Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Учебник по устройству автомобиля  /  Глава 4. Двигатель » Подраздел 4.6 Головка блока цилиндров

4.6 Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров — это корпус, в котором находятся распределительные валы, клапаны, впускные и выпускные каналы, а также каналы для охлаждающей жидкости, связанные с рубашкой блока цилиндров и масляные каналы системы смазки. Существуют различные схемы расположения распределительных валов в головке блока цилиндров. Так, если говорят: «Двигатель с верхним распредвалом», то имеют в виду, что распределительный вал расположен в головке блока цилиндров. Обозначают зачастую как OHC (Overhead Camshaft) или SOHC (Single Overhead Camshaft), то есть в головке блока установлен один распредвал. Если в головке блока установлены два распределительных вала – впускной и выпускной (открывающие впускные и выпускные клапаны, соответственно), то данная схема называется DOHC (Double Overhead Camshaft). Различные схемы привода клапанных механизмов приведены на рисунке 4.24.

Различные способы привода клапанных механизмов
Рисунок 4.24 Различные способы привода клапанных механизмов.

Примечание
Стоит также упомянуть, мягко говоря, устаревшую конструкцию с нижним расположением распределительного вала и клапанами в головке блока цилиндров. Данная схема расположения ГРМ не потеряла актуальности для отдельных моделей автомобилей с пропиской в США — она получила название OHV (Overhead Valve).

В головке над цилиндрами сделаны углубления, образующие камеры сгорания*, как показано на рисунке 4.25. Кроме того, в головке блока расположены гнезда клапанов в которые устанавливаются седла (о них мы говорили, когда рассматривали клапанный механизм) и отлиты впускные и выпускные каналы. В головке имеются отверстия для вкручивания свечей зажигания.

Головка блока цилиндров
Рисунок 4.25 Головка блока цилиндров.

Примечание
* В двигателе, работающем на дизельном топливе, камера сгорания расположена в днище поршня, а поверхность головки блока плоская.

Головка у большинства двигателей отливается из алюминиевого сплава. Такая головка обладает высокой теплопроводностью, вследствие чего снижается температура рабочей смеси в цилиндрах двигателя в конце тактов сжатия. Поэтому представляется возможным повысить степень сжатия двигателя без появления детонационного сгорания топлива при работе двигателя.

Головка крепится к блоку гайками на шпильках или болтами. Между блоком и головкой установлена уплотняющая прокладка, устраняющая пропуск газов из цилиндров и протекание воды из водяной рубашки в месте стыка головки и блока.

Полезно знать
Каждый раз после снятия головки блока цилиндров необходимо очищать и промывать контактные поверхности на блоке и головке блока цилиндров. Также необходимо всегда после снятия головки блока цилиндров заменять прокладку головки блока, так как для лучшего уплотнения цилиндров на прокладке имеются специальные сминаемые металлические кольца, а они, к сожалению, одноразовые.

К головке блока цилиндров крепится впускной и выпускной коллекторы, о которых мы поговорим ниже в главе «Система впуска и выпуска». Также на головку блока может крепиться различное дополнительное оборудование, необходимое для надлежащего функционирования всех систем ДВС, упоминать о котором пока нет смысла.

Подраздел 4.5 Газораспределительный механизм (ГРМ)

Схемы расположения агрегатов автомобиля
Классификация автомобилей

Подраздел 4.7 Блок цилиндров и кривошипно-шатунный механизм


 
comments powered by Disqus