Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Купить полную версию книги

Двигатель Geely Emgrand X7. Головка блока цилиндров Geely Emgrand X7

3. Головка блока цилиндров (ГБЦ)
Общий вид
Крышка головки блока цилиндров
Крышка головки блока цилиндров Geely X7
1. Вентиляционный шланг картерных газов № 1 2. Клапан системы принудительной вентиляции картерных газов 3. Крышка головки блока цилиндров в сборе 4. Прокладка крышки головки блока 5. Крышка маслозаливной горловины 6. Вентиляционный сапун вентиляции картерных газов 7. Вентиляционный шланг картерных газов №2
Головка блока цилиндров и клапанный механизм
Головка блока цилиндров и клапанный механизм Geely X7
1. Выпускной клапан 2. Впускной клапан 3. Седло выпускного клапана 4. Седло впускного клапана 5. Направляющая втулка выпускного клапана 6. Направляющая втулка впускного клапана 7. Маслосъемный колпачок впускного клапана 8. Опорная шайба клапанной пружины впускного клапана 9. Пружина впускного клапана 10. Седло пружины впускного клапана 11. Сухари (замки) впускного клапана 12. Толкатель впускного клапана 13. Толкатель выпускного клапана 14. Сухари (замки) выпускного клапана 15. Седло пружины выпускного клапана 16. Пружина выпускного клапана 17. Опорная шайба клапанной пружины выпускного клапана 18. Маслосъемный колпачок выпускного клапана 19. Головка блока цилиндров в сборе
Крышка головки блока цилиндров
Снятие и установки
Снятие
1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Снять верхнюю декоративную крышку двигателя в сборе (см. соответствующий раздел в данной главе).
3. Снять катушки зажигания и направляющую рейку высоковольтного провода системы зажигания (см. соответствующий раздел в главе Электрооборудование).
4. Отпустить хомут крепления и отсоединить вентиляционный шланг картерных газов, как показано на рисунке ниже.
5. Отпустить хомут крепления отсоединить патрубок системы вентиляции картерных газов от крышки головки блока цилиндров, как показано на рисунке ниже
Крышка головки блока цилиндров Geely X7
6. Отвернуть болты и гайки крепления крышки головки блока цилиндров, как показано на рисунке ниже.
Крышка головки блока цилиндров Geely X7
7. Снять крышку с головки блока цилиндров, как показано на рисунке ниже.
Крышка головки блока цилиндров Geely X7
8. Удалить старую резиновую прокладку крышки головки блока цилиндров.
Установка
1. Уложить новую резиновую прокладку крышки головки блока цилиндров, как показано на рисунке ниже.
Крышка головки блока цилиндров Geely X7
2. Нанести на контактную поверхность крышки головки блока цилиндров равномерный валик герметика.
3. Установить крышку головки блока цилиндров в сборе.
4. Установить и затянуть болты и гайки крепления головки блока цилиндров с требуемым моментом затяжки. Момент затяжки элементов крепления: 10 — 12 Н-м.
Примечание:
Болты и гайки крепления затягивать в два подхода.
5. Подсоединить к крышке головки блока цилиндров патрубок системы принудительно вентиляции картерных газов, затянуть хомут его крепления, как показано на рисунке ниже.
6. Подсоединить к крышке головки блока цилиндров вакуумный шланг системы вентиляции картерных газов, затянуть хомут его крепления, как показано на рисунке ниже.
Крышка головки блока цилиндров Geely X7
7. Установить катушку зажигания и рейку для высоковольтных проводов системы зажигания (см. соответствующий раздел в главе Электрооборудование).
8. Установить верхнюю декоративную крышку головки блока цилиндров (см. соответствующий раздел в данной главе).
Распределительные валы
Снятие и установка
Снятие
1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Снять верхнюю декоративную крышку двигателя в сборе (см. соответствующий раздел в данной главе).
3. Снять крышку головки блока цилиндров в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
- Снять катушки зажигания и направляющую рейку высоковольтного провода системы зажигания (см. соответствующий раздел в главе Электрооборудование).
- Отпустить хомут крепления и отсоединить вентиляционный шланг картерных газов.
- Отпустить хомут крепления отсоединить патрубок системы вентиляции картерных газов от крышки головки блока цилиндров.
- Отвернуть болты и гайки крепления крышки головки блока цилиндров.
- Снять крышку с головки блока цилиндров.
- Удалить старую резиновую прокладку крышки головки блока цилиндров.
4. Снять ремень привода навесного оборудования (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
5. Снять переднюю крышку цепи привод газораспределительного механизма в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
6. Снять цепь привода газораспределительного механизма в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
- Провернуть коленчатый вал в направлении его работы, чтобы установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия.
- Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
- Снять верхнюю декоративную крышку двигателя в сборе (см. соответствующий раздел в данной главе).
- Снять катушки зажигания (см. соответствующий раздел в главе Электрооборудование).
- Снять крышку головки блока цилиндров в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
- Отпустить хомут крепления и отсоединить вентиляционный шланг картерных газов.
- Отпустить хомут крепления отсоединить патрубок системы вентиляции картерных газов от крышки головки блока цилиндров.
- Отвернуть болты и гайки крепления крышки головки блока цилиндров.
- Снять крышку с головки блока цилиндров.
- Удалить старую резиновую прокладку крышки головки блока цилиндров.
- Провернуть коленчатый вал, чтобы установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ (верхней мертвой точки) на такте сжатия.
Примечание:
Данное положение поршня соответствует установленной риске на шкиве напротив метки «О» на планке со шкалой, как показано на рисунке ниже.
- Используя, маркер нанести на звездочки привода распределительных валов и на звенья цепи установочные метки. Затем установить специальное приспособление (GL301-022), чтобы зафиксировать цепь привода ГРМ, после чего установить специальное приспособление (GL301-018), чтобы зафиксировать от вращения распределительные валы.
- Отвернуть гайки крепления и снять натяжитель цепи привода газораспределительного механизма.
Примечание:
Выполняя описанные операции исключить проворачивание коленчатого вала.
- Выкрутить опорный болт крепления направляющей рейки натяжителя цепи привода ГРМ.
- Затем снять направляющую рейку натяжителя цепи в сборе.
ВНИМАНИЕ
При снятии элементов натяжителя цепи привода газораспределительного механизма, исключить их падение в картер двигателя.
- Выкрутить нижний болт крепления направляющей/успокоителя цепи привода газораспределительного механизма.
- Выкрутить верхний болт крепления направляющей/успокоителя цепи привода газораспределительного механизма.
- Снять направляющую/успокоитель цепи привода газораспределительного механизма в сборе.
- Снять цепь привода газораспределительного механизма в сборе со звездочкой коленчатого вала.
- Выкрутить болты крепления и снять элементы натяжителя цепи привода масляного насоса в сборе.
- Выкрутить болт крепления и снять направляющую рейку цепи привода масляного насоса.
- Отвернуть гайку крепления масляного насоса.
- Снять цепь привода масляного насоса, звездочку привода масляного насоса и звездочку привода масляного насоса на коленчатом валу.
7. Выкрутить болт крепления и снять фазовращатель газораспределительного механизма впускного распределительного вала, как показано на рисунке ниже.
Примечание:
Для удержания распределительного вала от вращения, использовать разводной ключ, установленный на специальные технологические выборки вала, как показано на рисунке ниже.
Распределительные валы Geely X7
8. Выкрутить болт крепления и снять звездочку привода выпускного распределительного вала, как показано на рисунке ниже.
Примечание:
Для удержания распределительного вала от вращения, использовать разводной ключ, установленный на специальные технологические выборки вала, как показано на рисунке ниже.
Распределительные валы Geely X7
9. Выкрутить болты крепления крышек опор впускного распределительного вала, в последовательности, указанной на рисунке ниже. Снять впускной распределительный вал в сборе с головки блока цилиндров.
Примечание:
Быть предельно осторожным, чтобы исключить механические повреждения распределительного вала, при его демонтаже.
Распределительные валы Geely X7
10. Выкрутить болты крепления крышек опор выпускного распределительного вала, в последовательности, указанной на рисунке ниже. Снять выпускной распределительный вал в сборе с головки блока цилиндров.
Примечание:
Быть предельно осторожным, чтобы исключить механические повреждения распределительного вала, при его демонтаже.
Распределительные валы Geely X7
11. Извлечь распределительный вал из головки блока цилиндров, как показано на рисунке ниже.
ВНИМАНИЕ
Уложить распределительный вал на деревянные брусья, чтобы исключить его повреждение.
Распределительные валы Geely X7
12. Проверить техническое состояние кулачков и опорных шеек распределительного вала. При необходимости заменить вал.
Установка
Примечание:
При установке распределительных валов необходимо быть предельно осторожным, чтобы исключить повреждения рабочих поверхностей валов и головки блока цилиндров.

Примечание:
Перед установкой распределительных валов в головку блока цилиндров, необходимо нанести на трущиеся поверхности слой свежего моторного масла.
1. Нанести на опорные шейки распределительного вала и на рабочие поверхности крышек опор свежее моторное масло.
2. Установить в головку блока цилиндров выпускной распределительный вал, как показано на рисунке ниже.
Распределительные валы Geely X7
3. Установить в головку блока цилиндров впускной распределительный вал, как показано на рисунке выше.
4. Установить крышки впускного и выпускного распределительных валов, как показано на рисунке ниже.
Примечание:
Исключить неправильную установку крышек распределительных валов. Например, если на крышке нанесена метка, значит, это крышка №2 впускного распределительного вала. Стрелка, указывает на цепь привода ГРМ. Если на крышке нанесена метка, значит, это крышка №2 выпускного распределительного вала. Стрелка, указывает на цепь привода ГРМ.
5. Постепенно затянуть болты крепления крышек опор распределительного вала в последовательности, указанной на рисунке ниже. Момент затяжки болтов крепления: 13 Н-м (М6), 30 Н-м (М8).
Примечание:
Болты крепления необходимо затягивать в несколько подходов. В противном случае возможно повреждение распределительные валы или крышки опор.
Распределительные валы Geely X7
6. Постепенно затянуть болты крепления крышек опор распределительного вала в последовательности, указанной на рисунке ниже. Момент затяжки болтов крепления: 13 Н-м (М6), 30 Н-м (М8).
Примечание:
Болты крепления необходимо затягивать в несколько подходов. В противном случае возможно повреждение распределительные валы или крышки опор.
Распределительные валы Geely X7
7. Установить звездочку привода выпускного распределительного вала, как показано на рисунке выше. Затянуть болт крепления звездочки с моментом затяжки 55 Н-м.
Примечание:
Проверить направляющую звездочки на наличие износа. При обнаружении износа, необходимо заменить направляющий палец. После этого затянуть болт крепления звездочки, удерживая распредвал от проворачивания с помощью разводного ключа, как показано на рисунке ниже.
8. Установить фазовращатель вместе со звездочкой на впускной распределительный вал, как показано на рисунке ниже. Момент затяжки болта крепления: 60 — 63 Н-м.
Примечание:
Проверить направляющую фазовращателя на наличие износа. При обнаружении износа, необходимо заменить направляющий палец. После этого затянуть болт крепления фазовращателя, удерживая распредвал от проворачивания с помощью разводного ключа, как показано на рисунке ниже.
Распределительные валы Geely X7
9. Установить цепь привода газораспределительного механизма (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
- Установить звездочку привода масляного насоса на коленчатый вал, затем установить цепь привода масляного насоса в сборе со звездочкой.
- Установить и затянуть гайку крепления с моментом затяжки 30 Н-м.
- Установить направляющую рейку натяжителя цепи привода масляного насоса. Затем установить и затянуть болт крепления направляющей с моментом затяжки 13 Н-м.
- Установить натяжитель цепи привода масляного насоса. Установить и затянуть болты крепления натяжителя с моментом затяжки 6 Н-м.
- Проверить наличие отмеченных желтым цветом звеньев цепи.
- Установить цепь привода газораспределительного механизма в сборе со звездочкой коленчатого вала. Совместить в первую очередь звено цепи синего цвета с установочной меткой звездочки коленчатого вала.
Примечание:
Суммарно на цепи имеется три, отмеченных звена, включая два звена желтого цвета, которые должны быть, совмещены с установочными метками на звездочках впускного и выпускного распределительных валов.
- Совместить звено желтого цвета с установочной меткой на звездочке привода выпускного распределительного механизма.
- Совместить второе звено желтого цвета с установочной меткой на звездочке (механизме изменения фаз газораспределения) привода впускного распределительного механизма.
- Установить направляющую рейку/успокоитель цепи привода газораспределительного механизма.
- Установить и затянуть болты крепления направляющей рейки/успокоителя цепи привода газораспределительного механизма. Момент затяжки болтов крепления рейки: 9 Н-м.
- Установить направляющую рейку натяжителя цепи привода газораспределительного механизма.
- Установить опорный болт крепления направляющей рейки, затем затянуть его с моментом затяжки 19 Н-м.
- Установить переднюю крышку цепи привода газораспределительного механизма (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
- Поднять пальцем упор храповика, затем вдавить внутрь корпуса натяжителя цепи ГРМ шток, до фиксации пальца крючком.
- Установить натяжитель цепи привода ГРМ. Установить и затянуть гайки крепления натяжителя с моментом затяжки 29 Н-м.
- Снять с цепи привода газораспределительного механизма и с распределительных валов специальные приспособления для их блокировки.
- Разблокировать натяжитель. Убедиться в том, что направляющая рейка натяжителя плотно прилегает к цепи привода газораспределительного механизма.
Примечание:
Если натяжитель не разблокировался, необходимо, используя отвертку, переместить натяжитель в обратном направлении, чтобы вывести из зацепления палец и крючок блокировки.
- Уложить новую резиновую прокладку крышки головки блока цилиндров.
- Нанести на контактную поверхность крышки головки блока цилиндров равномерный валик герметика.
- Установить крышку головки блока цилиндров в сборе.
- Установить и затянуть болты и гайки крепления головки блока цилиндров с требуемым моментом затяжки. Момент затяжки элементов крепления: 10- 12 Н-м.
Примечание:
Болты и гайки крепления затягивать в два подхода.
- Подсоединить к крышке головки блока цилиндров патрубок системы принудительно вентиляции картерных газов, затянуть хомут его крепления.
- Подсоединить к крышке головки блока цилиндров вакуумный шланг системы вентиляции картерных газов, затянуть хомут его крепления.
- Установить катушку зажигания (см. соответствующий раздел в главе Электрооборудование).
- Установить верхнюю декоративную крышку двигателя.
- Подсоединить отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
10.Установить переднюю крышку цепи привода ГРМ (см. соответствующий раздел в данной главе).
11. Установить ремень привода навесного оборудования (см. соответствующий раздел в данной главе).
12.Установить крышку головки блока цилиндров в сборе (см. соответствующий раздел в данной главе).
13.Установить верхнюю декоративную крышку двигателя в сборе.
14. Подсоединить отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
Проверка технического состояния распределительного вала
Распределительный вал
1. Используя микрометр, измерить высоту кулачков распределительного вала, как показано на рисунке ниже. Стандартная величина высоты кулачков должна соответствовать техническим данным.
Проверка технического состояния распределительного вала Geely X7
Примечание:
Если высота кулачка распредвала менее, чем минимально допустимая, необходимо заменить распределительный вал в сборе.
2. Проверить зазор в подшипниках распределительного вала.
- Очистить и промыть крышки подшипников и шейки распределительного вала.
- Установить распределительные валы в головку блока цилиндров.
- Уложить на шейки распределительного вала специальные пластиковые калибры, как показано на рисунке.
Примечание:
На рисунке ниже распределительный вал и головка блока цилиндров изображены схематически, потому могут отличаться от реального.
Проверка технического состояния распределительного вала Geely X7
- Установить крышки подшипников распределительного вала. Затянуть болты крепления с требуемым моментом затяжки
ВНИМАНИЕ
Не проворачивать распределительный вал.
- Снять крышки подшипников распредвала.
- Измерить толщину пластикового калибра (к набору пластикового калибра прилагается шкала). Из этого, определить величину зазора в подшипниках.
Примечание:
На рисунке ниже распределительный вал и головка блока цилиндров изображены схематически, потому могут отличаться от реального.
Проверка технического состояния распределительного вала Geely X7
Примечание:
Если зазор в подшипниках превышает допустимый предел, необходимо заменить распределительный вал. При необходимости, заменить крышки подшипников или головку блока цилиндров в сборе.
- Удалить полностью пластиковые калибры.
- Снять распределительные валы.
3. Измерить осевой зазор распределительного вала.
- Установить распределительные валы.
- Используя индикатор часового типа, измерить осевой зазор, перемещая распределительный вал вперед / назад. Стандартная величина осевого зазор распределительного вала должна соответствовать техническим данным.
Примечание:
Если осевой зазор превышает предельно допустимую величину, необходимо заменить распределительный вал. При необходимости, заменить крышки подшипников распределительного вала и головку блока цилиндров в сборе.
- Снять распределительные валы.
Механизм изменения фаз газораспределения в сборе (фазовращатель)
1. Проверить техническое состояние механизма изменения фаз газораспределения в сборе.
- Проверить и убедиться в том, что механизм не вращается.
- Зафиксировать фазовращатель вместе с распределительным валом в тисках.
- Проверить и убедиться в том, что фазовращатель в сборе не вращается. Если какие-либо перемещения отсутствуют, значит механизм в исправном состоянии.
- Обвернуть все части механизма и распределительного вала виниловой лентой, кроме одного отверстия.
- Используя специальный пневматический пистолет, подвести к отверстию давление 147.70 кПа. В этот момент стопорный палец максимально отведен в сторону запаздывания фаз.
Примечание:
При выполнении вышеописанной операции необходимо обмотать пневматический пистолет ветошью, чтобы исключить разбрызгивание моторного масла.
После отпускания стопорного пальца, есть возможность провернуть фазовращатель в сторону опережения фаз.
При больших утечках воздуха, стопорный палец не расфиксируется.
- Во время выполнения выше описанной операции, провернуть вручную фазовращатель в сборе в сторону опережения (направление указано на рисунке выше стрелкой). При подводе сжатого воздуха, перемещение фазовращателя в сторону опережения должно производится без усилия, от руки. Кроме положения, при достижении стопорного пальца максимального отклонения в сторону запаздывания.
- После этого, провернуть фазовращатель обратно. Проверить плавность его перемещения, исключающее заедание. Диапазон перемещения фазовращателя составляет 25°.
- Провернуть фазовращатель в сборе от руки и зафиксировать его в предельном положении запаздывания.
Головка блока цилиндров в сборе
Снятие и установка
Снятие
1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
2. Снять верхнюю декоративную крышку двигателя в сборе.
3. Слить из системы охлаждения двигателя охлаждающую жидкость (см. соответствующий раздел в главе Система охлаждения).
4. Снять корпус дроссельной заслонки в сборе (см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
5. Снять впускной коллектор в сборе (см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
6. Снять выпускной коллектор в сборе (см. соответствующий раздел в главе Система впуска и выпуска).
7. Снять катушки зажигания в сборе с жгутами электропроводки двигателя (см. соответствующий раздел в главе Электрооборудование двигателя).
8. Снять крышку головки блока цилиндров.
9. Снять ремень привода навесного оборудования (см. соответствующий раздел в данной главе).
10. Снять переднюю крышку цепи привода ГРМ (см. соответствующий раздел в данной главе).
11. Снять цепь привода газораспределительного механизма (см. соответствующий раздел в данной главе).
12. Снять топливную рейку в сборе (см. соответствующий раздел в главе Система питания и управления двигателя).
13. Отсоединить разъем жгута электропроводки от датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя.
14. Снять датчик положения распределительного вала.
15. Снять электромагнитный клапан управления фазовращателем.
16. Снять распределительные валы (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
- Снять катушки зажигания и направляющую рейку высоковольтного провода системы зажигания (см. соответствующий раздел в главе Электрооборудование).
- Отпустить хомут крепления и отсоединить вентиляционный шланг картерных газов.
- Отпустить хомут крепления отсоединить патрубок системы вентиляции картерных газов от крышки головки блока цилиндров.
- Отвернуть болты и гайки крепления крышки головки блока цилиндров.
- Снять крышку с головки блока цилиндров.
- Удалить старую резиновую прокладку крышки головки блока цилиндров.
- Снять ремень привода навесного оборудования.
- Снять переднюю крышку цепи привод газораспределительного механизма в сборе.
- Провернуть коленчатый вал в направлении его работы, чтобы установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия.
- Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
- Снять верхнюю декоративную крышку двигателя в сборе (см. соответствующий раздел в данной главе).
- Снять катушки зажигания (см. соответствующий раздел в главе Электрооборудование).
- Снять крышку головки блока цилиндров в сборе (подробнее, см. соответствующий раздел в данной главе).
- Отпустить хомут крепления и отсоединить вентиляционный шланг картерных газов.
- Отпустить хомут крепления отсоединить патрубок системы вентиляции картерных газов от крышки головки блока цилиндров.
- Отвернуть болты и гайки крепления крышки головки блока цилиндров.
- Снять крышку с головки блока цилиндров.
- Удалить старую резиновую прокладку крышки головки блока цилиндров.
- Провернуть коленчатый вал, чтобы установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ (верхней мертвой точки) на такте сжатия.
Примечание:
Данное положение поршня соответствует установленной риске на шкиве напротив метки «0» на планке со шкалой, как показано на рисунке ниже.
- Используя, маркер нанести на звездочки привода распределительных валов и на звенья цепи установочные метки. Затем установить специальное приспособление (GL301-022), чтобы зафиксировать цепь привода ГРМ, после чего установить специальное приспособление (GL301-018), чтобы зафиксировать от вращения распределительные валы.
- Отвернуть гайки крепления и снять натяжитель цепи привода газораспределительного механизма.
Примечание:
Выполняя описанные операции исключить проворачивание коленчатого вала.
- Выкрутить опорный болт крепления направляющей рейки натяжителя цепи привода ГРМ.
- Затем снять направляющую рейку натяжителя цепи в сборе.
ВНИМАНИЕ
При снятии элементов натяжителя цепи привода газораспределительного механизма, исключить их падение в картер двигателя.
- Выкрутить нижний болт крепления направляющей/успокоителя цепи привода газораспределительного механизма.
- Выкрутить верхний болт крепления направляющей/успокоителя цепи привода газораспределительного механизма.
- Снять направляющую/успокоитель цепи привода газораспределительного механизма в сборе.
- Снять цепь привода газораспределительного механизма в сборе со звездочкой коленчатого вала.
- Выкрутить болты крепления и снять элементы натяжителя цепи привода масляного насоса в сборе.
- Выкрутить болт крепления и снять направляющую рейку цепи привода масляного насоса.
- Отвернуть гайку крепления масляного насоса.
- Снять цепь привода масляного насоса, звездочку привода масляного насоса и звездочку привода масляного насоса на коленчатом валу.
- Выкрутить болт крепления и снять фазовращатель газораспределительного механизма впускного распределительного вала.
Примечание:
Для удержания распределительного вала от вращения, использовать разводной ключ, установленный на специальные технологические выборки вала.
- Выкрутить болт крепления и снять звездочку привода выпускного распределительного вала.