Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Учебник по вождению автомобиля  /  Глава 5. Вождение в особых условиях » Подраздел 5.2 Особенности движения в дождь

5.2 Особенности движения в дождь

Начиная разговор об особенностях управления автомобилем во время дождя, хочу сразу отметить, что как-то особенно углубляться в эту тему на данном этапе мы не будем. То есть какие-то приемы экстремального вождения и борьба с различными неуправляемостями — это очень специальные и узконаправленные навыки, которые необходимо нарабатывать отдельно. Конечно же, такие навыки полезно иметь каждому водителю, но всему своё время.

Итак, давайте поговорим просто о том, что нужно и чего не нужно делать для того, чтобы обеспечить свою безопасность при движении во время дождя.

Первое, чем грозит дождь для водителей — это, конечно же, ухудшение видимости. Поэтому, в любом случае, необходимо следить за состоянием стеклоочистителей и лобового стекла. Если стекло покрыто мелкими царапинами и микротрещинами, вода остается на его поверхности, вследствие чего очень быстро устают глаза и искажается видимость (рис. 5.7) — какие-то предметы на дороге остаются незамеченными, а где-то, наоборот, чудятся ямы и ухабы, которых на самом деле нет. Именно поэтому необходимо тщательно следить за состоянием поверхности стекла и своевременно заменять изношенные щетки стеклоочистителей.

Состояние стеклоочистителей
Рисунок 5.7 Дождь для водителей в первую очередь страшен ухудшением видимости. Поэтому необходимо тщательно следить за состоянием стеклоочистителей и лобового стекла.

Кроме того, нужно следить за тем, чтобы вентиляция автомобиля также была исправной. Если по какой-либо причине вентиляция не справляется со своими задачами, во время дождя стекла автомобиля быстро запотевают, отчего, конечно же, обзорность значительно ухудшается.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных средств для ухода за стеклами и зеркалами — от различных салфеток и скребков до специальных аэрозолей (рис. 5.8). Поэтому не ленитесь следить за состоянием окон и зеркал, чтобы при любых условиях иметь возможность контролировать ситуацию вокруг автомобиля.

Уход за стеклами и зеркалами
Рисунок 5.8 В настоящее время существует огромное количество разнообразных средств для ухода за стеклами и зеркалами — от различных салфеток и скребков до специальных аэрозолей.

Очень важным моментом является состояние «обуви» вашего автомобиля. Колесные шины должны соответствовать сезону и быть не старше 3—4 лет. Кроме того, необходимо следить за состоянием протектора шин, то есть за тем, чтобы его износ был равномерным, а высота превышала полосу индикатора износа (рис. 5.9).

Индикатор износа протектора
Рисунок 5.9 Необходимо следить за состоянием протектора шин, то есть за тем, чтобы его износ был равномерным, а высота превышала полосу индикатора износа.

Отдельного рассмотрения заслуживает движение на автомобиле в момент самого начала дождя. Одно дело, если дождь идет уже достаточно давно, и вы, собираясь в дорогу, уже имеете определенный настрой. Если дождь застает вас в пути, очень важно помнить о следующей особенности. В первые несколько секунд или минут (в зависимости от интенсивности дождя) дорога становится очень скользкой. Объясняется это тем, что фрагменты резины, пыли и различные микрочастицы мусора на поверхности дороги, смачиваясь водой, в определенный момент приобретают консистенцию кашицы, которая как бы смазывает поверхность дороги. Ярким признаком такого слоя на дороге является наличие следов от колес впередиидущего автомобиля. Если вы едете и видите на дороге появление четко различимых следов (это касается начала дождя), то это говорит о том, что поверхность дороги достаточно скользкая, а значит, как минимум, не нужно допускать резких торможений или резких разгонов. Плавно снижайте скорость на прямых колесах перед поворотом, а в поворот входите с меньшей скоростью (рис. 5.10). Не допускайте возникновения опасных ситуаций — увеличьте дистанцию, снизьте скорость движения и входите в повороты более аккуратно.

Четко разлечимые следы на дороге
Рисунок 5.10 Если вы едете и видите на дороге появление четко различимых следов (это касается начала дождя), то это говорит о том, что поверхность дороги достаточно скользкая, а значит, как минимум, не нужно допускать резких торможений или резких разгонов.

Закономерный вопрос — а насколько медленнее нужно ехать? Очень частое явление: пошел дождь и движение на дорогах просто стало. В крайности впадать, конечно же, тоже не нужно. Если вы движетесь по знакомой дороге, на которой вы привыкли проезжать поворот со скоростью, скажем, 40 км/ч, то проедьте его на скорости 30 км/ч — ничего страшного не случится. Если вы чувствуете, что даже такая скорость великовата для вас, сбавьте её еще, но в любом случае не должно быть такого, чтобы дорожный поток просто застопорился и перемещается со скоростью 5 км/ч там, где по сухому он ехал 40 км/ч.

По мере того, как воды на дороге становится всё больше, скользкий слой постепенно смывается, благодаря чему сцепление колес с дорогой восстанавливается почти до значения сцепления с сухим асфальтом.

Обратите особое внимание
Критерием выбора скорости движения автомобиля является способность стеклоочистителей сметать воду с лобового стекла. Если дождь очень сильный, а автомобиль едет быстро, то на лобовое стекло попадает очень большое количество воды, которая просто не успевает удаляться (рис. 5.11), а значит, видеть что-либо перед автомобилем становится затруднительно. Поэтому в сильный ливень иногда приходится просто останавливаться у края проезжей части и включать аварийную сигнализацию и все возможные световые приборы, чтобы как можно лучше обозначить себя. После того, как дождь утихнет, можно будет снова продолжить движение.
Сильный дождь
Рисунок 5.11 Если дождь очень сильный, а автомобиль едет быстро, то на лобовое стекло попадает очень большое количество воды, которая просто не успевает удаляться. Поэтому в сильный ливень иногда приходится просто останавливаться у края проезжей части, включать аварийную сигнализацию и все возможные световые приборы, чтобы как можно лучше обозначить себя.

Допустим, на улице идет мелкий дождь и вы, двигаясь по дороге, собрались обогнать едущий перед вами крупный грузовик или автобус. В этом случае полезно помнить о том, что в самый неподходящий момент обгона вашу машину может окатить грязью из-под колес обгоняемого вами грузового автомобиля (рис. 5.12). Поэтому, чтобы не лишиться видимости рядом с многотонным транспортным средством, двигаясь по встречной полосе, как минимум, перед началом обгона включите стеклоочистители на максимальный режим. После того, как вы благополучно завершите обгон и снова вернетесь в свою полосу движения, стеклоочистители можно вернуть в первоначальный режим. Очень часто, когда вода не успевает стекать с дороги, случается так, что она скрывает какие-то ямы на асфальте. К сожалению, качество отечественных дорог очень часто оставляет желать лучшего, поэтому на некоторых участках проезжей части трудно объезжать все ямы даже по сухому, не говоря уже о движении под дождем. В связи с этим старайтесь держаться «островков суши», избегая движения по лужам. Если же ничего другого не остается, а вы движетесь по незнакомой дороге, я бы настоятельно рекомендовал вам пристроиться вслед за какой-то машиной. Идея вот в чем: следуя за какой-то машиной на нормальной дистанции, то есть, просматривая некий фрагмент дороги перед собой, в случае, если вы замечаете, что передний автомобиль вдруг попадает в какую-то невидимую яму, у вас будет возможность предпринять какие-то действия перед тем, как вы сами «рухнете» в эту же яму. К тому же, после того, как передний автомобиль въезжает колесом в яму на дороге, еще некоторое время контуры этой ямы хорошо заметны, пока её снова не заполнит вода (рис. 5.13). Если же передний автомобиль просто благополучно проедет затопленный участок дороги, просто двигайтесь за ним след в след и вы тоже никуда не провалитесь.

Обгон грузовика в дождь
Рисунок 5.12 Если вы собрались в дождь обогнать едущий перед вами крупный грузовик или автобус, помните о том, что в самый неподходящий момент обгона вашу машину может окатить грязью из-под колес обгоняемого вами грузового автомобиля. Чтобы не лишиться видимости рядом с многотонным транспортным средством, двигаясь по встречной полосе, как минимум, перед началом обгона включите стеклоочистители на максимальный режим.
Движение по незнакомой улице
Рисунок 5.13 Если вы движетесь по незнакомой дороге по лужам, пристройтесь за какой- нибудь машиной. Следуя за ней на нормальной дистанции, у вас будет возможность предпринять какие-то действия, если вы увидите, что передний автомобиль попал в яму. К тому же, после того, как передний автомобиль въезжает колесом в яму на дороге, еще некоторое время контуры этой ямы хорошо заметны.

Если случается так, что никаких машин перед вами нет, а залитая водой дорога вам незнакома — не остается ничего другого, кроме как двигаться с повышенной осторожностью и быть готовым к любым неожиданностям, вплоть до того, что под водой может оказаться открытый канализационный люк.

Совет
Ни в коем случае не пытайтесь преодолеть большую лужу с разгона! Достаточно снизив скорость, включите первую передачу и медленно проезжайте затопленный участок на оборотах чуть выше средних (рис. 5.14) — так у вас будет меньше шансов повредить колесо, угодив в яму. Кроме того, при въезде в воду на высокой скорости существует достаточно высокая вероятность гидроудара — в воздухозаборники автомобиля может попасть вода, которая, в отличие от воздуха, по законам физики, не сжимается, а значит, при попадании в цилиндры двигателя, может стать причиной серьезных неисправностей с последующим дорогостоящим ремонтом. Не пытайтесь проехать вброд на минимальных оборотах двигателя, поскольку в этом случае двигатель может просто заглохнуть прямо посреди «водоема». Если при этом вода успеет попасть на провода или электрооборудование двигателя, выбраться оттуда вряд ли удастся. Если же обороты двигателя будут немного повышены, то шансов заглохнуть будет меньше. Даже если вода будет проникать в моторный отсек во время движения, работающий двигатель достаточно горячий, чтобы сразу испарить попадающие на него брызги.
Преодоление больших луж
Рисунок 5.14 Не пытайтесь преодолеть большую лужу с разгона! Достаточно снизив скорость, включите первую передачу и медленно проезжайте затопленный участок на оборотах чуть выше средних — так будет меньше опасность повредить колесо, угодив в яму.

Еще одной опасностью, связанной с движением автомобиля по мокрой дороге, является такое явление, как аквапланирование — процесс, когда перед движущимся колесом возникает водяной клин. Поскольку вода не успевает уходить изпод колеса, она выталкивает его вверх (рис. 5.15) — в результате колесо всплывает (естественно, машина не плавает как надувная лодка на поверхности лужи — речь идет о всплытии над поверхностью дороги буквально на доли миллиметра). Всплывать может как одно, так и несколько колес (а то и все сразу), вследствие чего происходит сильнейшее скольжение автомобиля — сцепление с дорогой меньше, чем со льдом. Но основная проблема этого явления заключается даже не в скольжении, а в том, что всё это как начинается, так и оканчивается совершенно неожиданно. Как только автомобиль снова попадает на асфальт, то, если вдруг оказывается, что колеса при этом направлены не туда, куда нужно, «улёт» машины с дороги неминуем.

Аквапланирование
Рисунок 5.15 Серьезной опасностью, связанной с движением автомобиля по мокрой дороге, является аквапланирование — процесс, когда перед движущимСя колеСом возникает водяной клин, в результате чего колесо всплывает. основная проблема этого явления заключается в том, что, как только автомобиль снова попадает на асфальт, то, если колеса при этом направлены не туда, куда нужно, «улёт» машины с дороги неминуем.
Сцепление шин
Индекс трения
Рисунок 5.16 Графики, на которых отображена зависимость сцепления шин от высоты протектора и глубины воды на дороге, а также величины индекса трения от состояния дорожного покрытия и скорости движения.

Главной причиной аквапланирования является повышенная скорость движения по мокрой дороге, когда вода просто не успевает уходить из-под колеса. И тут снова полезно вспомнить о ваших покрышках. Дело в том, что все заявленные производителем характеристики колеса относятся к новому изделию, поэтому, чем больше износ колеса, тем выше риск возникновения аквапланирования. Чаще всего эффект аквапланирования возникает на дороге с очень гладким покрытием, например, на бетонном. При этом на скоростных шоссе наибольшую опасность представляют затяжные повороты большого радиуса — не всегда профиль дороги выполнен так, что вода беспрепятственно стекает с проезжей части, а потеря управляемости на закругленном участке пути неизменно приводит к вылету автомобиля с трассы.

Если всплыло одно колесо автомобиля, а все остальные продолжают держать дорогу — это еще полбеды. Если же лужа достаточно большая, то всплыть всеми колесами и убраться с дороги очень легко. Поэтому необходимо снижать скорость перед лужами с большой площадью поверхности (даже если вы точно знаете, что эта лужа неглубокая).

Обратите особое внимание
Если дождь настолько сильный, что вода не успевает стекать с дороги, и вы видите, что из-под колес автомобиля во все стороны летят брызги, значит, при повышении скорости движения существует реальная опасность возникновения аквапланирования. В связи с этим запомните простую вещь: брызги выше уровня капота (рис. 5.17) — это не только дурной тон по отношению к окружающим, но еще и повышенная опасность потери управления автомобилем. Помимо этого, когда вода летит из-под колес, она попадает не только в стороны от автомобиля, но в равной степени и под его капот! А значит вода попадает туда, куда ей вовсе не следует попадать — в различные разъемы, уплотнения, электронику и т. п. Таким образом, не допуская разлета брызг выше капота автомобиля, вы не только ведете себя корректно по отношению к окружающим, но еще и лишний раз бережете свой автомобиль.
Опасность потери управления автомобилем
Рисунок 5.17 Помните, что брызги выше уровня капота — это не только дурной тон по отношению к окружающим, но еще и повышенная опасность потери управления автомобилем.

Если всё же случилось так, что впереди неожиданно возникла большая лужа, а возможности снизить скорость нет, то НУЖНО ПРОДОЛЖАТЬ ДВИЖЕНИЕ В ТОМ ЖЕ НАПРАВЛЕНИИ, С ТОЙ ЖЕ СКОРОСТЬЮ И С ТЕМ ЖЕ ГАЗОМ — так шансов не попасть в аварию будет намного больше. Если в последний момент водитель, испугавшись лужи, отпустит педаль газа, затормозит или качнет руль в сторону, существует большой риск просто-напросто вылететь с дороги.

Обратите особое внимание
Не секрет, что обочины дорог далеко не всегда имеют качественное твердое и гладкое покрытие. Поэтому во время дождя приближаться к краю проезжей части достаточно опасно — если на высокой скорости «хватануть обочину», которая, как правило, более липкая и более вязкая, чем асфальт, возникает разворачивающий момент в сторону обочины (рис. 5.18). Я знаю реальный пример такого случая, когда достаточно современная машина на скорости 150 км/ч поймала обочину и вылетела в растущие у дороги деревья. При этом погибла целая семья — шансов уцелеть на такой скорости у них не было. Как минимум, когда идет дождь, помните о том, что это не самое подходящее время для высокой скорости!
Разворачивающий момент
Рисунок 5.18 Если на высокой скорости «хватануть обочину», которая, как правило, более липкая и более вязкая, чем асфальт, то возникнет разворачивающий момент в сторону обочины.
Совет
Людям, которые хотят повышать своё мастерство и быть «всепогодными» водителями, которые хотят уверенно чувствовать себя даже на высоких скоростях и понимать, что к чему, необходимо найти в своём или ближайшем городе школу водительского мастерства или спортивный автоклуб, где происходит обучение управлению в скольжении. Начинать обучаться движению по скользкой поверхности лучше всего зимой, когда есть возможность залить подходящую учебную площадку льдом. В этих условиях заставить автомобиль скользить можно даже на малых скоростях, а значит есть время на то, чтобы как следует осмыслить всё происходящее и научиться правильно действовать: сначала не спеша, а затем всё быстрее и быстрее. Скольжение в дождь происходит значительно жестче и на гораздо более высоких скоростях, а значит необходима скорость реакции на порядок выше, чем на льду, и просто соответствующая сноровка вождения. Очень немногие водители, даже владеющие нужными навыками, позволяют себе ездить во время дождя беспричинно быстро и активно. Просто поберегите себя, и все будет хорошо.

Подраздел 5.1 Особенности движения в темное время суток

Змейка передним ходом
Змейка задним ходом
Парковка типа «гараж»

Подраздел 5.3 Особенности движения с прицепом


 
comments powered by Disqus