Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Купить полную версию книги

Действия в чрезвычайных ситуациях Opel Vectra C / Caravan с 2002 г. Электрические приборы

5. Электрические приборы
Меры предосторожности
В электрической сети автомобиля используется высокое напряжение, к примеру, в системе зажигания, а также в работе ксеноновых ламп. Не рекомендуется проводить какие-либо работы связанные с электрической частью автомобиля людям с сердечной недостаточностью.

Как правило, при проверке электрического оснащения автомобиля мастер сталкивается с такими понятиями как напряжение, сила тока, сопротивление.
Известно, что напряжение измеряется в вольтах (V), сила тока в амперах (А), а сопротивление в омах (Q). Под понятием напряжение в автомобиле, как правило, подразумевается напряжение аккумуляторной батареи. Речь идёт о напряжении постоянного тока в 12 вольт. Величина напряжения в аккумуляторной батарее зависит прежде всего от заряда аккумулятора и от внешней температуры воздуха. Как правило, напряжение колеблется от 10 до 13 вольт. Известно, что напряжение в сети автомобиля вырабатывает генератор, и средняя величина напряжения составляет 14 вольт.
Понятие «сила тока» связано с электрической частью автомобиля относительно. Сила тока, как правило, указана на обратной стороне предохранителей и указывает на максимальную силу тока, которая допустима в работе электрооборудования автомобиля и при которой не перегорит предохранитель и не прервётся подача тока.
При прохождении по электрическим узлам, ток преодолевает определённое сопротивление. Сопротивление зависит от следующих факторов: толщины и длинны сечения проводки, материала проводки, проводимости проводки. Если сопротивление велико, то произойдут сбои в работе того либо иного электрического агрегата. Например, если в бензиновом двигателе сопротивление привода зажигания слишком велико, то искра в свече зажигания будет недостаточной для того, чтобы воспламенить топливовоздушную смесь и соответственно двигатель не заведётся. Внимание
Перед тем, как начать работы по замене электрических узлов автомобиля необходимо отсоединить кабель «массы» (-). Для этого следует обратить внимание на главу «Монтаж и демонтаж аккумулятора». Если указанный кабель отсоединён, то можно приступать к работе.
Монтаж дополнительных электрических приборов
Монтаж дополнительных электрических приборов Opel Vectra
При установке дополнительных электрических приборов, разумеется, необходимо подключиться к основной проводке электрораспределения. Для этого необходима дополнительная проводка, крепёжные ленты, изоляционные трубки, а также самоклеющаяся лента из пеноволокна.
Для того, чтобы избежать неприятных шумов от незакреплённой проводки, её необходимо грамотно и своевременно прикрепить с помощью изоленты и шумоизолирующих креплений. При проведении таких работ особое внимание стоит уделить на то, чтобы между приводом тормозов и силовым кабелем было расстояние не меньше 10 мм, также как и между приводами тормозов и проводкой ведущей к двигателю или другим электрическим узлам не меньше 25мм.
При просверливании отверстий в кузове автомобиль, края отверстия необходимо обработать, чтобы они не были острыми, обработать грунтовкой и покрыть лаком. При просверливании отверстий необходимо сразу удалить с поверхности кузова металлическую стружку.
При всех работах связанных с электрической проводкой необходимо отсоединить от аккумулятора кабель массы (-) при выключенном зажигании, и свесить в сторону. Таким образом, будет устранена опасность короткого замыкания в электрической системе автомобиля.
ВНИМАНИЕ
При отсоединении кабеля «массы» (-) от аккумулятора произойдёт сброс всех настроек электроприборов таких как: радио, часы и другие данные, зависящие от электрического питания. Подробные рекомендации на эту тему читай в разделе «монтаж и демонтаж аккумулятора».

В связи с установкой дополнительных источников потребления тока, необходимо проверить справляется ли с дополнительной нагрузкой генератор тока, и не упало ли напряжение в электрической сети автомобиля. В случае необходимости рекомендуем заменить старый генератор тока, на более мощный новый генератор во избежание сбоев в работе электроприборов.
Диагностика электрических приборов
При диагностике неполадок в работе электроприборов необходим комплексный подход. Например, если не работает лампа накаливания, но при этом она целая, то причину нужно искать в другом месте.
Итак, первое с чего необходимо начать диагностику — это предохранитель, который защищает основной электрический прибор от выхода из строя при перепадах напряжения.
Набор основных предохранителей находится в двух блоках предохранителей.
Необходимо заменить повреждённый предохранитель новым и проверить начал ли работать необходимый электрический прибор. Если прибор работает, то предохранитель перегорел из-за короткого замыкания. Это значит, что кабель «массы» (-) и положительный кабель (+) где-то соприкасаются.
Второй шаг при диагностике: если после замены предохранителя лампа накаливания не работает, значит необходимо проверить, работает ли электродвигатель.
Как проверить лампу накаливания в 12-вольт
- Выкрутить лампу и проверить, не повреждена ли она.
- Проверить работает ли лампа, присоединив её напрямую к клеммам аккумулятора. Если лампа не работает, значит, её необходимо заменить.
Примечание:
В случае необходимости зачистить контакты лампы и снова проверить, подключив к аккумулятору.

- Если лампа целая, но всё же не горит, то необходимо проверить подачу к ней питания. Для этого необходимо подсоединить положительный контакт (+) к лампе, а вместо минуса использовать металлическую планку в отсеке двигателя (светлый метал.).
- Если после этого контрольная лампа загорается, а основная так и не горит, то значит, где-то повреждён кабель «массы» к основной лампе. В этом случае необходимо заменить кабель «массы» (-).
- Если и после этого в кабеле, присоединённом к лампе накаливания, нет тока, необходимо проверить переключатель на проводимость тока. Как проверить переключатель на проводимость тока, читай в главе «проверка электрических переключателей на проводимость тока».
Как проверить электрические двигатели
Многие функции автомобиля напрямую зависят от электромоторов. Среди них такие как: стеклоподъёмники, люк с сервоприводом, электронный центральный замок. В случае необходимости соответствующий мотор включается с помощью переключателя вручную.
- Проверить предохранитель, соответствующий тому либо иному электромотору.
Примечание:
Электродвигатели стеклоподъёмников и выдвижной крыши оснащены предохранительными автоматами, которые просто отключаются при перегрузке, а через некоторое время сами снова включаются. Для корректной работы нужно устранить причину перегрузки. Причиной могут стать примёрзшие боковые стёкла.

- Если снова перегорает предохранитель, проблема в коротком замыкании.
- Чтобы однозначно определить действительно ли проблема в электродвигателе, необходимо подсоединить напрямую от аккумулятора к электродвигателю 2 кабеля диаметром 2 мм., соблюдая полярность. Все электромоторы в автомобиле работают на бортовом напряжении (от 12 до 14 вольт). Если при таком подключении мотор работает, то проблема в предохранителе.
Примечание:
Слишком медленно работающий электромотор указывает на изношенные щетки. В таком случае необходимо заменить щётки новыми.

- Если мотор работает, то необходимо проверить, какое напряжение на него подаётся.
- Проверить кабель подачи электричества на мотор с помощью контрольной лампы. Так как в электродвигателях напряжение больше обычная лампа накаливания будет светить ярче, либо может перегореть. Вот таким простым методом можно проверить, каково напряжение.
- Если на электромотор не поступает электричество, то проблема в предохранителе. Проверить и заменить. В электромоторах, как правило, установлены дополнительные реле в связи с потреблением высокого напряжения.
- Если проблема не устранена, проверить переключатель.
- Если повреждён кабель, то целесообразней заменить его новым, чем устранять дефекты старого.
Проверка электрических переключателей на проводимость тока
Многие электроприборы автомобиля включаются и выключаются вручную с помощью переключателей. Среди этих приборов, однако, есть и такие, которые включаются и выключаются автоматически. К таким относятся, к примеру, датчик уровня масла, и датчик уровня тормозной жидкости.
Основной задачей переключателя является замыкание и размыкание электроцепи. В автомобиле имеются переключатели, которые размыкают цепь «массы» (-) и подачи тока (+).
Как проверить электромоторы и переключатели ламп
- Демонтировать необходимый переключатель.
- В простых переключателях всего два подключения. В таких переключателях всё просто: к одному контакту прикладываем провод подачи тока (+) и после включения переключателя к другому проводу, ведущему к электроприбору. Однако есть и переключатели, со множеством клемм. В таких переключателях надо действовать согласно схеме, чтобы правильно присоединить провода, к соответствующим им клеммам.
- Использовать контрольную лампу, либо включить зажигание, чтобы проверить поступает ли электричество на переключатель. Включить переключатель и проверить проходит ли через него электричество на выходящий контакт. Если ток проходит через переключатель, то он в рабочем состоянии.
- Если ток не поступает на входящий контакт переключателя, то необходимо искать повреждение проводки. Проверить по электросхеме через какой именно провод подаётся электричество на переключатель и в случае повреждения заменить его новым.
Как проверить передающий переключатель
Передающие переключатели в автомобиле предназначены для оповещения об уровне тормозной жидкости, уровне масла, уровне охлаждающей жидкости.
- Для проверки таких переключателей необходимо использовать контрольную лампу либо омметр, подключив их к входящему и выходящему контактам.
Внимание
У переключателей вмонтированных в блок двигателя, как правило, отсутствует кабель массы и в этом случае минусовым полюсом является корпус переключателя, соприкасающийся с блоком двигателя.

- Для проверки проводимости тока переключателя можно использовать омметр. При включенном переключателе, омметр покажет О, при отключенном ~ О (знак бесконечности).
- Дополнительно необходимо проверить работоспособность контрольной лампы на приборной доске. Для этого необходимо включить зажигание, отсоединить провод от переключателя и подключить его к «массе». В этом случае должна загореться контрольная лампа.
Проверка реле
Во многих электроцепях задействовано реле. Реле работает по принципу переключателя. Когда включается электрический прибор с помощью переключателя, на реле поступает сигнал замкнуть цепь для подачи электричества на этот прибор. Разумеется, можно подключить электрический прибор в обход реле, напрямую от переключателя к аккумулятору. Но такое подсоединение даёт дополнительную нагрузку на переключатель и в нём может произойти короткое замыкание.
Как проверить реле
Включая определенный прибор, ток попадает от переключателя к реле, которое выравнивает напряжение и подаёт его дальше для запуска нужного электроприбора. Самый лучший способ проверить реле — это заменить его новым. По крайней мере, так это делают в автомастерских. Но так как не у каждого автолюбителя есть под рукой новое реле, то для проверки реле необходимо выполнить следующее:
- Вытащить реле из крепления с помощью плоскогубцев для реле, к примеру, HAZET 4770-1.
- Включить зажигание и соответствующий переключатель.
- Проверить с помощью контрольной лампы, есть ли напряжение на клемме (+) подключенной к реле. Для этого необходимо подсоединить контрольную лампу к «массе» (-), а другой контакт к клемме. Если загорится контрольная лампочка, значит, электричество проходит через реле. Если же контрольная лампа не загорится, то необходимо проверить плотно ли присоединена клемма (+) к аккумулятору.
- Для проверки, необходимо использовать проволоку соответствующей длины с зачищенными концами.
- Подсоедините один конец проволоки к входящей клемме (+) на реле, а другой конец к выходящей клемме и таким образом будет видно работает ли реле.
- Если при таком соединении включается дальний свет фар, то реле в нерабочем состоянии.
- Если же дальний свет фар не загорается, то необходимо проверить, не повреждён ли провод, соединяющий «массу» (-) с фарой.
- В случае необходимости, заменить реле.
ВНИМАНИЕ
Если реле работает периодами, то оно вышло из строя. Для ремонта необходимо несколько раз отсоединить и присоединить контакты реле до тех пор, пока реле не заработает стабильно. Иногда достаточно лёгкого постукивания по корпусу реле, для того чтобы оно снова заработало. Если же и после этого реле не работает, то его необходимо заменить новым.
Проверка подогрева заднего стекла
После включения подогрева заднего стекла должно исчезнуть запотевание стекла, а также должен растаять снежный налёт.
- Для начала необходимо проверить, не повреждён ли предохранитель.
- Если с предохранителем всё в порядке, необходимо
проверить подсоединение кабеля к заднему стеклу, в случае необходимости стоит зачистить контакты от коррозии.
- Если и после этого подогрев заднего стекла не работает, то необходимо проверить проводку и переключатель.
Проверка подогрева заднего стекла Opel Vectra
- Проверить кабель подогрева заднего стекла. Проверить есть ли напряжение между кабелем и электроприводом. Для этого необходимо обмотать стержень измерительного прибора широкой лентой фольги и приложить его к полоске подогрева, как указано стрелкой на рисунке.
- Запустить двигатель и включить подогрев стекла.
- Замерить напряжение в середине каждой полоски подогрева. Если напряжение в полоске подогрева 6 вольт, то она в рабочем состоянии. Если же напряжение в полоске подогрева стекла 10 вольт или 0 вольт то полоска повреждена.
- В таком случае необходимо провести замер по всей длине полоски, для выявления места повреждения. На месте повреждения, напряжение будет колебаться от нуля вольт до 10 и выше вольт.
Проверка подогрева заднего стекла Opel Vectra
- Если полоска обогрева стекла повреждена, и место повреждения выявлено, то для соединения контакта необходимо использовать соединительный серебряный лак.
Перед этим необходимо очистить повреждённую область -А-.
- Повреждённое место -А- заклеить клейкой лентой с двух сторон -В-, и с помощью маленькой кисточки нанести соединительный серебряный лак -С-.
- Лак должен подсохнуть при температуре +25 °С на протяжении 24 часов. Для быстрой просушки можно использовать фен для волос. При температуре просушки в +150°С, лак высохнет за 30 минут.
ВНИМАНИЕ
Не рекомендуем включать подогрев заднего стекла до тех пор, пока не просохнет соединительный лак. Категорически запрещено использовать для очистки контактов полоски обогрева бензин либо растворитель.
Отсоединение электрического разъёма
Отсоединение электрического разъёма Opel Vectra
- А: отодвинуть зажим отверткой, как показано на картинке, отсоединить штекер от соединения. При подключении штекера будет слышен легкий щелчок.
- В: прижать зажимы с двух сторон, как показано стрелками на картинке, и отсоединить.
Электрический привод
Ширина электрического привода позволяет передавать на агрегат больше информации. Это связано с физическими особенностями электропередачи. Электрический привод разделён на множество каналов, которые не мешают в работе друг — другу. Таким образом один привод может выполнять несколько функций необходимых в управлении автомобилем. Чем больше ширина привода, тем он более функционален.
В обращении с электрическим приводом необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
- Электрические разъёмы необходимо снимать аккуратно.
- Места соединений электрических разъёмов не должны быть поцарапаны либо загрязнены.
- Места соединения контактов обязательно должны быть закрыты защитными колпачками с фиксатором.
- Электрические разъёмы не надламывать и не сгибать.
Проверка стоп-сигнала
Проверить лампы накаливания и предохранитель
- Проверить лампы накаливания и соответствующий им предохранитель, в случае необходимости заменить.
Если с лампами накаливания и соответствующими им предохранителями всё в порядке, то необходимо проверить переключатель стоп — сигнала. При нажатии педали тормоза замкнётся контакт переключателя и лампы стоп — сигнала должны засветиться.
Как проверить переключатель стоп — сигналов
Переключатель расположен в педальном блоке педали тормоза.
- Включить зажигание.
- Отсоединить штекер переключателя стоп — сигнала, и замкнуть контакты. Если загорится свет стоп — сигнала, то переключатель вышел из строя.
Монтаж и демонтаж звукового сигнала автомобиля
Примечание:
Под каждой фарой автомобиля находится рожок звукового сигнала.
Демонтаж
- Отсоединить кабель массы (-) от аккумулятора.
Внимание
Необходимо ознакомится с указаниями в разделе «монтаж и демонтаж аккумулятора».

- Демонтировать защиту внутренней части крыла автомобиля.
- В дизельных двигателях: открутить нижнюю крышку двигательного отсека и снять.
- В автомобилях с противотуманными фарами: демонтировать передний бампер.