Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Читать ПДД Украины онлайн  /  Дорожные знаки (ДСТУ 4100-2014)

«Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила использования»
(выдежки из Национального стандарта Украины ДСТУ 4100-2014)

Этот стандарт был разработан научно-исследовательским центром безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Украины. Стандарт полностью соответствует требованиям Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.) и Европейского соглашения, дополняющего эту Конвенцию (Женева, 1971 г.). Стандарт был введен на замену ГОСТ 2586-94.
1 Сфера применения
Настоящий стандарт распространяется на дорожные знаки, предназначенные для информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения на дорогах и улицах (далее - дорогах), а также правила их применения на всех дорогах, которые эксплуатируются и строятся.
Требования этого стандарта являются обязательными.
3 Группы, названия, изображения, размеры
3.1 Стандарт устанавливает семь групп дорожных знаков:
  • 1 - предупреждающие;
  • 2 - приоритета;
  • 3 - запрещающие;
  • 4 - предписывающие;
  • 5 - информационно-указательные
  • 6 - сервиса;
  • 7 - дополнительной информации (таблички).
3.2 Номер знака состоит из номера группы, порядкового номера знака в группе, порядкового номера разновидности (при наличии), разделенных между собой точками.
5 Технические требования
5.2 Требования к конструкции
5.2.1Знаки должны изготавливаться со светоотражающей поверхностью или внутренним освещением.
Черные и серые элементы изображения знаков могут не иметь светоотражающего эффекта.
Фон знаков 5.47, 5.51-5.54, 5.56, 5.58.1-5.59, пред­наз­на­ченных для применения на дорогах четвертой и ниже категорий, допускается выполнять несветоотражающим.
10 Правила применения
10.1 Общие положения
10.1.1 Дорожные знаки должны располагаться так, чтобы их хорошо видели участники дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток, было обеспечено удобство эксплуатации и обслуживания, а также было невозможным их непреднамеренное повреждение. При этом они не должны быть закрыты от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (зелеными насаждениями, мачтами наружного освещения т. д.).
При расположении дорожных знаков должна быть обеспечена направленность информации, которую они передают, только к тем участникам движения, для которых она предназначена.
На участках дорог, где дорожную разметку трудно увидеть (снег, грязь и т. п.) или нельзя восстановить, должны быть установлены соответствующие по содержанию дорожные знаки.
10.1.2 Установка или демонтаж дорожных знаков без согласования с органами МВД Украины запрещены.
10.1.3 Дорожные знаки, применение которых было вызвано причинами временного характера (дорожно-ремонтные работы, сезонные особенности движения и т. п.), должны выполняться на желтом фоне или устанавливаться на щитах желтого цвета, размеры которых должны превышать размеры знака не менее чем на 0,1 м. Эти знаки должны быть немедленно демонтированы после устранения указанных причин временного характера. При этом знаки допускается закрывать чехлами.
10.1.4 Дорожные знаки допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями дорожного движения.
10.1.5 С разрешения органов МВД Украины и НИЦ БДД МВД Украины в экспериментальном порядке допускается применять дорожные знаки, не установленные действующими стандартами и техническими условиями, в том числе управляемые дорожные знаки и табло со сменной информацией. При этом в необходимых случаях для своевременного информирования участников движения на экспериментальном участке дороги должны быть установлены транспаранты, которые бы объясняли смысл и значение эксперимента, который проводится.
10.1.6 Разрешается эксплуатация установленных дорожных знаков с изображением символов в соответствии с предыдущим изданием настоящего стандарта до окончания срока эксплуатации.
10.2 Общие требования
10.2.1 Знаки со светоотражающей поверхностью должны применяться на участках дорог без стационарного освещения, знаки с внутренним освещением - на участках дорог со стационарным освещением, включенным на все темное время суток.
Знаки со светоотражающей поверхностью допускается применять на участках дорог со стационарным освещением, если будет обеспечена видимость знаков с расстояния не менее 100 м как в светлое, так и в темное время суток.
10.2.2 В одном поперечном сечении дороги допускается устанавливать не более трех знаков, без учета дублирующих знаков и табличек к дорожным знакам.
Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз или слева направо) должна быть следующей:
  • - знаки приоритета;
  • - предупреждающие знаки;
  • - предписывающие знаки;
  • - запрещающие знаки;
  • - информационно-указательные знаки;
  • - знаки сервиса.
При размещении на одной опоре знаков одной группы, их располагают в соответствии с номером знака в группе.
10.2.4 Дорожные знаки должны устанавливаться с правой стороны дороги вне проезжей части и обочины (допускается устанавливать на присыпной берме), на тротуаре, разделительной полосе, газоне и т. д. и над дорогой, кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом. На дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении знаки могут дублироваться. Необходимость дублирования знаков определяют в зависимости от конкретных дорожных условий. Дублирующие знаки должны устанавливаться на разделительной полосе, а в случае ее отсутствия - над дорогой или на левой стороне дороги, если для движения во встречном направлении имеется не более чем две полосы.
10.2.5 Расстояние от края проезжей части, а при наличии обочины - от бровки земляного полотна до ближайшего к ней края знака, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2 м, а до края информационно-указательных знаков 5.45 - 5.48, 5.51, 5.53, 5.54, 5.56, 5.58.2, 5.59, 5.61.1 - 5.61.3 - от 0,5 до 5,0 м.
10.2.6 В сложных условиях (у обрывов, выступов скал, парапетов и др.) допускается устанавливать знаки на обочинах. В этом случае расстояние между краем проезжей части и ближайшим к ней краем знака должно составлять не менее 1 м, а высота установки должна быть не менее 2 м.
10.2.7 В случае отсутствия ограждений барьерного или парапетного типа знаки, расположенные на обочине, а также на разделительной полосе, должны устанавливаться на безопасных опорах (в соответствии с ГОСТ 25458 или ГОСТ 25459). Верхний обрез фундамента опоры знака должен быть выполнен заподлицо с поверхностью обочины, разделительной полосы или присыпной бермы.
10.2.8 В местах проведения работ на проезжей части и в случае оперативных изменений в схемах организации движения временные знаки на переносных опорах допускается устанавливать на проезжей части. На дорогах вне населенных пунктов временные дорожные знаки допускается устанавливать на опорах желтого цвета.
10.2.9 Расстояние от нижнего края знака (без учета предупреждающих знаков 1.31.1-1.31.6 и табличек к дорожным знакам) до поверхности дорожного покрытия (высота установки) кроме случаев, специально оговоренных стандартом, должно составлять:
  • - от 1,5 до 2,2 м - при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов, от 2,0 до 4,0 м - в населенных пунктах;
  • - не менее 0,6 м - при установке на островках безопасности и на проезжей части дороги;
  • - от 5,0 до 6,0 м - при размещении над проезжей частью; при размещении знаков на прогонных конструкциях искусственных сооружений и при расстоянии от поверхности дорожного покрытия до низа прогонной конструкции сооружения менее 5 м, знаки не должны выступать за их нижний край.
Высоту установки знаков, расположенных сбоку от дороги, определяют от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части.
Если знаки размещены один над другим, высоту установки определяют по нижнему знаку.
10.2.10 Расстояние между соседними знаками, размещенными на одной опоре, которые распространяют свое действие на ту же проезжую часть, за исключением знаков, выполненных в одном корпусе, должно составлять от 50 до 200 мм.
10.2.11 Знаки не должны устанавливаться на расстоянии менее 1 м от проводов линии высокого напряжения. В пределах охранной зоны высоковольтных линий подвешивать знаки на тросах-растяжках запрещается.
При необходимости полный текст данного стандарта можно получить из официальных источников.