Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Купить полную версию книги

Двигатель Mitsubishi Pajero IV. Общие сведения двигателя Mitsubishi Pajero IV

Глава 6. МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДВИГАТЕЛЯ
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Показатели Двигатель 6G7 Двигатель 4М4
Рабочий объем, см3 3,828 3,200
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 95,0-90,0 98,5-105
Степень сжатия 9,8 17
Тип камеры сгорания Шатрового типа Шатрового типа
Расположение распределительного вала Один верхний распределительный вал (SOHC) Два верхних распределительных вала (DOHC)
Количество клапанов Впускных 8 8
Выпускных 8 8
Фазы газораспределения Впускные клапана открытие 28° до ВМТ 13° до ВМТ
закрытие 69° после НМТ 31° после НМТ
Выпускные клапана открытие 57° до НМТ 60° до НМТ
закрытие 19° после ВМТ 12° после ВМТ
Топливная система Распределенный впрыск с электронным управлением Топливная рейка
Коромысло клапана С роликовым приводом (толкателем) С двойным роликовым приводом (толкателем)
Гидрокомпенсаторы Установлены -
ГЕРМЕТИКИ
Позиция Герметики Примечания
Крышка головки цилиндров, головка цилиндров
Полукруглая заглушка
3М ATD PART № 8660 или аналогичный ему -
Масляный поддон
Корпус термостата
MD 970389 или аналогичный ему Semi-drying sealant (превращающийся в “резину” герметик)
Болт маховика (МКПП) или пластины привода гидротрансформатора (АКПП) 3М Stud locking 4170 или аналогичный ему -
Общая информация Mitsubishi Pajero IV
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НА АВТОМОБИЛЕ
ПРОВЕРКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ПРИВОДА ГЕНЕРАТОРА
1. Используйте специальный инструмент для проверки натяжения ремня посередине между двумя шкивами, как показано на рисунке.
2. Нажать в этой точке на ремень с силой 98 Н, измерить прогиб ремня и сравнить его с номинальным значением.
Номинальное значение:
Натяжение, Н 197-371
Прогиб (справочная величина), мм 7,7-12,3
Проверка натяжения ремня привода генератора Mitsubishi Pajero IV
4. Затянуть гайку шарнирного крепления генератора моментом 44 Н*м.
5. Затянуть стопорный болт моментом 22Н-м.
6. Затянуть регулировочный болт моментом 10 Н*м.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ПРИВОДА НАСОСА ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОМПРЕССОРА КОНДИЦИОНЕРА
1. При помощи специального инструмента проверить натяжение ремня в точке посередине между шкивами коленчатого вала и насоса гидроусилителя рулевого управления.
2. Нажать на ремень в этой точке с силой 98 Н, измерить прогиб ремня и сравнить его с номинальным значением.
Номинальное значение:
Показатель При проверке Когда установлен бывший в эксплуатации ремень Когда установлен новый ремень
Натяжение, Н 392 — 588 441 — 539 637 — 833
Прогиб (справочная величина), мм 11,7- 15,3 12,5 — 14,3 8,8 — 11,0
3. Если измеренные величины натяжения и прогиба ремня отличаются от номинальных, то произвести регулировку по следующей методике.
1) Ослабить стопорную гайку шкива натяжителя.
2) Отрегулировать натяжение (прогиб) ремня регулировочным болтом.
3) Затянуть стопорную гайку моментом 25 Н*м.
4) Проверить натяжение и прогиб ремня и, если необходимо, повторить процедуру регулировки.
ВНИМАНИЕ
Проверка производится после проворачивания коленчатого вала по часовой стрелке на один или более оборот (вращение вправо).
ПРОВЕРКА УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ
Проверка угла опережения зажигания Mitsubishi Pajero IV
1. Подготовить автомобиль к проверке (прогрейте двигатель до нормальной температуры охлаждающей жидкости).
2. Подсоединить прибор M.U.T.-III к диагностическому разъёму.
3. Установить стробоскоп.
4. Завести двигатель и дать ему поработать на холостом ходу.
5. Проверить частоту вращения холостого хода, которая должна соответствовать номинальному значению. Номинальное значение: 700±100 мин-1
6. Выбрать номер 17 в режиме (Actuator test) “Проверка исполнительных устройств” прибора M.U.T.-III.
7. Проверить, что базовое значение угла опережения зажигания находится в пределах номинальных значений. Номинальное значение: 5°±3° до ВМТ
8. В случае несоответствия базового угла опережения зажигания номинальному значению проверить элементы системы впрыска (MPI).
9. Нажать клавишу сброса (режим отмены принудительного включения исполнительных устройств) для выхода из режима (Actuator test) “Проверка исполнительных устройств”.
ВНИМАНИЕ
Если проверка не будет отменена, режим (Actuator test) “Проверка исполнительных устройств” будет продолжаться 27 минут. Движение в этих условиях может привести к повреждению двигателя.

10. Проверить, что угол опережения зажигания соответствует техническим условиям (номинальному значению). Номинальное значение: приблизительно 10° до ВМТ.
Примечание:
Даже при нормальном режиме работы двигателя угол опережения зажигания изменяется в пределах ±7°. При увеличении высоты над уровнем моря угол опережения автоматически увеличивается приблизительно на 5° от номинального значения.
ПРОВЕРКА ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ХОЛОСТОГО ХОДА
Проверка частоты вращения холостого хода Mitsubishi Pajero IV
1. Подготовить автомобиль к проверке (прогрейте двигатель до нормальной температуры, охлаждающей жидкости).
2. Выключить зажигание и подсоединить прибор M.U.T.-III к диагностическому разъёму.
3. Проверить базовый угол опережения зажигания.
Номинальное значение: приблизительно 10° до ВМТ
4. Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу в течение 2 минут.
5. Проверить частоту вращения холостого хода. Выбрать пункт № 22 и считать значение частоты вращения холостого хода.
Номинальное значение:
Модель с двигателем 6G7: 700±100 мин1 Модель с двигателем 4М4: 700±30 мин-1
Примечание:
Частота вращения холостого хода регулируется автоматически системой управления частотой вращения холостого хода (ISC).

6. В случае несоответствия частоты вращения холостого хода номинальному значению проверить элементы системы впрыска (MPI).
ПРОВЕРКА СОСТАВА ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ НА РЕЖИМЕ ХОЛОСТОГО ХОДА
1. Подготовить автомобиль к проверке (прогрейте двигатель до нормальной температуры, охлаждающей жидкости).
2. Выключить зажигание и подсоедините прибор M.U.T.-III к диагностическому разъёму.
3. Проверить соответствие базового угла опережения зажигания номинальному значению.
Номинальное значение: приблизительно 10° до ВМТ
4. Завести двигатель и дать ему проработать на частоте 2500 об/мин в течение 2 минут.
5. Установить газоанализатор для проверки СО и СН.
6. Измерить концентрации СО и СН на режиме холостого хода, которые должны соответствовать номинальным значениям.
Номинальное значение:
Концентрация СО — 0,5 % или меньше; Концентрация СН -100 ч.н.м. или меньше
7. При отклонении концентрации от номинальных значении необходимо проверить следующее:
- Проверка выходного сигнала системы диагностики;
- Систему управления с обратной связью (в случае нормальной работы системы управления с обратной связью, выходной сигнал кислородного датчика изменяется от 0 до 400 мВ и от 600 до 1000 мВ на холостом ходу);
- Давление топлива;
- Форсунки;
- Катушку зажигания, свечные провода высокого напряжения и свечи зажигания;
- Отсутствие утечки в системе рециркуляции отработавших газов (EGR) и клапане EGR;
- Систему улавливания паров топлива;
- Компрессию.
Примечание:
При превышении номинальных значений концентрации СО и СН (даже в случае нормальных результатов проверки по всем вышеупомянутым пунктам [элементам]) необходимо заменить трехкомпонентный каталитический нейтрализатор ОГ.
ПРОВЕРКА КОМПРЕССИИ
1. Перед началом теста проверить состояние моторного масла, а также стартер и аккумулятор. Подготовить автомобиль к проверке (прогреть двигатель до нормальной температуры, охлаждающей жидкости).
2. Отсоединить свечные провода высокого напряжения.
3. Вывернуть все свечи зажигания.
4. Отсоединить разъем датчика положения коленчатого вала.
Примечание:
Эта мера предотвратит подачу команд на впрыск топлива и зажигание электронным блоком управления двигателем (ECU).

5. Закрыть отверстия для свечей зажигания чистой ветошью, и после прокручивания коленчатого вала стартером проверить наличие на ней посторонних частичек.
ВНИМАНИЕ
Во время прокручивания коленчатого вала стартером держитесь в стороне от отверстий для свечей зажигания.


ВНИМАНИЕ
Если во время измерения компрессии в цилиндр (в результате появления трещин) попала охлаждающая жидкость, масло, топливо и т. п., то вышеупомянутые вещества нагреются и будут выброшены под давлением из отверстия для свечи зажигания, что может быть опасно.
Проверка компрессии Mitsubishi Pajero IV
6. Установить манометр в отверстие для свечи зажигания.
7. Прокрутить стартером коленчатый вал при полностью открытой дроссельной заслонке и измерьте компрессию. Модель с двигателем 6G7: Номинальное значение (при частоте вращения 200 мин-1): 1710 кПа Предельно допустимое значение (при частоте вращения 200 мин-1): минимум 950 кПа
Модель с двигателем 4М4: Номинальное значение (при частоте вращения 280 мин-1): 2800 кПа Предельно допустимое значение (при частоте вращения 280 мин-1): минимум 2500 кПа
8. Измерить компрессию во всех цилиндрах и проверьте, чтобы разность компрессии между цилиндрами была меньше предельного допустимого значения.
Предельное допустимое значение: Модель с двигателем 6G7: не более 98 кПа
Модель с двигателем 4М4: не более 300 кПа
9. Если в каком-либо цилиндре компрессия превышает предельно допустимое значение или разность компрессий по цилиндрам превышает предельно допустимое значение, то залить в отверстие для свечи зажигания данного цилиндра немного моторного масла и повторите измерения по пунктам 7 и 8.
1) Если после заливки масла компрессия возросла, то причинами неисправности являются износ или повреждение поршневого кольца и/или зеркала цилиндра.
2) Если после заливки масла компрессия не увеличивается, то причинами является прогорание или повреждение седла клапана, либо утечка газа (давления) через прокладку головки цилиндров.
10. Подсоединить разъем датчика положения коленчатого вала.
11. Установить свечи зажигания, закрутите их, и подсоединить к ним провода высокого напряжения.
12. Для стирания кода неисправности использовать M.U.T.-III.
Примечание:
Эта операция сотрет код неисправности, возникающий в результате отсоединения разъема датчика положения коленчатого вала, из памяти электронного блока управления.
ПРОВЕРКА РАЗРЕЖЕНИЯ ВО ВПУСКНОМ КОЛЛЕКТОРЕ
1. Завести двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 80-95°С.
2. Подсоединить тахометр.
3. Подсоединить тройник к вакуумному шлангу между регулятором давления топлива и впускным коллектором, затем подсоединить вакуумметр.
4. Завести двигатель и проверить, что частота вращения холостого хода находится в диапазоне номинальных значений. Считать показания прибора. Номинальное значение: не менее 65 кПа
Проверка разрежения во впускном коллекторе Mitsubishi Pajero IV
ПРОВЕРКА ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ
Если после запуска двигателя появляется и не исчезает по мере прогрева двигателя посторонний шум (стук) от гидрокомпенсаторов, проведите следующую проверку.
Примечание:
Посторонний шум, возникающий вследствие неисправности гидрокомпенсаторов, возникает немедленно после запуска двигателя и изменяется в соответствие с частотой вращения двигателя. Однако этот шум не зависит от действительной нагрузки на двигатель. Поэтому, если шум не возникает немедленно после запуска двигателя, если он не изменяется в соответствие с частотой вращения двигателя или изменяется в соответствие с нагрузкой на двигатель, то гидрокомпенсаторы не являются причиной шума.
При возникновении неисправности гидрокомпенсаторов, шум практически никогда не исчезает, даже при работе двигателя на холостом ходу, после его прогрева. Единственный случай, когда шум может исчезнуть, это недостаточный уход за маслом в двигателе и стук гидрокомпенсаторов в этом случае вызван образованием осадка (загрязнением) моторного масла.

1. Запустить двигатель.
2. Убедиться в том, что шум появился немедленно после запуска двигателя и что он изменяется при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Если шум не появляется незамедлительно после запуска двигателя, или если он не изменяется в соответствие с изменением частоты вращения двигателя, неисправность не вызвана гидрокомпенсаторами, ищите другую причину неисправности. Более того, Если шум не изменяется в соответствие с изменением частоты вращения двигателя, вероятно причина неисправности заключается не в двигателе. (В этих случаях гидрокомпенсаторы работают нормально).
3. При работе двигателя на режиме холостого хода убедиться, что уровень шума не изменяется при изменении нагрузки на двигатель (например, при переключении из положения “N” (Нейтральная передача) в положение “D” (Движение, основная передача)). Если уровень шума изменяется, причиной может являться соударение деталей
вследствие износа подшипников коленчатого вала или шатунных вкладышей. (В таких случаях, гидрокомпенсаторы работают нормально.).
4. После прогрева двигателя дать ему поработать на холостом ходу, и проверить отсутствие постороннего шума. Если шум уменьшился или исчез, возможно, стук гидрокомпенсаторов вызван осадком (загрязнением) моторного масла. Прочистите гидрокомпенсаторы.
1) Дать двигателю достаточно охладиться.
2) Повернуть коленчатый вал на два полных оборота.
3) Выполнить простую проверку гидрокомпенсаторов.
- Если во время простой проверки гидрокомпенсаторов какие-либо коромысла можно легко толкнуть вниз, заменить соответствующие гидрокомпенсаторы;
- Если после проведения простой проверки оказывается, что все гидрокомпенсаторы находятся в нормальном состоянии (если любое из коромысел нельзя толкнуть вниз легко), ищите другую причину проблемы.
Примечание:
Вы можете проверить, находятся ли гидрокомпенсаторы в нормальном состоянии путём проведения теста на герметичность (см. Руководство по ремонту двигателя).


ВНИМАНИЕ
Перед установкой нового гидрокомпенсаторов зазоров убедитесь, что из него полностью удалён воздух (см. Руководство по ремонту двигателя).

5. Удалить воздух из гидрокомпенсаторов.
6. Если шум не исчезает даже после удаления воздуха из гидрокомпенсаторов, провести следующие проверки. Выполните простую проверку гидрокомпенсаторов.
1) Если во время проверки одно из коромысел можно легко толкнуть вниз, заменить соответствующий гидрокомпенсатор;
2) Если во время проверки два или больше коромысел можно легко толкнуть вниз, причина может заключаться в закупоривании масляного канала ведущего к головке цилиндров; Проверить отсутствие закупоривания масляного канала на и прочистить, если таковое найдено; если закупоривания масляного канала не обнаружено, заменить гидрокомпенсаторы.
3) Если после проведения простой проверки выясняется, что все гидрокомпенсаторы зазоров находятся в нормальном состоянии (если ни одно из коромысел нельзя легко толкнуть вниз), ищите другую причину проблемы.
Примечание:
Вы можете проверить, находятся ли гидрокомпенсаторы в нормальном состоянии путём проведения теста на герметичность.


ВНИМАНИЕ
Перед установкой нового гидрокомпенсатора зазора убедитесь, что из него полностью удалён воздух.

7. Запустить двигатель и проверить, что посторонний шум исчез. В случае необходимости удалить воздух из гидрокомпенсаторов.
ПРОСТАЯ ПРОВЕРКА ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ
1. Остановить двигатель.
2. Снять крышку головки цилиндров.
3. Установить поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия.
4. Проверить коромысла, обозначенные белыми стрелками на рисунке, по процедуре, приведённой ниже. Проверка коромысел впускных клапанов:
1) Проверить, перемещается ли вниз коромысло при нажатии на ту его часть, которая касается верхней части гидрокомпенсатора.
2) Если коромысло при нажатии на него легко перемещается вниз, заметьте соответствующий гидрокомпенсатор;
3) Если при нажатии на коромысло ощущается исключительная жёсткость сопротивления и коромысло не перемещается вниз, гидрокомпенсатор зазора находится в нормальном состоянии и следует искать другую причину проблемы.
Проверка коромысел выпускных клапанов:
Примечание:
Если невозможно нажать на Y-образное коромысло на стороне выпускных клапанов, если один гидрокомпенсатор неисправен, но остальные в норме, то в этих случаях выполните следующую процедуру, используя плоский щуп.

1) Проверить, что щуп толщиной 0,1 — 0,2 мм может быть легко вставлен между клапаном и гидрокомпенсатором.
2) Если щуп может быть легко вставлен, отметить соответствующий гидрокомпенсатор зазора.
3) Если щуп не может быть легко вставлен, то гидрокомпенсатор находится в нормальном состоянии и следует искать другую причину проблемы.
5. Медленно повернуть коленчатый вал на 360° по часовой стрелке.
6. Проверить коромысла, обозначенные чёрными стрелками на рисунке таким же образом, как объяснено в п.4.
УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА ИЗ ГИДРОКОМПЕНСАТОРОВ
Примечание:
Если автомобиль был припаркован на уклоне в течение длительного периода времени, количество масла находящегося в гидрокомпенсаторах уменьшится, и воздух может попасть внутрь камеры высокого давления гидрокомпенсаторов.
Если автомобиль не эксплуатировался в течение долгого времени, масло также могло вытечь из масляных каналов, поэтому необходимо какое-то время на заполнение полостей гидрокомпенсаторов и на удаление воздуха из них.
При возникновении любой из перечисленных ситуаций, посторонний шум может быть устранен путем удаления воздуха из гидрокомпенсаторов.

1. Проверить уровень масла в картере двигателя и его качество, замените или добавьте необходимое количество, если нужно.
Примечание:
Если масла в картере двигателя недостаточно, воздух может проникнуть в масляные каналы через маслозаборник.
Если масла в картере больше нормы, масло в картере вспенивается и большое количество воздуха подмешивается в масло.
При старении масла, воздух, помешиваемый в масло, не может легко отделиться от него, и его количество в масле постоянно увеличивается.
Если в масле, вследствие одной из перечисленных причин, находится большое количество воздуха и он проникает в камеру высокого давления гидрокомпенсатора, воздух внутри гидрокомпенсатора сжимается при открытии клапана и гидрокомпенсатор также сжимается, в результате чего появляется ненормальный шум при закрытии клапана. То есть происходит то же самое, когда по ошибке установлен слишком большой тепловой зазор в приводе клапанного механизма. Если же удалить воздух из полостей гидрокомпенсаторов, их работа восстанавливается.
Удаление воздуха из гидрокомпенсаторов Mitsubishi Pajero IV
2. Дать двигателю поработать в режиме холостого хода 1-3 минуты чтобы дать ему возможность прогреться.
3. Не давая нагрузки на двигатель, несколько раз выполнить процедуру разгона-торможения двигателя, показанную на рисунке, до тех пор, пока ненормальный шум не исчезнет (обычно шум пропадает через 10-30 циклов, но если даже через 30 циклов шум не исчезает, то причина его не в наличии воздуха в гидрокомпенсаторах).
4. После того как шум пропадает, повторить еще примерно 5 раз подобную процедуру разгона-торможения.
5. Дать двигателю поработать, на холостом ходу, еще 1-3 минуты, чтобы наверняка, убедиться в отсутствии ненормального шума.