitsubishi Lancer X. Бензиновый двигатель Mitsubishi Lancer X 4В11 (2.0 л) / 4В10 (1.8 л)

2. БЕНЗИНОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 4В11 (2.0 л)/ 4В10 (1.8 л)
ВНИМАНИЕ
Ввиду технической и конструкционной идентичности двигателей 4В11 и 4В10 описание всех операций по ремонту и обслуживанию автомобиля приведено на базе двухлитрового агрегата.
ПРОВЕРКА НАТЯЖЕНИЯ ПРИВОДНОГО РЕМНЯ
1. Снять крепежный болт сборника конденсата радиатора.
2. Переместить сборник конденсата радиатора в место, где он не будет помехой для проверки натяжения приводного ремня.
3. Убедиться в том, что метка на автоматическом натяжителе приводного ремня генератора находится в пределах зоны, помеченной на иллюстрации.
4. Если метка за пределами зоны, заменить ремень привода генератора
Примечание:
При установленном автоматическом натяжителе ремня привода генератора проверять ремень привода генератора нет необходимости.

5. Затянуть крепежный болт сборника конденсата радиатора с указанным моментом затяжки.
Момент затяжки: 12 ± 2 Н-м.
ВНИМАНИЕ
Проверить натяжение ремня после поворота коленчатого вала по часовой стрелке на не менее чем один оборот.
Проверка натяжения приводного ремня Mitsubishi Lancer X
ПРОВЕРКА АВТОМАТИЧЕСКОГО НАТЯЖИТЕЛЯ
1. Выключить двигатель во время его работы на холостом ходу, затем визуально проверить отсутствие выхода ремня привода генератора за пределы ширины шкива автоматического натяжителя.
2. Снять ремень привода генератора.
Проверка автоматического натяжителя Mitsubishi Lancer X
3. Установить коленчатый гаечный ключ [рекомендация: 45°, длинный коленчатый гаечный ключ (5/8 х 11/16 дюймов)] на болт шкива автоматического натяжителя ремня привода генератора и убедиться в отсутствии изгибов поворотом автоматического натяжителя ремня привода генератора вправо и влево.
4. Если при выполнении процедуры 1 или 3 возникли какие-либо проблемы, заменить натяжитель ремня привода генератора.
5. Установить ремень привода генератора.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
Состояние автоматического натяжителя ремня привода генератора можно определить проверкой натяжения ремня.
1. Проверить натяжение ремня привода генератора.
2. Проверить натяжение ремня привода генератора, выполнив следующие процедуры.
(1) Подсоединить специальный микрофон в сборе (МВ992082) к измерителю натяжения приводного ремня (МВ992081) из комплекта измерителя натяжения (МВ992080).
Функциональная проверка Mitsubishi Lancer X
(2) Включить электропитание, нажав кнопку «POWER».
(3) Нажать цифровую кнопку «1» и убедиться в появлении надписи «No. 1» в верхней левой части дисплея.
Примечание:
При этой операции временно устанавливаются предварительные данные, например, характеристики ремня, поскольку если измерения проводятся без этих характеристик, перевод в значение натяжения (Н) не будет выполнен, в результате чего произойдет ошибка оценки.

(4) Чтобы сменить показания дисплея на единицы частоты (Гц), следует нажать кнопку «Hz».
(5) В средней части ремня между шкивами (в месте, показанном стрелкой) следует держать специальный инструмент МВ992080, не касаясь им ремня (приблизительно на расстоянии 10-15 мм от задней поверхности ремня), перпендикулярно ремню (в пределах угла ± 15°).
(6) Нажать кнопку «MEASURE» («ИЗМЕРЕНИЕ»).
(7) Слегка постучать пальцем по средней части ремня между шкивами (место, указанное стрелкой), как указано на иллюстрации, и убедиться в том, что частота вибрации ремня в пределах стандартного значения.
Стандартное значение: 102 — 129 Гц.
Примечание:
Чтобы продублировать замер, щелкните по ремню еще раз.

(8) Выключить электропитание, нажав и удерживая кнопку «POWER».
3. Если значение не соответствует стандартному, заменить автоматический натяжитель ремня привода генератора.
ВНИМАНИЕ
- Температура поверхности ремня должна быть как можно ближе к нормальной.
- Не допускать попадания на микрофон воды, масел или других веществ.
- Если микрофон используется на сильном ветру или вблизи источника сильного шума, измеренное значение может быть неверным.
- Если в процессе измерений микрофон соприкасается с ремнем, результаты измерений микрофоном могут не соответствовать истинным значениям.
- Не следует проводить измерения при работающем двигателе автомобиля.
Функциональная проверка Mitsubishi Lancer X
1. Проверить натяжение ремня привода генератора.
2. При помощи датчика натяжения, установленного в средней части ремня между шкивами, как показано на рисунке (в месте, указанном стрелкой), убедиться в номинальном значении натяжения ремня.
Функциональная проверка Mitsubishi Lancer X
Стандартное значение: 248 — 400 Н.
3. Если значение не соответствует стандартному, заменить автоматический натяжитель ремня привода генератора.
ПРОВЕРКА УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ
1. Перед проверкой подготовить автомобиль к обследованию.
2. Повернуть ключ зажигания в положение «LOCK» (ВЫКЛ.), затем подключить M.U.T.-III к диагностическому разъему.
Проверка угла опережения зажигания Mitsubishi Lancer X
3. Подключить к сети электропитания (клемма №3) катушки зажигания №1 стробоскоп.
Проверка угла опережения зажигания Mitsubishi Lancer X
4. Запустить двигатель и дать ему поработать в режиме холостого хода.
5. Для измерения оборотов холостого хода включить поз. 2 сканера M.U.T.-III — обороты холостого хода должны составлять приблизительно 700 об/мин.
6. Включить поз. 11 (функция проверки привода) M.U.T.-III и установить угол опережения зажигания на базовое значение.
7. Убедиться в том, что базовый угол опережения зажигания соответствует стандартному значению. Стандартное значение: 5° До ВМТ ± 3°
8. Если базовый угол опережения зажигания находится за пределами стандартного значения, проверить систему распределенного впрыска MPI.
Если тестирование не прекратить, принудительная работа будет продолжаться 27 минут. Работа в таких условиях может привести к поломке двигателя.
9. Отменить поз. 11 функции тестирования привода, режим установки базового угла опережения зажигания на сканере M.U.T.-III.
10. Убедиться в том, что угол опережения зажигания соответствует стандартному значению.
Стандартное значение: приблизительно 10° до ВМТ.
Примечание:
- Угол опережения зажигания может колебаться в пределах ± 7° до ВМТ. Это считается нормальным.
- В районах, расположенных высоко над уровнем моря, угол опережения зажигания превышает стандартный примерно на 5°.

11. Снять стробоскоп.
12. Повернуть ключ зажигания в положение «LOCK» (ВЫКЛ.), затем отключить M.U.T.-III.
ПРОВЕРКА ОБОРОТОВ ХОЛОСТОГО ХОДА
1. Перед проверкой подготовить автомобиль к обследованию.
2. Повернуть ключ зажигания в положение «LOCK» (ВЫКЛ.).
3. Подсоединить M.U.T.-III к разъему диагностики.
Проверка оборотов холостого хода Mitsubishi Lancer X
4. Подключить к сети электропитания (клемма №3) катушки зажигания №1 стробоскоп.
Проверка оборотов холостого хода Mitsubishi Lancer X
5. Запустить двигатель и дать ему поработать в режиме холостого хода.
6. Убедиться в том, что угол опережения зажигания соответствует стандартному значению.
Стандартное значение: приблизительно 10° до ВМТ.
7. Проверить обороты холостого хода.
Стандартное значение: 700 ± 100 об/мин.
Примечание:
- Обороты холостого хода регулируются автоматически системой управления оборотами холостого хода.
- При использовании M.U.T.-III включить поз. 2 и получить данные об оборотах холостого хода.

8. Если обороты холостого хода находятся за пределами стандартного значения, проверить систему распределенного впрыска MPI .
9. Снять стробоскоп.
10. Повернуть ключ зажигания в положение «LOCK» (ВЫКЛ.), затем отсоединить M.U.T.-III.
ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА СМЕСИ ДЛЯ ХОЛОСТОГО ХОДА
Проверка качества смеси для холостого хода Mitsubishi Lancer X
1. Перед проверкой подготовить автомобиль к обследованию.
2. Повернуть ключ зажигания в положение «LOCK» (ВЫКЛ.).
3. Подсоединить M.U.T.-III к разъему диагностики.
Проверка качества смеси для холостого хода Mitsubishi Lancer X
4. Подключить к сети электропитания (клемма №3) катушки зажигания №1 стробоскоп.
5. Запустить двигатель и дать ему поработать в режиме холостого хода.
6. Убедиться в том, что угол опережения зажигания соответствует стандартному значению.
Стандартное значение: приблизительно 10° до ВМТ.
7. В течение 2 минут поддерживайте обороты двигателя 2000 — 3000 об/мин.
8. Установить тестер СО/НС.
9. Проверить содержание СО и НС на холостом ходу.
Стандартное значение:
Содержание СО: 0,1% и менее. Содержание НС: 100 промилле и менее.
10. Если наблюдается отклонение от стандартного значения, проверить систему распределенного впрыска MPI.
11. Снять стробоскоп и тестер СО/НС.
12. Повернуть ключ зажигания в положение «LOCK» (ВЫКЛ.), затем отсоединить M.U.T.-III.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ КЛАПАНА
Примечание:
Выполнить проверку и регулировку клапанных зазоров на холодном двигателе.

1. Снять все катушки зажигания.
2. Снять крышку головки цилиндров.
3. Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке и совместить метку угла опережения зажигания на звездочке выпускного распределительного вала с линией верхней поверхности головки цилиндров, как показано на рисунке. При этом цилиндр №1 окажется в ВМТ на такте сжатия.
Проверка и регулировка зазоров клапана Mitsubishi Lancer X
ВНИМАНИЕ
Коленчатый вал вращать только по часовой стрелке.

4. При помощи щупа измерить клапанный зазор, указанный на рисунке стрелкой. Если зазор отличается от стандартного значения, необходимо отметить фактический зазор.
Проверка и регулировка зазоров клапана Mitsubishi Lancer X
Стандартное значение:
Впускной клапан — 0,20 ± 0,03 мм. Выпускной клапан — 0,30 ± 0,03 мм.
5. Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке на 360 градусов и установить метку угла опережения зажигания на звездочке выпускного распределительного вала в положение, показанное на рисунке. При этом цилиндр №4 окажется в ВМТ такта сжатия.
Проверка и регулировка зазоров клапана Mitsubishi Lancer X
6. Проверить клапанный зазор, показанный стрелкой на рисунке.
Проверка и регулировка зазоров клапана Mitsubishi Lancer X
7. Если клапанный зазор отличается от стандартного значения, снять распределительный вал и толкатель клапана.
8. При помощи микрометра измерить толщину снятого толкателя клапана.
Проверка и регулировка зазоров клапана Mitsubishi Lancer X
9. Рассчитать толщину установленного нового толкателя клапана с помощью следующего уравнения.
А: толщина установленного нового толкателя клапана.
В: толщина снятого толкателя клапана. С: измеренный клапанный зазор. Уравнение:
Впускной клапан:
А = В + (С — 0,20 мм).
Выпускной клапан:
А = В + (С — 0,30 мм).
Проверка и регулировка зазоров клапана Mitsubishi Lancer X
Примечание:
Диапазон толщины толкателей клапанов составляет 3 000 — 3 690 мм и включает в себя 47 типов с градацией по толщине 0,015 мм. Значение толщины после десятичного знака выгравировано на задней стороне толкателя клапана.

10. Установить выбранный толкатель клапана, выполнив процедуру по п. 9, и установить распределительный вал.
11. После установки цепи ГРМ измерить клапанный зазор, выполнив процедуры. Убедиться в том, что зазор соответствует стандартному значению.
12.Удалить остатки герметика с крышки головки цилиндров, картера цепи ГРМ и головки цилиндров.
13. При помощи уайт-спирита или подобного растворителя обезжирить крышку головки цилиндров, картер цепи ГРМ и головку цилиндров.
ВНИМАНИЕ
Крышку головки цилиндров следует установить не позднее 3 минут после нанесения герметика.

14. Нанести слой герметика толщиной 4 мм, как указано на иллюстрации.
Проверка и регулировка зазоров клапана Mitsubishi Lancer X
Рекомендованный герметик:
Three bond 1217G или эквивалентный. 15. Установить крышку головки цилиндров и затянуть болты крепления, выполнив следующие процедуры.
- Затянуть предварительно с нижеуказанным моментом затяжки в порядке, изображенном на иллюстрации.
Момент затяжки: 3,0 ± 1,0 Н-м.
- Затянуть с указанным моментом затяжки в порядке, изображенном на иллюстрации.
Рекомендованный момент затяжки: 5,5 ±0,5 Н-м.
Проверка и регулировка зазоров клапана Mitsubishi Lancer X
16. Установить катушки зажигания.