Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Учебник по устройству автомобиля  /  Глава 4. Двигатель » Подраздел 4.7 Блок цилиндров и кривошипно-шатунный механизм

4.7 Блок цилиндров и кривошипно-шатунный механизм

Блок цилиндров

Блок цилиндров в многоцилиндровом двигателе такая же литая деталь, как и в рассмотренном выше одноцилиндровом двигателе. Просто взяли, например, четыре одноцилиндровых двигателя, соединили их, установили единые для всех коленчатый и распределительный валы, вот и все. Пример блока цилиндров 6-цилиндрового двигателя приведен на рисунке 4.26.

Блок цилиндров
Рисунок 4.26 Блок цилиндров.

В случае отливки блока из алюминиевого сплава цилиндры изготовляются в виде отдельных чугунных гильз, устанавливаемых в отверстия верхней и нижней перегородок блока.

Примечание
Гильза, которая непосредственно соприкасается с водой, циркулирующей в водяной рубашке, называется «мокрой». В этом случае гильза надежно уплотняется в нижней перегородке блока с помощью медного или резинового кольца.
Блок двигателя с установленными в него гильзами, которые не соприкасаются непосредственно с водой, называются «сухими».

Верхняя плоскость блока цилиндров тщательно обработана и на нее установлена общая головка, закрывающая цилиндры сверху.

Поршень

Поршень представляет собой металлический стакан, установленный в цилиндре с определенным зазором. При рабочем ходе поршень воспринимает давление газов. Поршни бензиновых двигателей изготовляют из алюминиевых сплавов.

В бензиновых двигателях днище поршня имеет плоскую поверхность и толстые стенки с внутренними ребрами, повышающими его прочность и обеспечивающими хороший отвод тепла. Однако в современных бензиновых двигателях днище поршня имеет более сложную форму: начиная от выборок под клапаны (на случай поломки пружины и выпадения клапана в цилиндр, чтобы исключить «встречу поршня с клапаном») и заканчивая весьма сложной формой, необходимой для лучшего смесеобразования при использовании непосредственного впрыска топлива в цилиндр.

На боковой поверхности поршня имеются канавки для установки уплотнительных колец. На современных двигателях устанавливаются два компрессионных и одно маслосъемное кольцо (оно состоит из трех элементов, смотрите рисунок 4.27).

Примечание
Существуют определенные названия отдельных поверхностей поршня, так, верхняя поверхность, непосредственно воспринимающая все нагрузки от расширяющихся газов при сгорании топливовоздушной смеси, называется днищем поршня, а боковая вертикальная поверхность — юбкой поршня.

Поршень с поршневыми кольцами
Рисунок 4.27 Поршень с поршневыми кольцами.

На дизельных двигателях поршни имеют иную форму, так как камера сгорания находится непосредственно в поршне, как это видно из рисунка 4.28. Камеры сгорания в данном случае могут иметь очень сложную форму, что обусловлено стремлением конструкторов к более тщательному перемешиванию воздуха с распыленным топливом.

Поршень дизельного двигателя с камерой сгорания в днище поршня
Рисунок 4.28 Поршень дизельного двигателя с камерой сгорания в днище поршня.

 Поршневые кольца

Компрессионные кольца уплотняют поршень в цилиндре и служат для предотвращения прорыва газов через зазор между юбкой поршня и стенкой цилиндра. Маслосъемные кольца снимают излишки масла со стенок цилиндров, препятствуя проникновению его в камеру сгорания. Место установки колец и внешний вид представлен на рисунке 4.27.

На кольце делают прямой вырез, называемый замком и позволяющий кольцу пружинить.

 Поршневой палец

Поршневой палец, представляющий собой короткую стальную трубку, проходит через верхнюю головку шатуна и отверстия в поршне (в так называемых бобышках поршня), таким образом соединяя их.

Для того чтобы при работе двигателя палец не мог выдвинуться из поршня и повредить стенки цилиндра, его закрепляют стопорными кольцами.

Также применяют пальцы плавающего типа. Такой палец может проворачиваться и в бобышках поршня (они видны на рисунке 4.26), и в верхней головке шатуна. Для устранения бокового смещения палец крепят по бокам двумя пружинящими стопорными кольцами, установленными в канавках бобышек поршня.

Примечание
При установке плавающего пальца вся его поверхность является рабочей, вследствие чего обеспечивается меньший износ и уменьшается возможность заедания.

Поршень и поршневой палец без шатуна
Рисунок 4.29 Поршень и поршневой палец без шатуна.

Поршень и поршневой палец в сборе с шатуном
Рисунок 4.30 Поршень и поршневой палец в сборе с шатуном.

 Маховик

Маховик представляет собой чугунный тщательно сбалансированный диск. Кроме обеспечения равномерного вращения коленчатого вала маховик после раскручивания вала способствует преодолению сопротивления сжатия в цилиндрах при пуске двигателя. Маховик, вследствие запасенной энергии, полученной при вращении, также обеспечивает двигателю возможность преодоления им кратковременных перегрузок, например, при трогании автомобиля с места и т.п. Схематически маховик отчетливо виден на рисунке 4.1 данной главы.

Маховик крепится к фланцу коленчатого вала болтами. На ободе маховика закреплен зубчатый венец для пуска двигателя от стартера и нанесены установочные метки для определения ВМТ поршня первого цилиндра и для установки зажигания.

Подраздел 4.6 Головка блока цилиндров

Основные технические характеристики двигателя
Назначение и устройство рулевого управления

Подраздел 4.8 Система охлаждения двигателя


 
comments powered by Disqus