Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Купить полную версию книги

Двигатель VWT5Multivan. Техобслуживание двигателя VWT5Multivan

3. Работы на двигателе
Для выполнения ремонтных и монтажных работ на двигателях необходимы специальные инструменты, контрольные и измерительные приборы, а также другие вспомогательные средства. Потребуются также стенд для двигателя и коробки передач, электротельфер, устройство для снятия или установки двигателя и коробки передач, подвесной механизм, монтажный стенд, сливная ванна и специальный контейнер для снятых деталей.
Принципиальные правила: двигатель демонтируется вместе с коробкой передач вниз. Все шланговые соединения необходимо зафиксировать с помощью пружинных или винтовых хомутов. Для топливных шлангов должны применяться только пружинные хомуты. Обязательно соблюдайте все правила и указания по безопасности и аккуратности в работе.
Если Вы не уверены в том, что в состоянии технически правильно выполнить работу на внутренних компонентах двигателя, откажитесь от принципа «сделай сам»! Предоставьте выполнение ремонтных работ по замене прокладки блока цилиндров или работ, связанных с клапанами и системой турбонаддува, работникам СТО. Демонтаж двигателя в некоторых случаях неизбежен, так как выполнить замену или ремонт некоторых узлов и агрегатов невозможно без снятия двигателя. Перед демонтажем двигателя, снимите передние колеса, чтобы автомобиль можно было опустить как можно ниже, а ключ вставьте в замок зажигания, чтобы не заблокировался замок руля.
СНЯТИЕ КОЖУХА
Сначала необходимо снять кожух двигателя. Верхние облицовочные панели имеют не только декоративную функцию, но также выполняют защитную и шумоизоляционную функции. Защита под двигателем предназначена, на дизельных двигателях в первую очередь для шумоизоляции («шумоизоляционный поддон»), но вместе с тем является еще и эффективным брызгоотражателем.
Снятие кожуха Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 1
Верхняя панель двигателя, разделенная на две части:
1. Быстросъемные фиксаторы, 2. Правая, 3. Левая панель.
Снятие кожуха Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 2
1. Шумоизоляционная панель, 2. Шесть болтов (12 Нм).
Снятие кожуха Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 3
Стрелки указывают на 11 фиксаторов.
Антикоррозионная защита днища кузова микроавтобуса VW «Multivan» скрывается за съемной полимерной обшивкой. Благодаря этой обшивке (панели), закрывающей все днище кузова, приглушается внешний шум, вызванный ударами камней или брызгами воды.
Снятие верхней панели двигателя выполняется относительно просто. Поворотные крепления снимаются быстро. Однако снятие нижней панели двигателя связано с определенными сложностями. При установке автомобиля на опоры нет необходимости снимать нижнюю панель двигателя. Но если Вы собираетесь заменить охлаждающую жидкость или масло, то в таком случае Вам все же понадобится снять нижнюю панель.
ДЕМОНТАЖ/МОНТАЖ ВЕРХНЕЙ ПАНЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ
- Откройте капот двигателя (рычаг на себя).
- Верхняя панель двигателя состоит из двух частей (это позиции 2 и 3 на иллюстрации 1). Часть (позиция) 3 расположена слева и закрывает треть двигателя.
- Сначала снимите поворотные крепления (на иллюстрации это позиция 1) с панели 3, после этого движением вверх снимите саму панель.
- Для удаления панели с правой стороны также снимите поворотные крепления 1 и после этого движением вверх снимите саму панель.
- Монтаж: вставьте задние болты правой панели в крепления двигателя. Установите панель 2 таким образом, чтобы места стыков совпали и затяните поворотные крепления 1. Затем установите левую панель и также затяните поворотные крепления.
ДЕМОНТАЖ/МОНТАЖ НИЖНЕЙ ПАНЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ
- Нижняя панель (подавление шума) встречается в двух модификациях. В первом случае для выполнения демонтажа необходимо выкрутить шесть болтов № 2 и извлечь нижнюю панель в направлении, которое указывает стрелка.
- Во втором случае необходимо рассоединить одиннадцать фиксаторов на буртике шумоизоляционной панели. После этого снимите нижнюю панель. В автомобилях с антикоррозионной защитой днища кузова необходимо снять 13 частей обшивки, откручивая для этого болты и расклепывая насеченные заклепки.
- Во всех случаях монтаж выполняется в обратной последовательности.
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПОЛОЖЕНИЕ ПОРШНЯ В ВЕРХНЕЙ МЕРТВОЙ ТОЧКЕ (ВМТ)
После того как были сняты облицовочные панели двигателя, необходимо оценить состояние двигателя и решить есть ли необходимость в ремонте, а также произвести визуальный контроль на наличие утечек и возможных повреждений. При выполнении целого ряда работ на двигателе и системе зажигания один из поршней должен находиться в верхней точке рабочей поверхности цилиндра (ВМТ = верхняя мертвая точка).
Поршень четырехтактного двигателя во время прохождения четырех рабочих тактов дважды останавливается в ВМТ: при воспламенении топливной смеси (такт сжатия) и при отводе отработавших газов (такт выпуска). При выполнении различных регулировочных работ принято использовать значение ВМТ во время момента зажигания на цилиндре 1 (со стороны установки поликлинового ремня).
КОНТРОЛЬ
- Проверьте герметичность и состояние трубок, шлангов и соединительных элементов топливной системы, системы охлаждения и отопления, а также тормозной системы.
- Установите места «проблемных» контактов, пористости, хрупкости. Не стоит беспокоиться, если Вы обнаружите на поверхности некоторых конструктивных узлов в подкапотном пространстве присутствие моторного масла. Это обусловлено спецификой работы двигателя внутреннего сгорания.
- При явно выраженной утечке масла немедленно выясните причину. Выполните мойку двигателя с помощью очистителя и пароструйного агрегата, и совершите пробег в несколько километров. Затем, проверьте места утечек масла.
- Вероятными местами выхода масла могут быть сальники коленчатого и распределительно вала, прокладка клапанной крышки, прокладка головки блока цилиндра, а также прокладки датчиков на масляном фильтре, масляном радиаторе и поддоне картера.
- Выполните проверку днища автомобиля (при ухудшении шумоизоляции). Для этого поднимите автомобиль с помощь подъемника.
- Проверьте корпус коробки передач и главной передачи на герметичность сливной резьбовой пробки, состояние ведущего вала, тросового привода и системы тяг и рычагов управления механизмом переключения передач.
- Рулевое управление. Осмотрите защитные чехлы наконечников рулевых тяг, уплотнители рулевого механизма и защитные чехлы ШРУСов, проверьте на правильность установки и наличие возможных повреждений и на герметичность.
- Обязательно устраните все обнаруженные дефекты.
ПРОВОРАЧИВАНИЕ ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ/УСТАНОВКА ПОРШНЯ В ВМТ(ВЕРХНЕЙ МЕРТВОЙ ТОЧКЕ)
- Установите автомобиль на подпорки спереди. Включите пятую передачу, установите рычаг стояночного тормоза в рабочее положение. Вместе с помощником медленно и равномерно проворачивайте приподнятые передние колеса, момент, через трансмиссию, будет передаваться на коленчатый вал двигателя.
- Если автомобиль стоит на ровной поверхности, то вал двигателя (при включенной пятой передаче) можно прокрутить, толкая автомобиль вперед или назад.
- Данную процедуру можно выполнить еще и другим способом. Переключите коробку передач в нейтральное положение, включите стояночный тормоз и, захватив ключом болт шкива (гаситель колебаний) коленчатого вала проворачивайте вал по часовой стрелке.
Предупреждение: Для выполнения этой процедуры запрещается поворачивать крепежный болт приводной шестерни распределительного вала, так как зубчатый приводной ремень, из-за большой нагрузки, может быть подвержен!
Проворачивание вала двигателя Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 4
Коленчатый вал в положении ВМТ для цилиндра 1: стрелками указаны метки на приводной шестерне распределительного вала и кожухе зубчатого ремня.
Проворачивание вала двигателя Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 5
Коленчатый вал в положении ВМТ для цилиндра 1 (AZX): стрелками указаны метки на приводной шестерне распределительного вала и кронштейне навесных агрегатов. Эти метки должны совпадать.
- Проворачивайте коленчатый вал двигателя и проверяйте при этом положение поршня в цилиндре 1.
- Поршень цилиндра 1 находится в ВМТ в том случае, если метка ВМТ на приводной шестерне распределительного вала совпадает с контрольной меткой (указана стрелкой) на кожухе зубчатого ремня. За меткой ВМТ коленчатого вала на картере двигателя находится метка ВМТ, в виде отверстия, которую можно нащупать.
- Проворачивайте коленчатый вал, поворачивая крепежный болт шкива, в направлении вращения вала двигателя. Совпадение меток означает, что поршень находиться в положении ВМТ.
ДЕМОНТАЖ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
- Выключите зажигание, отсоедините массовую клемму аккумулятора.
- Снимите топливный шланг прямой и обратной подачи топлива (синий), потом белый шланг вентиляции. При отсоединении шлангов места стыков охватывайте обтирочной тряпкой. Нажмите на фиксаторы муфты соединения шланга. Постепенно и осторожно спускайте давление. Вытекающее топливо собирайте тряпкой. Обеспечьте защиту всех соединений и шлангов от попадания на них грязи.
- Снимите верхнюю и нижнюю панель двигателя. Демонтируйте балку с замком капота.
- Чтобы понизить давление в системе охлаждения, откройте и снова закройте крышку расширительного бачка. Слейте охлаждающую жидкость.
- Снимите шланг дроссельного блока/расходомера воздуха.
- Снимите следующие шланги (пример: 4-цилиндровый двигатель АХА): шланги охлаждающей жидкости (3 и 4), шланг дроссельного блока, шланги вентиляции (7) крышки головки блока цилиндров и соединительной трубки (8), ведущей к фланцу масляного фильтра, шланг электромагнитного клапана (1) трубки (5), вакуумный шланг (2) усилителя тормозной системы. Ослабьте хомуты и снимите экран шланга (8).
- Отключите всю электропроводку от коробки передач, генератора, стартера и двигателя.
- Отсоедините все подходящие к двигателю шланги, шланги охлаждающей жидкости, вакуумные шланги и трубки. Снимите поликлиновой ремень.
- Демонтируйте насос гидроусилителя рулевого управления, а также компрессор кондиционера. Отложите снятые элементы в сторону; шланги остаются подключенными, но не нагруженными.
- Отключите провода от разъема на рабочем цилиндре сцепления.
- Ослабьте крепление механизма переключения коробки передач, снимите трос переключения скоростей, открутите болты кронштейна опоры двигателя, отсоедините карданные валы привода колес от коробки передач, демонтируйте выпускную трубу и реактивные опоры двигателя.
- Закрутите вручную шпильки с резьбой по всей длине (используйте специализированный инструмент Т10229/1) в блок цилиндров (ил. 53). Введите опору крепления двигателя (Т10229) посадочными болтами в отверстия на блоке цилиндров (посадочные болты должны быть закреплены на опоре крепления двигателя!) и затяните с усилием 50 Нм шпильку с резьбой по всей длине Т10229/1 с помощью болта (М 16×35/8.8) на опоре крепления двигателя.
- Зафиксируйте опору крепления двигателя двумя болтами (М 12×25/8.8) с усилием 50 Нм на блоке цилиндров. Установите опору крепления двигателя (1) на посадочную шейку (2) подъемника для снятия/установки двигателя и коробки передач (V.A.G 1383/А) и аккуратно поднимите двигатель.
- Для снятия крепежного болта установите двигатель в вертикальное положение 0° (монтажное положение).
- Открутите опору двигателя сначала с передней стороны, а потом со стороны коробки передач. Осторожно опустите двигатель и коробку передач.
В мастерских во время выполнения монтажных работ двигатель крепится на опоре VW540 стойки VW 313 монтажного стенда или на опоре VAS 6095. Если Вы не располагаете такими приспособлениями, можете воспользоваться похожим и подходящим для этой цели оборудованием.
Демонтаж бензиновых двигателей Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 6
1. Электромагнитный клапан, 2. Вакуумный шланг, 3 и 4. Шланги охлаждающей жидкости, 5. Трубка, 6 и 7. Шланги вентиляции, 8. Экран шланга.
Демонтаж бензиновых двигателей Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 7
Для снятия трубки снимите зажим (показан стрелкой) на месте крепления.
ДЕМОНТАЖ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
- Выключите зажигание, отсоедините массовую клемму аккумулятора. (В мастерской перед этим просмотрят информацию накопителя неисправностей).
- Снимите шланги, соединяющие воздушный фильтр, турбокомпрессор и редукционный клапан системы рециркуляции отработавших газов. Демонтируйте корпус воздушного фильтра с расходомером воздуха и воздуховодом. Снимите аккумулятор и его поддон. Отсоедините топливный шланг и шланг обратного слива топлива на топливном фильтре.
- Снимите верхнюю облицовку двигателя и шумоизоляционный поддон. Установите балку с замком капота в положение сервисного обслуживания и снимите правую защиту колеса.
- Чтобы понизить давление в системе охлаждения, откройте крышку расширительного бачка с охлаждающей жидкостью и снова закройте ее. Слейте охлаждающую жидкость.
- Снимите воздуховод (позиция 1, см. ил. 8) и шланги, соединяющие промежуточный охладитель и турбокомпрессор.
- Снимите поликлиновой ремень и генератор, открутите опору двигателя впереди. Демонтируйте компрессор кондиционера и надежно прикрепите его к стойке подвески.
Демонтаж дизельных двигателей Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 8
1. Соединительная трубка «охладитель воздуха наддува — турбокомпрессор» для двигателей серии АХВ и АХС.
- Отключите и проверьте состояние всей электропроводки двигателя и коробки передач. Снимите патрубок, соединяющий промежуточный охладитель надувочного воздуха и впускной коллектор.
- Демонтируйте шкив/демпфер коленчатого вала.
- Открутите опору двигателя сзади, отсоедините карданные валы привода, выхлопную систему. Снимите на двигателе все шланговые соединения.
- Отсоедините электропроводку от рабочего цилиндра сцепления (как на ил. 7).
- Ослабьте крепление троса переключения скоростей и снимите его.
- Закрутите вручную шпильки с резьбой по всей длине (используйте специализированный инструмент Т10229/1) в блок цилиндров (ил. 53). Введите опору крепления двигателя (Т10229) посадочными болтами в отверстия на блоке цилиндров (посадочные болты должны быть закреплены на опоре крепления двигателя!) и затяните с усилием 50 Нм шпильку с резьбой по всей длине Т10229/1 с помощью болта (М 16×35/8.8) на опоре крепления двигателя.
- Зафиксируйте опору крепления двигателя двумя болтами (М 12×25/8.8) с усилием 50 Нм на блоке цилиндров. Установите опору крепления двигателя (1) на посадочную шейку (2) подъемника для снятия/установки двигателя и коробки передач (V.A.G 1383/А) и аккуратно поднимите двигатель.
- Для снятия крепежного болта установите двигатель в вертикальное положение 0° (монтажное положение).
- Открутите кронштейн крепления агрегатов сначала с передней стороны двигателя, а потом со стороны коробки передач. Осторожно опустите двигатель и коробку передач.
В мастерских во время выполнения монтажных работ двигатель крепится на опоре VW 540 зажимной стойки VW 313 монтажного стенда или на опоре VAS 6095
МОНТАЖ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
- Выполняйте монтаж в обратной последовательности. При этом проверьте выжимной подшипник сцепления на износ; при необходимости замените его.
- Подшипник, направляющую обойму и шлицевое зацепление ведущего вала необходимо смазать смазкой G 000 100.
- После выполнения монтажа подвеску двигателя следует усадить сильными встряхивающими движениями. Затем, произвести затяжку всех болтов.
- По завершению работ установите нижнюю обшивку двигателя (брызговик) на прежнее место, залейте охлаждающую жидкость и проверьте регулировку фар. Затем выполните пробный пробег (в мастерской должны просмотреть информацию на накопителях неисправностей всех устройств управления).
МОНТАЖ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
- Выполняйте монтаж в обратной последовательности.
- Проверьте на износ выжимной подшипник сцепления.
- Смажьте шлицевое зацепление ведущего вала смазкой G 000 100.
- После выполнения монтажа подвеску двигателя следует усадить сильными встряхивающими движениями. Затем, произвести затяжку всех болтов.
- По окончании всех монтажных работ, выполните пробный пробегай
ДЕМОНТАЖ/МОНТАЖ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Потеря мощности, утечка охлаждающей жидкости и масла, отсутствие компрессии на двух смежных цилиндрах, наличие охлаждающей жидкости в моторном масле или масла в охлаждающей жидкости указывает на износ прокладки головки блока цилиндров. Чтобы ее заменить, необходимо демонтировать двигатель и разобрать головку блока цилиндров. Если Вы обладаете соответствующими профессиональными знаниями и опытом, соблюдайте такую последовательность действий при выполнении данной задачи. Более подробное описание технологического процесса изложено на последующих страницах Руководства (Демонтаж см. стр. 33, Монтаж см. стр. 35).
Демонтаж/монтаж головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 9
Головка блока цилиндров 4-цилиндрового двигателя АХА.
1. Болт 100 Нм, 2. Приводная шестерня распределительного вала, 3. Сальник распределительного вала, 4. Сегментная шпонка, 5. Гайка 20 Нм, 6. Крышка подшипника, 7. Распределительный вал, 8. Гидротолкатель, 9. Конические сухари, 10. Верхняя тарелка пружины клапана, 11. Пружина клапана, 12. Маслосъемный колпачок (сальник клапана), 13. Направляющая втулка клапана, 14. Головка блока цилиндров, 15. Клапан.
- С помощью ключа 3452 выкрутите крест-накрест болты крепления головки блока цилиндров (10 или 12) снаружи вовнутрь, а закручивание производите крест-накрест, но уже изнутри наружу. Замените эти крепежные болты. Вкручивание должно происходить в три (4цилиндровый двигатель с искровым зажиганием), четыре (4-цилиндровый двигатель TDI) или шесть (5-цилиндровый двигатель TDI) этапов: с помощью динамометрического ключа закрутите с моментом 40 Нм (5-цилиндровый двигатель: 60 Нм; 4-цилиндровый двигатель TDI сначала с моментом 40 Нм потом с моментом 60 Нм), далее докрутите на четверть оборота (90°), а потом еще на 90°. После выполнения этапа закручивания с усилием 60 Нм на 5-цилиндровом двигателе TDI выполните еще четыре поворота ключа на четверть оборота, а потом ослабьте все крепежные болты на четверть оборота. В отверстиях под резьбу на блоке цилиндров не должно быть масла и/или охлаждающей жидкости.
- Внимательно и аккуратно удалите остатки прокладки. Царапины должны отсутствовать. Если для зачистки Вы применяете шлифовальную шкурку, величина зерна должна быть не менее 100!
- С новой прокладкой головки блока цилиндров обращайтесь особенно бережно, вынимайте ее из упаковки непосредственно перед самой установкой. Дефекты на силиконовом покрытии или формовке являются причиной негерметичности прокладки.
- Во время установки новой прокладки обращайте внимание на положение центрирующих штифтов в блоке цилиндров и правильное положение самой прокладки (номер детали должен легко читаться).
- В зависимости от величины выступающей части поршня устанавливаются различные по толщине прокладки головки блока цилиндров. Поэтому прежде чем заменить прокладку обратите внимание на маркировку!
- При замене головки блока цилиндров необходимо заменить охлаждающую жидкость.
- Во время монтажа новой головки блока цилиндров вместе с распределительным валом необходимо смазать поверхности трения толкателей и кулачков распределительного вала.
- Пластиковые заглушки, служащие защитой открытых клапанных каналов, необходимо удалять непосредственно перед установкой головки блока цилиндров.
- Во время установки крышки головки блока цилиндров капните на обе стороны уплотнительной поверхности крышки по одной капле (приблизительно 5 мм в диаметре) уплотняющего средства AM V 174 004 01.