Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;

Памятка водителя

Памятка водителя

 1. Проверки на автомобиле до начала движения

Перед каждой поездкой водителю необходимо проверить следующее:

 Снаружи автомобиля:

  1. Общее состояние и внешний вид автомобиля.
  2. Состояние колес и шин, а также затяжку колесных гаек (болтов). Рекомендуется проверить давление в шинах (включая шину запасного колеса).
  3. Отсутствие утечек топлива и жидкостей (следует учитывать, что на автомобилях, оборудованных системой кондиционирования, возможно наличие следов жидкости, образованных конденсатом, что не является неисправностью).
  4. Состояние стеклоочистителей (особенно в зимний период). Необходимо исключить примерзание щеток, поскольку это может привести к повреждению ветрового стекла и механизма стеклоочистителей.

Моторный отсек:

  1. Проверить уровень моторного масла, кроме того, проверить его техническое состояние, произвести осмотр всех мест соединения двигателя на предмет отсутствия потеков моторного масла и охлаждающей жидкости.
  2. Проверить уровень трансмиссионного масла, произвести осмотр всех мест соединения двигателя на предмет отсутствия потеков трансмиссионного масла.
  3. Проверить уровень тормозной жидкости в расширительном бачке, при необходимости долить тормозную жидкость до требуемого уровня, убедиться в отсутствии видимых утечек тормозной жидкости. В зависимости от конструкции гидропривода, расширительный бачок может быть общим для тормозной системы и сцепления (автомобили с МКП), но бочков может быть и два — один для тормозной системы, и один для сцепления.
  4. Проверить уровень жидкости системы охлаждения двигателя в расширительном бачке.
  5. Проверить уровень жидкости в бачке для омывателя ветрового стекла.
  6. Проверить техническое состояние ремня привода вспомогательного оборудования, а также его натяжение (проверку произвести вручную, надавив большим пальцем на ремень между шкивом генератора и водяного насоса).

 2. Запуск двигателя

 Двигатель запустился, работает должным образом

  1. Перед запуском двигателя необходимо установить рычаг селектора коробки передач (АКП) в положение «Р» или положение «N», если коробка передач механическая.
  2. Необходимо проверить работоспособность вакуумного усилителя тормозной системы. Для этого следует нажать на педаль тормоза и запустить двигатель, при этом педаль тормоза должна немного переместиться под усилием ноги — это будет означать, что вакуумный усилитель функционирует нормально. Если при пуске педаль тормоза не переместилась, рекомендуется обратиться на СТО для более детальной диагностики автомобиля.
  3. Современные автомобили оснащены электронными блоками управления (ЭБУ), поэтому при пуске нет необходимости удерживать нажатой педаль акселератора. Электроника самостоятельно повысит обороты двигателя для более скорого прогрева, затем понизит до нормальных холостых оборотов.
  4. При пуске загораются некоторые сигнализаторы отдельных систем автомобиля, в этот момент производится самодиагностика этих систем, по прошествии нескольких секунд сигнализаторы должны погаснуть. Если какой-нибудь сигнализатор не погас, необходимо обратиться к приведенному в этом руководстве разделу «Эксплуатация автомобиля» или на СТО.
  5. В зимний период для автомобилей с механической коробкой передач перед стартом необходимо выжать педаль сцепления, чтобы упростить пуск двигателя. Если установлен дизельный двигатель, то автомобиль, возможно, укомплектован системой предпускового подогрева, которая включается автоматически перед пуском, при этом загорается специальный сигнализатор, после отключения которого можно запускать двигатель.
  6. Желательно после успешного пуска двигателя открыть крышку капота и просмотреть все основные элементы двигателя, чтобы убедиться в отсутствии утечек в основных местах сопряжения (головки блока и блока цилиндров, масляного поддона и блока цилиндров, коробки передач и двигателя), также следует проверить уровень охлаждающей и тормозной жидкостей в расширительных бачках, при необходимости долить их до требуемого уровня.
  7. Необходимо проверить функционирование всех элементов системы освещения:
    1. фар головного освещения (ближний/дальний свет фар/противотуманные фары);
    2. указателей поворотов и повторителей указателей (передних и задних);
    3. задних стоп-сигналов, задних противотуманных фонарей и фонаря заднего хода автомобиля.

 Двигатель не запускается, коленчатый вал не проворачивается

  1. Проверить уровень зарядки аккумуляторной батареи.
  2. Проверить, подсоединены ли должным образом клеммы электропроводки к аккумуляторной батарее, кроме того, проверить клеммы электропроводки на предмет наличия окисления (при необходимости очистить клеммы).
  3. Убедиться в правильности подсоединения высоковольтных проводов свечей зажигания, проверить провод/провода катушки/катушек зажигания.
  4. Проверить предохранители системы пуска.
  5. Проверить правильность подсоединения электропроводки к стартеру системы пуска.
  6. Проверить техническое состояние свечей зажигания.
  7. Проверить предохранители системы зажигания.
  8. Используя ареометр, измерить плотность электролита в каждой банке аккумуляторной батареи (смотрите главу «Электрооборудование двигателя»).
  9. Используя вольтметр, измерить напряжение на выводах аккумуляторной батареи.
  10. Проверить техническое состояние стартера.

 Двигатель не запускается, коленчатый вал проворачивается

  1. Проверить уровень топлива в топливном баке, при этом следует быть внимательным и осторожным, так как на некоторые модели устанавливаются топливные электронасосы, которые смазываются собственно топливом, поэтому при полном расходе топлива насос будет работать «всухую», что может привести к его поломке. Кроме того, следует учесть, что лампа сигнализатора низкого уровня топлива загорается, если в баке есть остаток топлива 5—8 литров.
  2. Проверить, подсоединены ли должным образом клеммы электропроводки к аккумуляторной батарее, также проверить клеммы электропроводки на наличие окисления (при необходимости очистить клеммы). Если клеммы окислились, коленчатый вал может провернуться очень медленно и остановиться.
  3. Возможна ситуация, когда двигатель «подхватывает» (заводится, проворачивается на несколько оборотов и глохнет). Причиной может быть подсос воздуха в одном из элементов системы впуска. Подсос воздуха возможен из следующих мест сопряжения элементов системы впуска:
    1. место крепления корпуса дроссельной заслонки к воздуховоду (в сторону впускного коллектора);
    2. место крепления воздуховода ко впускному коллектору;
    3. сопряжение впускного коллектора с головкой блока цилиндров;
    4. на некоторых автомобилях возможен подсос через неплотное крепление датчика температуры впускного воздуха.
  4. Проверить датчики системы управления двигателем.
    В современных системах управления двигателем используется много датчиков, которые считывают информацию об определенных параметрах какого-либо механизма или системы и направляют сигналы в электронный блок управления (ЭБУ/ECM/PCM) — все это сделано для оптимизации и улучшения рабочих процессов двигателя. Но есть датчики, которые при выходе из строя косвенно повлияют на работу (изменится расход топлива и/или снизится мощность, появятся какие-либо перебои в работе и т. п.), при этом двигатель будет продолжать работать, а на щитке приборов загорится сигнализатор «CHECK ENGINE» Индикатор неисправности двигателя и его систем. Кроме того, есть несколько основных датчиков, при выходе из строя которых двигатель не запустится, а именно:
    1. Датчик избытка кислорода (лямбда-зонд).
      На современных автомобилях устанавливается до и после каталитического нейтрализатора.
    2. Датчик положения коленчатого вала.
      Устанавливается либо в передней части двигателя, либо в задней, над маховиком.
    3. Датчик массового расхода воздуха. Устанавливается в воздуховоде системы впуска перед дроссельной заслонкой.
  5. В зимний период (при первом утреннем пуске после ночи в гараже или на стоянке) возможно очень медленное проворачивание коленчатого вала, недостаточное для пуска двигателя. Одной из причин может быть замерзание аккумуляторной батареи. Для прогрева аккумуляторной батареи необходимо включить дальний свет фар головного освещения на 1—2 минуты, затем повторить попытку пуска двигателя. Если двигатель не запустится, проверьте наличие возможных причин, указанных выше. На автомобилях с дизельным двигателем возможной причиной может стать образование в топливопроводах и топливных каналах парафиновых пробок (такое нарушение характерно для автомобилей, которые продолжительное время простаивают на неотапливаемой стоянке).
  6. Если автомобиль простоял зимой на открытой стоянке ночь, то затрудненный пуск возможен из-за загустения моторного и трансмиссионного масел.

 Двигатель запускается, но работает с перебоями

  1. Нарушения в работе топливной системы. Причинами нарушений в работе может быть неисправность топливного насоса (топливного насоса высокого давления, для дизельных двигателей), завоздушенность топливопроводов, загрязнение распылителей топливных форсунок, сильный нагар на распылителях форсунок (дизельные двигатели). Все работы, связанные с элементами топливной системы, рекомендуется производить на специализированных станциях технического обслуживания.
  2. Причиной может быть подсос воздуха в одном из элементов системы впуска. Подсос воздуха возможен из следующих мест сопряжения элементов системы впуска:
    1. место крепления корпуса дроссельной заслонки к воздуховоду (в сторону впускного коллектора);
    2. место крепления воздуховода ко впускному коллектору;
    3. сопряжение впускного коллектора с головкой блока цилиндров.
  3. Нарушения в работе системы зажигания (только бензиновые двигатели). При этом работы, связанные с элементами системы зажигания рекомендуется производить на специализированных станциях технического обслуживания. Самостоятельно можно проверить следующее:
    1. правильность подсоединения высоковольтных проводов: провода должны плотно сидеть на наконечниках свечей и на катушках зажигания;
    2. техническое состояние свечей зажигания и соответствие установленных свечей техническим требованиям автопроизводителя. Также по нагару или отложениям на электродах свечи зажигания можно определить, какие возникли нарушения в работе двигателя;

Примечание
Различают два основных типа свечей: горячие и холодные.

  1. проверить качество заливаемого топлива.

3а. Нарушение в работе ТНВД (топливный насос высокого давления), связанное со смещением начала впрыска и изменением
длительности впрыска топлива. Причиной может быть смещение приводных звездочек ТНВД (при условии, что насос снимался и устанавливался) относительно приводной цепи или ремня.

  1. Нарушение установки фаз газораспределения. При этом работа двигателя может продолжаться, но с повышенным расходом топлива и большой потерей мощности. Причин, которые могут привести к такому нарушению много, но основных две:
    1. при замене приводной цепи/ремня ГРМ (газораспределительного механизма) произошло смещение фаз.
    2. нарушения в работе электронного блока управления двигателем (ЭБУ).

Примечание
Приведенные неисправности рекомендуется устранять на СТО.

  1. Нарушение установки угла опережения зажигания (смотрите главу 4 «Двигатель»). Если угол опережения зажигания сместился к более позднему значению, то перебои в работе двигателя могут сопровождаться хлопками в системе выпуска автомобиля, а также наличием черного дыма из выхлопной трубы. В этом случае необходимо как можно скорее остановить двигатель, поскольку несгоревшее топливо в цилиндрах будет догорать в каталитическом нейтрализаторе, что может привести к выходу его из строя. Если же при перебоях в работе двигателя на холостых оборотах слышны хлопки во впускном коллекторе, это говорит о смещении угла в зону более раннего зажигания. Нарушение установки угла опережения зажигания влечет за собой серьезные последствия, которые могут возникнуть в результате перегрузки отдельных элементов, узлов и систем двигателя.
  2. Нарушения в системе подзарядки. При этом в салоне на щитке приборов после пуска двигателя будет гореть сигнализатор отсутствия зарядки аккумуляторной батареи — Индикатор разряда аккумуляторной батареи. В данном случае необходимо проверить места подсоединения электропроводки к генератору. Если проводка подсоединена должным образом, тогда обратитесь на СТО для определения причин неисправности.
  3. Если при работе двигателя из выхлопной трубы идет сизый дым, то причиной может быть попадание моторного масла в цилиндры (через втулки клапанов или через поршневые кольца), из-за которого образуется нагар на поршнях, свечах и форсунках, в результате чего двигатель начинает работать с перебоями. В таком случае необходимо обратиться на СТО для выполнения ремонтных работ.
    Для дизельных двигателей:
    Если из выхлопной трубы идет черный дым, а двигатель работает с перебоями, причиной может быть неплотное закрытие распылителя форсунки клапаном, которое приводит к утечкам топлива в цилиндр.
  4. Нарушение работоспособности двигателя может произойти из-за снижения компрессии в одном или нескольких цилиндрах двигателя.

 3. Начало движения

 Автомобиль начал движение без проблем

  1. Перед началом движения необходимо пристегнуться ремнем безопасности.
  2. Всегда старайтесь начинать движение плавно, поскольку, пока у автомобиля минимальная скорость, нагрузка на все элементы трансмиссии и ходовой части максимальны.
    Для того чтобы исключить преждевременный износ, необходимо:
    1. если автомобиль с автоматической коробкой передач, не нажимать резко на педаль акселератора;
    2. если автомобиль с механической коробкой передач, не бросать резко педаль сцепления, при начале движения не удерживать долгое время педаль сцепления;
    3. не делать резкого старта при полностью вывернутых управляемых колесах — если автомобиль переднеприводный, этим можно повредить пыльник и/или ШРУС (шарнир равных угловых скоростей), излишне перегрузив его;
    4. если начало движения под подъем, рекомендуется использовать стояночный тормоз (в отдельных случаях на современных автомобилях устанавливаются системы помощи при старте под подъем).

 Рывки при начале движения автомобиля

  1. Нарушение в работе топливной системы и системы впуска воздуха.
  2. Неисправность сцепления (механическая коробка передач). Если сцепление пробуксовывает во время начала движения, это говорит о его чрезмерном износе или о нарушении регулировок свободного и рабочего хода педали сцепления. При пробуксовке сцепления возможен характерный запах фрикционных материалов ведомого диска сцепления (этот запах может также появиться при исправном сцеплении, если продолжительное время удерживать педаль сцепления наполовину нажатой уже во время начала движения).
  3. Нарушение установки фаз газораспределения (смотрите выше). В данном случае возможно включение сигнализатора «CHECK ENGINE» Индикатор неисправности двигателя и его систем
  4. Неисправность карданной передачи в целом, её повышенный износ (автомобили с механической коробкой передач и приводом на обе оси или только на заднюю). Ремонт следует производить исключительно на СТО. При этом рывки могут отсутствовать, но в момент начала движения будет слышен глухой металлический стук (в основном, два удара), а затем при каждом переключении передач.
  5. Нарушение в системе управления двигателем или в системе управления коробкой передач (автомобили с автоматической коробкой передач). В данном может включиться сигнализатор «CHEK ENGINE» и/или появиться сообщение на экране бортового компьютера (если автомобиль оснащен бортовым компьютером). Следует немедленно обратиться на СТО.
  6. Детонация в цилиндрах двигателя (касается только бензиновых двигателей). Самая распространенная причина детонации – некачественное топливо. При этом от двигателя будет слышен характерный металлический стук. Необходимо изменить место постоянной заправки автомобиля или перейти на более качественное топливо. Постоянная детонация очень вредна для двигателя и может привести к поломке или нарушению геометрических параметров шатунно-поршневой группы и коленчатого вала, поэтому не стоит затягивать с выяснением причины данного нарушения в работе и скорейшим ее устранением.
    Однако стоит учесть и тот факт, что в начале или во время движения, при резком открытии дроссельной заслонки для максимального ускорения возможно появление на 1–2 секунды детонационных стуков, но это не является неисправностью. В данном случае причиной является резкое изменение угла опережения зажигания (в сторону более раннего) для оптимизации рабочих процессов двигателя и полного сгорания топлива.

 4. Во время движения

  1. Во время движения необходимо всегда обращать внимание на щиток приборов и на сигнализаторы.
  2. Также необходимо обращать внимание на поведение автомобиля при движении по прямой, в поворотах, при ускорении и при торможении. Так как большинство серьезных нарушений и неисправностей (которые невозможно определить на стоящем автомобиле или во время начала движения), проявляют себя только при движении. Следствием нарушений в работе трансмиссии могут быть рывки при движении автомобиля, а нарушения в настройках или неисправности ходовой части проявляются в виде стуков и ухудшении управляемости автомобиля.

 Рывки автомобиля при движении

  1. Нарушения в работе топливной системы.
  2. Нарушения в работе системы зажигания.
  3. Подсос воздуха в системе впуска двигателя. При этом во время возникновения рывков происходит резкое падение мощности двигателя, отсутствие тяги.
  4. Нарушения в работе электронной системы управления трансмиссией (автомобили с автоматической коробкой передач). Необходимо обратиться на СТО для диагностики системы.
  5. Нарушения в работе электронной системы управления двигателем. Необходимо обратиться на СТО для диагностики системы.

 Рывки автомобиля при торможении

  1. В данном случае причиной может быть коробление тормозного (-ных) диска (-ов), поэтому необходимо как можно скорее обратиться на СТО для ремонта.

Примечание
Скорее всего, на СТО предложат два варианта устранения неисправности, а именно:
- проточка с последующей шлифовкой тормозных дисков/тормозных барабанов до ремонтного размера;
- полная замена тормозного диска.
Первый вариант решения проблемы менее дорогой, но у него есть один существенный недостаток – колодки тормозных механизмов и тормозной диск должны притереться, а это займет определенное время, на протяжении которого при торможении будут ощущаться небольшие рывки.
Второй вариант исключает недостаток первого, но он более дорогостоящий.

  1. Плохая затяжка болтов/гаек крепления колес.
  2. Попадание грязи или намерзание льда на тормозных механизмах автомобиля. В случае намерзания необходимо, двигаясь на небольшой скорости, несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы прогреть тормозные механизмы.

Приложения

Назначение и типы тормозной системы
Назначение и устройство рулевого управления

Выборка вопросов из экзаменационных билетов в ГАИ


 
comments powered by Disqus