Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная » Учебник по устройству автомобиля » Глава 7. Тормозная система » Подраздел 7.4 Назначение и работа антиблокировочной системы

Подраздел 7.3 Схема работы. Контуры тормозной системы

7.4 Назначение и работа антиблокировочной системы

Глава 8. Рулевое управление

Описание и назначение антиблокировочной системы тормозов

При резком нажатии на педаль тормоза в экстренной ситуации самым неприятным будет то, что колеса блокируются намертво и автомобиль идет юзом. В таком случае как бы активно водитель ни вращал рулевое колесо, чтобы уйти от столкновения, автомобиль никак не откликнется на эти действия, ибо только вращающееся колесо сохраняет нормально сцепление с поверхностью, заблокированное же, напротив, теряет все свои сцепные свойства. Именно поэтому во многих учебниках по вождению в былые времена советовали в экстренной ситуации не бить по педали до упора и удерживать ее в таком положении, а нажимать на нее попеременно с частотой, которую может реализовать водитель. Технологические прорывы на автомобильном поприще использовали и в решении данной проблемы. «Врезали» в гидропривод тормозов электрогидравлический модулятор, а на каждое колесо устанавливали по датчику частоты вращения. Что получили? Антиблокировочную систему тормозов. Данная система не позволяет при экстренном торможении заблокироваться колесу, вернее позволяет, но ненадолго. Причем этот период настолько мал, что заметить или ощутить его невозможно.

Система работает следующим образом: в модуль управления постоянно поступают сигналы от датчиков частоты вращения каждого колеса; как только возникнет экстренная ситуация и водитель резко нажмет на педаль тормоза, колесо или колеса заблокируются и от соответствующего датчика или датчиков поступит сигнал в электрогидравлический модуль, в котором откроется необходимый клапан или клапаны, что снизит давление в конкретной магистрали или магистралях и колесо или колеса разблокируются. При этом сцепление колес с дорогой, а, следовательно, и управляемость при торможении сохраняются. Но бесконечно удерживать колесо расторможенным нельзя, поэтому в гидравлическим модуле снова клапаны закрываются, давление возрастает до момента полной блокировки колеса и процесс повторяется снова.

Примечание
Если на вашем автомобиле установлена антиблокировочная тормозная система, то при резком нажатии на педаль тормоза в экстренной ситуации вы почувствуете легкую (а иногда и не очень) дрожь. Ни в коем случае нельзя отпускать педаль тормоза в такой ситуации, наоборот, необходимо стараться продавить ее еще глубже или, как минимум, оставить в данном положении.

Внимание
Антиблокировочная тормозная система, в первую очередь, призвана сохранить контроль над управлением автомобилем. Не на всех поверхностях тормозной путь при работе антиблокировочной системы будет сокращаться. В большинстве случаев тормозной путь незначительно может увеличиться, но важнее всего то, что водитель сможет сделать маневр, уйти от столкновения.

Антиблокировочная тормозная система дала мощный толчок автомобильной индустрии, так как на ее основе появились системы активной безопасности, которые начали справляться в ситуациях, связанных со сносом, заносом автомобиля, контролем его курсовой устойчивости (об этом пойдет речь далее). В таких системах основа та же, что и в антиблокировочной системе, только вот количество датчиков увеличилось.

 Brake Assist (система аварийного торможения)

Многочисленные исследования показали, что при экстренном торможении многие водители не дожимают педаль тормоза, из-за чего в гидроприводе не создается достаточного давления для максимально эффективного замедления. Чтобы исключить этот неприятный момент, придумали и реализовали систему «дотормаживания» — Brake Assist. Данная система распознает момент экстренного торможения и при необходимости развивает в магистралях гидропривода тормозов максимально возможное давление.

Примечание
В случае аварийного торможения давление в системе тормозного привода в течение считанных миллисекунд автоматически значительно увеличивается, а значит уменьшается то драгоценное время на срабатывание тормозных механизмов в ситуациях, когда все решают мгновенья, когда 2 метра тормозного пути решают, быть трагедии или все обойдется.

 EBV (Система электронного распределения тормозных сил)

Выше приводилось описание регулятора тормозных сил. Но это было описание исключительно механического контроллера, изменяющего усилие в тормозных механизмах только задних колес. При рассмотрении расширения возможностей антиблокировочной системы конструкторы пришли к выводу, что элементы этой системы можно использовать для распределения тормозных усилий непосредственно на каждое колесо и контролировать его в соответствии с дорожной обстановкой.

Работа системы заключается в том, что тормозное усилие передается на каждое колесо индивидуально и строго дозировано. Каждое колесо тормозит индивидуально, а все датчики и микропроцессор по многим текущим параметрам оценивают поведение автомобиля в реальном времени, предотвращая заносы и обеспечивая наибольшую эффективность торможения.

Примечание
Данная система появилась на автомобилях с антиблокировочной системой пятого поколения.

 ESP (Система стабилизации автомобиля)

Ситуация: вы в середине ноября отправились в дальнюю поездку, дорога отличная, как зеркало, однако в мгновение ока ваш автомобиль резко срывается с траектории, его бросает из стороны в сторону, активное вращение руля не дает желаемого результата, однако все обходится, последствия выражены дрожью рук из-за всплеска адреналина и пошатнувшимися нервами. Причина такого непредсказуемого па автомобиля – в гололеде. Когда вы двигались, колеса с правой стороны наехали на тонкий незаметный слой льда, на это мгновенно среагировал дифференциал, «перекинув» момент на колесо, потерявшее сцепление с дорогой, возник разворачивающий момент и автомобиль начал активно «рыскать» по дороге.

Описанная выше история закончилась без последствий. Но так, к сожалению, в реальной жизни бывает не всегда. Чтобы исключить и/или свести к минимуму все факторы, влияющие на изменение траектории движения автомобиля, создали и внедрили систему стабилизации автомобиля — ESP.

Данная система позволяет практически исключить такой опасный маневр автомобиля, как занос (который в большинстве случаев не поддается управлению). Система использует все элементы антиблокировочной системы и имеет дополнительно «свои» датчики: датчик боковых ускорений, датчик рыскания автомобиля, угла поворота колес и т. д.

Собирая данные ото всех датчиков, при срыве автомобиля в занос или при потере сцепления колес с поверхностью ввиду погодных условий, система «решает», какое из колес притормозить, чтобы компенсировать разворачивающий момент, а в случае необходимости снижает обороты двигателя.

Пример
У автомобиля при прохождении на большой скорости поворота направо начало «уносить» передние колеса с заданной траектории в направлении действия центробежных сил инерции, т. е. по радиусу большему, чем радиус поворота. Система ESP в этом случае начнет подтормаживать заднее колесо, идущее по внутреннему радиусу поворота, придавая автомобилю большую поворачиваемость и направляя его, как бы ввинчивая в поворот. При этом в случае повышенной опасности ESP снизит обороты двигателя. Если при прохождении поворота происходит занос задней части автомобиля, ESP активизирует тормоз левого переднего колеса, идущего по наружному радиусу поворота.

На данный момент ESP является наиболее эффективной системой активной безопасности, ввиду этого на большинстве автомобилей нет возможности ее отключить.

Примечание
Система стабилизации имеет различные названия у разных производителей автомобилей. Ниже приведен список названий одной системы разными фирмами:
- система ESP (Electronic Stability Programme) на большинстве автомобилей в Европе и Америке;
- система ESC (Electronic Stability Control) на автомобилях Honda, Kia, Hyundai;
- система DSC (Dynamic Stability Control) на автомобилях BMW, Jaguar, Rover;
- система DTSC (Dynamic Stability Traction Control) на автомобилях Volvo;
- система VSA (Vehicle Stability Assist) на автомобилях Honda, Acura;
- система VSC (Vehicle Stability Control) на автомобилях Toyota;
- система VDC (Vehicle Dynamic Control) на автомобилях Infiniti, Nissan, Subaru;

 ASR (противобуксовочная система)

Эта система работает в тандеме с антиблокировочной системой тормозов. Как только датчики частоты вращения колес фиксируют пробуксовку ведущих колес, противобуксовочная система автоматически уменьшает обороты двигателя, а в определенных случаях подтормаживает те ведущие колеса, которые начинают буксовать (от одного до всех четырех). В таком режиме электроника обеспечивает максимально возможный разгон автомобиля при определенных условиях дорожного покрытия.

Примечание
Название ASR применяет фирма Audi, автомобили иных марок могут использовать другие названия и аббревиатуры, однако, независимо от названия, система действует аналогичным образом.

Подраздел 7.3 Схема работы. Контуры тормозной системы

Выборка вопросов из экзаменационных билетов в ГАИ
О двигателях в целом

Глава 8. Рулевое управление

Не забудьте заглянуть:

ПДД Украины онлайн Ваш Адвокат online


Содержание этой страницы защищено авторским правом. Копирование, перепечатка, либо использование материалов данной страницы для воспроизведения, переноса на другие носители информации ЗАПРЕЩЕНО и преследуется в соответствии с действующим законодательством.

© ООО «Издательство «Монолит»

 
comments powered by Disqus
Сорочинская ярмарка