Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Купить полную версию книги

Двигатель Dong Feng DFA 1063 / EQ 1074. Коленчатый вал и шатунно-поршневая группа

5. Коленчатый вал и шатунно-поршневая группа
Коленчатый вал DongFeng DFA 1063
1. Вкладыш подшипника (шатун), 2. Втулка шатуна, 3. Шатун в сборе, 4. Болт крепления шатунной крышки, 5. Поршень, 6. Шатунный палец, 7. Стопорное кольцо шатунного пальца, 8. Маслосъемное кольцо в сборе, 9, 10. Компрессионные кольца.
Коленчатый вал DongFeng DFA 1063
1. Коленчатый вал в сборе, 2. Штифт, 3. Приводная шестерня коленчатого вала, 4. Верхние вкладыши коренных опор коленчатого вала, 5. Упорный вкладыш подшипника, 6. Нижние вкладыши коренных опор коленчатого вала, 7. Шкив коленчатого вала, 8. Болт крепления шкива.
Разборка шатунно-поршневой группы
1. Нанести номер цилиндра в месте сопряжения крышки шатуна с шатуном, для исключения разукомплектовки.
2. Разборку и сборку поршней с шатунами производить с помощью специального приспособления.
Разборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
3. Установить оправку для выпрессовки с кондуктором нужного диаметра. Закрутить направляющую. Поршень установить метками вверх, в соответствии с рисунком.
4. Установить поршень на опору.
5. Выпрессовать поршневой палец из верхней головки шатуна.
Разборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
Примечание
Поршень и шатун не разукомплектовывать.
Проверка технического состояния шатунно-поршневой группы
1. Проверить поршневые кольца на наличие повреждений, царапин. При наличии перечисленных дефектов заменить кольца. Также кольца необходимо заменить, если производится замена поршней.
2. Проверить зазор между кольцом и пазом в поршне под кольцо. Зазор не должен превышать 0.02 — 0.06 мм.
Проверка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
3. Замерить зазор в замках поршневых колец. В первом компрессионном зазор 0.25 — 0.35 мм, для второго компрессионного — 0.40 — 0.55 мм, для маслосъемного -0.10 -0.40 мм. При превышении указанных значений необходимо заменить кольца.
Проверка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
Проверка зазора в шатунных подшипниках
1. Очистить шейки вала и вкладыши от масла, смазки и других загрязнений.
2. Положить на шейки отрезки калиброванной пластмассовой проволоки длиной, равной ширине вкладыша, так, чтобы проволока не перекрывала смазочные отверстия.
Проверка зазора в шатунных подшипниках DongFeng DFA 1063
3. Установить коленчатый вал, вкладыши и крышки шатунов.
4. Затянуть болты крепления крышек требуемым моментом, следя за тем, чтобы вал не поворачивался.
5. Снять крышки подшипников. Определить зазоры между вкладышами подшипника и шейками вала по ширине наиболее сплющенного участка проволоки с помощью шкалы, нанесенной на упаковке проволоки. Если величина зазоров превышает предельно допустимое значение, заменить вкладыши подшипников. Значение зазора не должно превышать 0.02 — 0.05 мм.
Проверка зазора в шатунных подшипниках DongFeng DFA 1063
Замена подшипников коленвала
Измерить шатунную шейку коленвала, после ремонта, и определить к какой группе относится.
В указанных на рисунке местах должны быть нанесены метки краской в соответствии размерам.
Замена подшипников коленвала DongFeng DFA 1063
Сборка шатунно-поршневой группы
1. Замерить указанные на рисунке размеры для определения длины кондуктора. Длина определяется по формуле: L=[(A-C)-(B-D)]/2
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
2. Установить направляющую с соответствующим кондуктором, как указано на рисунке.
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
3. Сборку производить так, чтобы метки на поршне и на шатуне совпадали по направлению.
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
4. Перед запрессовкой смазать поверхность пальца моторным маслом.
5. Запрессовать палец и установить стопорные кольца. Поршень должен вращаться свободно.
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
6. Установить расширитель маслосъемного кольца.
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
7. Установить верхний диск маслосъемного кольца, для этого сначала вставить один из концов диска между канавкой поршня и расширителем и, плотно удерживая его, нажатием пальца вставить диск в канавку.
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
ВНИМАНИЕ
При установке диска, расширитель для поршневых колец не применять.

8. Установить нижний диск маслосъемного кольца, как указано на рисунке.
9. Установленные диски должны свободно вращаться.
10. С помощью расширителя поршневых колец установить нижнее компрессионное кольцо.
11.Установить верхнее компрессионное кольцо.
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
Примечание
1. Верхнее и нижнее компрессионное кольцо обозначаются 1R и 2R соответственно.
2. Кольца необходимо устанавливать метками к верхней части поршня.
3. Кольца ремонтных размеров имеют обозначения, которые указаны в таблице ниже.
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
12. Смазать поршень и кольца моторным маслом.
13. Развести замки компрессионных колец как можно дальше один от другого, следя за тем, чтобы они не оказались в одной плоскости с замками дисков маслосъемного кольца и поршневым пальцем.
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
14. Сжать поршневые кольца с помощью приспособления и вставить поршень цилиндр.
Примечание
Шатунно-поршневую группу устанавливать меткой в сторону приводного ремня.
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
15.Убедиться, что метки поршня и шатуна совпадают и направлены в сторону передней части двигателя.
16. При установке крышек шатунов следить за соответствием номеров, нанесенных на шатуне и крышке при разборке.
17. При установке новых шатунов следить за тем, чтобы установочные выемки вкладышей располагались с одной стороны.
ВНИМАНИЕ
Болты крепления крышек шатунов заменять новыми при каждом снятии. Новые болты более трех раз не затягивать.

18. Проверить боковой зазор шатуна (0.10-0.25 мм).
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
19. При сборке шатуна смазать болты моторным маслом.
20. Затянуть гайки крепления крышки шатуна моментом затяжки 20 Н.м.
21. Нанести метки на гайки и на болты крепления крышки шатуна, как указано на рисунке.
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
22. Затягивать гайку до совпадения меток.
Сборка шатунно-поршневой группы DongFeng DFA 1063
Примечание
Не проворачивать гайку более, чем на 100° и менее, чем на 90° это может привести к перетягиванию или недотягиванию крышки шатуна соответственно и, впоследствии к дефектам.
Коленчатый вал
Проверка технического состояния коленвала
1. Очистить шейки вала и вкладыши от масла, смазки и других загрязнений.
2. Положить на шейки отрезки калиброванной пластмассовой проволоки длиной, равной ширине вкладыша, так, чтобы проволока не перекрывала смазочные отверстия.
Проверка коленвала DongFeng DFA 1063
3. Установить коленвал, вкладыши и крышки подшипников.
4. Затянуть болты крепления крышек требуемым моментом, следя за тем, чтобы вал не поворачивался.
5. Снять крышки подшипников. Определить зазоры между вкладышами подшипника и шейками вала по ширине наиболее сплющенного участка проволоки с помощью шкалы, нанесенной на упаковке проволоки. Если величина зазоров превышает предельно допустимое значение, заменить вкладыши подшипников.
Проверка коленвала DongFeng DFA 1063
Проверка технического состояния блока цилиндров
1. Проверить блок цилиндров на наличие трещин, коррозии, повреждений, при обнаружении очевидных дефектов необходимо заменить блок цилиндров.
2. С помощью специальной линейки и щупа проверить неплоскостность поверхности сопряжения блока цилиндров с головкой блока. Неплоскостность не должна превышать 0.05 — 1.00 мм.
Проверка блока цилиндров DongFeng DFA 1063
3. В случае превышения вышеуказанных пределов блок цилиндров необходимо прошлифовать. Шлифовать не более чем на 0.2 мм.
Примечание
Максимально возможная суммарная величина обработки головки блока и блока цилиндров не должна превышать 0.2 мм.

4. Проверить зеркало цилиндра на наличие царапин и задиров. В случае обнаружения расточить до ремонтного размера или заменить цилиндр.
5. С помощью нутромера измерить внутренний диаметр в нескольких плоскостях, как указанных на рисунке.
Проверка блока цилиндров DongFeng DFA 1063
Сборка
1. Установить упорные вкладыши коленвала, предварительно смазав их моторным маслом.
Примечание
Упорные вкладыши устанавливать пазами к противовесам коленвала

2. Подобрать вкладыши в соответствии размерам коренных опор коленвала.
Сборка блока цилиндров DongFeng DFA 1063
3. Установить вкладыши коренных опор в блок цилиндров и крышку коренных опор.
Сборка блока цилиндров DongFeng DFA 1063
4. Установить крышку коренных опор меткой к приводному ремню.
5. Проверить длину болтов крепления крышки коренных опор. При не соответствии размера заменить болт.
6. Нанести моторное масло на резьбовую часть болта.
7. Затянуть болты моментом затяжки 25 Н-м.
8. Нанести метки краской на головки болтов и коренные опоры, как указано на рисунке.
Сборка блока цилиндров DongFeng DFA 1063
9. Затянуть болты крепления коренных опор, провернув их на 90° — 100° до совпадения меток на головках болтов с метками на опорах.
Сборка блока цилиндров DongFeng DFA 1063
Примечание
Не проворачивать болт более, чем на 100° и менее, чем на 90° это может привести к перетягиванию или недотягиванию крышки коренных опор соответственно и, впоследствии к дефектам.

10. Проверить усилие поворота коленвала. Он должен свободно вращаться.
11. Проверит осевой зазор коленвала, используя индикатор часового типа и специальную стойку для его крепления, как показано на рисунке. Он не должен превышать 0.05-0.18 мм.
Сборка блока цилиндров DongFeng DFA 1063
12. В случае превышения допустимой величины осевого зазора необходимо заменить упорные вкладыши на четвертой опоре коленвала.
13. С помощью специального приспособления установить сальник.
14. Нанести герметик (MD970389) на контактную поверхность гнезда сальника, указанную на иллюстрации.
Сборка блока цилиндров DongFeng DFA 1063
Примечание
1. Гнездо сальника устанавливать не позже чем через 15 мин. после нанесения герметика.
2. Не допускать попадания нефтепродуктов на герметик в течение часа после установки корпуса.