Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;

Глава 1. Вступительная часть

1.1 От автора

Подраздел 1.2 Автомат или механика?

В самом начале хотелось бы выразить большую благодарность всем своим ученикам, с которыми мне довелось работать на протяжении более тринадцати лет. Каждый из них чему-то меня научил, к каждому из них необходимо было найти какой-то особый подход, и благодаря этому на сегодняшний день я обладаю определенным багажом знаний в своём деле, а именно — обучении вождению. Надеюсь, что эти знания помогут кому-то быть более уверенным в себе в процессе обучения, а впоследствии — стать полноценным водителем, с которым будет комфортно находиться на дороге как его пассажирам, так и прочим участникам дорожного движения; водителем, которого родные и близкие будут смело отпускать в любые поездки с полной уверенностью в его безопасности.

Меня очень часто спрашивают: «Есть ли разница между водителями-мужчинами и водителями-женщинами?», «А смогу ли я стать водителем? Может быть, со мной что-то не так? Получится у меня или нет?» (последний вопрос особенно часто задают девочки, приступающие к обучению). На самом деле, согласно правилам дорожного движения, за рулем находится водитель, который несет персональную ответственность, вплоть до уголовной, за все свои действия на дороге правильные и неправильные, своевременные и несвоевременные, поэтому нет большой разницы в том, кто находится за рулем — девушка или парень, дедушка или бабушка. Это должен быть обученный человек, который владеет автомобилем так, словно это ложка или вилка, способный решать любые задачи на дороге. Почему я привожу в сравнение именно ложку и вилку? Когда человек садится за стол и ест, он способен поддерживать беседу, продумывать свои мысли, дальнейшие слова и предложения, особенно если это, к примеру, какой-то ответственный бизнес-ланч и т. п. При этом человек не промахивается ложкой мимо рта или тарелки, весь процесс происходит абсолютно рефлекторно, поскольку все действия многократно повторялись ранее и доведены до автоматизма.

"

Нет особой разницы в том, кто находится за рулем - девушка или парень, дедушка или бабушка. Это должен быть обученный человек

"

Что же такое «умение управлять автомобилем» и чему нужно учиться? Что вообще значит быть водителем? На мой взгляд, уметь управлять автомобилем — это значит входить в некое состояние, при котором всё само собой получается, т. е. машина сама поворачивает, сама замедляется там, где это необходимо, сама поддерживает определенную скорость движения, маневрирует и т. д. И, если водитель глазами увидел, куда он хочет попасть, то его руки и ноги сделают что-то такое, благодаря чему машина сама приедет туда, куда нужно. Именно этого результата мы и должны достичь в конечном итоге по той простой причине, что думать за рулем — непозволительная роскошь.

Как сказал один мудрец: «Всё стоящее требует времени». Нужно понимать, что требуется провести за рулем определенное количество часов, чтобы выйти на режим полноценного вождения автомобиля: с реагированием на дорожную ситуацию, грамотным управлением автомобилем в конкретной ситуации. При этом внимание не должно растрачиваться на то, какой ногой — правой или левой — нужно жать педаль, какой рукой и как поворачивать руль. Всё внимание должно быть направлено на разрешение дорожной ситуации и на то, чтобы быть адекватным, понятным водителем. Соответственно, управление автомобилем с точки зрения воздействия на автомобиль — это однообразный и не требующий отдельного осмысления процесс. Ничего сверхинтеллектуального в этом нет, а есть только набор отработанных и доведенных до автоматизма приемов, таких «кирпичиков», из которых выстраивается решение любой дорожной ситуации. Эти «кирпичики-навыки» начинающий водитель должен получить в автошколе. Автошкола — это всего лишь первая ступенька, на которой необходимо наработать стандартные, очень устойчивые навыки воздействия на автомобиль в той или иной ситуации. В дальнейшем, в зависимости от индивидуальных качеств человека, его характера, отношения к жизни и окружающим, из таких «кирпичиков» будет выстраиваться собственный стиль вождения.

"

Думать за рулем - непозволительная роскошь

"

Еще один частый вопрос: «А можно разучиться ездить на автомобиле, если длительное время не было соответствующей практики?» Если навык приобретен правильно, а именно: в процессе обучения инструктор не придерживал педаль сцепления, симулируя «качественное» вождение учеником, и не вмешивался в вождение через каждые три секунды, хватаясь за руль, а давал возможность человеку проявить себя, то он не пропадает. Даже в том случае, когда человек делает длительный перерыв, как правило, может пропасть лишь уверенность в собственных силах, в связи с чем во время первых поездок после этого перерыва водитель просто чувствует себя неуверенно, однако постепенно он понимает, что всё у него получается и всё само нормализуется. Это как и касательно езды на велосипеде — научившись однажды, вы не забудете этого никогда.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что необходимым условием приобретения качественных навыков вождения является правильный выбор инструктора. Даже выбирая автошколу, всегда необходимо помнить о том, что работать с вами всё равно будет конкретный инструктор. Поэтому, какой бы суперпрестижной ни была автошкола, нужно обращать внимание на то, кто именно будет с вами заниматься.

Приходя на занятие, человек должен понимать, что он не сдает экзамен, а учится. Поэтому первой задачей инструктора должно быть создание комфортных условий для обучаемого. Вам вовсе не обязательно выслушивать эмоциональные всплески и реплики инструктора типа: «Вот у всех получается, а ты один вообще ни на что не годен» и т. п. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с тем, что в силу, возможно, ограниченности своего восприятия, тот или иной инструктор воспринимает пришедшего к нему ученика как бестолкового ребенка, не понимая того, что человек, который каким-то образом способен оплачивать услуги инструктора и каким-то образом купил автомобиль, наверное, всё-таки в этой жизни что-то понимает... И только лишь из-за своего нежелания идти на конфликт этот человек терпит различные, не всегда пристойные и корректные, высказывания инструктора, возникающие только по той причине, что инструктор — это гуру, а пришедший ученик — сопливый ребенок. Исходя из своего личного опыта (а обучением вождению я занимаюсь уже более тринадцати лет), могу сказать, что даже те, кто поначалу могут казаться совсем безнадежными «деревяшками», которым всё дается очень тяжело, и с которыми единственное, что остается, — только руководствоваться утверждением «то, что не удается изменить, нужно перетерпеть» и ждать, когда же, наконец, «прострелит», при более близком знакомстве оказываются весьма неординарными и достойными самого глубокого уважения людьми. Так, в моей практике был случай, когда одной достаточно пожилой женщине очень долго не давалось управление автомобилем, а позже выяснилось, что совсем недавно она перенесла тяжелую операцию по замене тазобедренных суставов металлическими протезами. Поэтому то, что на первый взгляд казалось неуклюжестью, оказалось самым невероятным проявлением силы воли и характера.

"

В случае неудачи инструктор должен не запугивать, а разъяснять ситуацию

"

Конечно, иной раз пошутить, пожурить или каким-то образом проявить неудовольствие можно, но, по моему мнению, только после того, как инструктор чему-то научил человека, убедился в том, что он понял и действительно может это выполнить. Если же инструктор считает, что его задача состоит лишь в том, чтобы сдавать свой автомобиль в аренду и где-то как-то подстраховать начинающего водителя, сняв с себя всю ответственность за результат, то этот инструктор — просто лентяй, который пытается недобросовестным способом заработать денег и создает соответствующую репутацию автошколе, в которой он работает.

В случае неудачи инструктор должен не запугивать, а разъяснять ситуацию, причем не заумными фразами и терминами, а историями из жизни, соответствующими конкретной ситуации. Человеку легче запоминать истории, а не конкретные цифры, утверждения или правила.

Пара качеств, которые необходимо увидеть в своем инструкторе — это уверенность и смелость. Это значит, что инструктор не должен бояться поездки больше, чем его ученик, а значит он способен взять любую ситуацию под свой контроль и полную ответственность за всё происходящее. Например, если в процессе учебной езды автомобиль вдруг заглохнет на перекрестке и вокруг начнутся потоки звуковых сигналов и «подбадривающих» восклицаний других водителей, у инструктора должно быть достаточно выдержки, чтобы «разрулить» ситуацию оптимальным образом, а не стараться всем своим видом сделать крайним ученика за рулем и попытаться отстраниться.

Инструктор — это источник энергии и комфорта для своего ученика. Именно при таком условии у ученика возникает твердая уверенность в том, что у него всё получится. Если же такого ощущения не возникает — возможно, стоит задуматься над тем, чтобы сменить инструктора. Вы имеете на это полное право и достаточно возможностей.

Однажды у меня занималась девочка, которая до меня поменяла семерых инструкторов. Узнав об этом, я сразу подумал, что теперь мне придется как-то приспосабливаться к капризам избалованной неуживчивой девчонки. На практике же оказалось, что это вполне адекватный и вменяемый человек, способный к обучению и довольно скоро пополнивший ряды полноправных водителей. Просто она прекрасно осознавала, что именно ей было нужно от процесса обучения, и для неё не составляло проблемы сменить инструктора, если он не мог дать необходимой информации. Помните о том, что вы платите за обучение собственные деньги, а от результатов зави- сит ваша жизнь и здоровье (и моральное в том числе). Задумайтесь над тем, что, если вовремя не сменить инструктора, позже вам придется менять машину.

"

Инструктор - это источник энергии и комфорта

"

Если инструктор — это тот человек, с которым вам комфортно, и вы четко понимаете, что и зачем вы делаете, шаг за шагом приближаясь к конечной цели — значит этот человек способен создать условия, в которых вы станете настоящим водителем. При этом совсем необязательно, что темп развития ваших навыков будет высоким — нужно понимать, что у каждого своя скорость обучения: кому-то удается осваивать что-то быстрее других, но в то же время в иной сфере они оказываются не такими способными. В любом случае, не стоит думать, что, если вдруг на каком-то этапе обучения вы замедлили своё развитие, из вас не получится водитель, — это просто глупость. Лучший выход в этой ситуации — сравнить себя с самим собой: еще недавно не удавалось трогаться с места, машина скакала, как подстреленная лошадь, а уже сейчас получается плавное начало движения. Следует сосредоточиться на таком маленьком успехе для того, чтобы он служил мотивацией для дальнейшего развития. Ни в коем случае нельзя поддаваться мыслям о том, что «наверное, это не моё», «наверное, я такой бестолковый, что ничего не получится». Возможно, просто стоит сделать небольшую паузу и попробовать снова, после чего обучение пойдет намного легче. А возможно, будет полезным поделать какие-то физические упражнения, чтобы «наполнить сознанием» свои руки и ноги. Реалии современного мира таковы, что очень много времени люди проводят за компьютером, т. е. просто сидят, а значит ноги используются, в лучшем случае, для ходьбы. И когда необходимо выполнить определенные действия на педалях автомобиля, возникают некоторые трудности. Поэтому, по большому счету, нужно просто «подружиться» с руками и ногами (мы, наверняка, еще вернемся к этому в дальнейшем)

"

Ни в коем случае нельзя поддаваться мыслям о том, что «наверное, это не мое»

"

Ницше принадлежит фраза: «Человек может выдержать любое «что», если у него есть сильное «зачем». Другими словами, если в самом начале занятий вы четко поставите перед собой конечную цель (стать водителем) и будете к ней стремиться, то вы непременно ее достигнете. А ведь оно того стоит — в собственном автомобиле, в отличие от общественного транспорта, никто не наступает на ноги, не толкается и не кашляет в лицо. Нет нужды тратить в ожидании на остановках драгоценное время и придерживаться установленного графика движения — в любой момент можно загрузить в машину родственников или знакомых со всем необходимым и отправиться куда угодно: хоть в магазин за покупками, хоть на морской курорт. При этом совершенно без проблем можно взять с собой собаку или кошку, детскую коляску или санки и прочие предметы багажа, с которыми довольно проблематично путешествовать при иных обстоятельствах.

Потом вы будете с улыбкой вспоминать те сложности и казусы, которые преследовали вас в начале обучения: подскакивания машины в начале движения, громко ревущий мотор, спотыкание машины при движении. Всё это пройдет.

Когда меня спрашивают, сколько времени нужно для того, чтобы обучиться вождению, я отвечаю, что обычно 25-30 часов. Это та базовая цифра, от которой можно отталкиваться. Само собой разумеется, что, чем больше времени уделяется вождению, тем безопаснее и качественнее уровень мастерства водителя в последующем. Если вы где-то услышали, что кто-то из ваших знакомых научился вождению за десять или пятнадцать часов, поинтересуйтесь, сколько раз он подкрашивал кузов своего автомобиля за последний год. Я сторонник того, чтобы продолжать обучение даже после получения прав. И вот почему: наверняка, все видели учебную машину, которая едет в крайнем правом ряду со скоростью 35 км/ч. И это продолжается на всех занятиях, отведенных для обучения до сдачи экзамена. Боюсь предположить, что инструктор, который занимается с этим человеком, наивно полагает, что по прошествии 10-15 часов занятий (как это сейчас принято в большинстве автошкол), человек сядет в свою машину и помчится со скоростью дорожного потока, а это может быть 70-75 км/ч. Давайте задумаемся, возможно ли это. Естественно, для такой езды человеку необходимы соответствующие навыки, которых ему просто не дают. Я не говорю сейчас о контраварийном или экстремальном вождении, речь идет об обычном штатном вождении. После получения водительских прав привязка к определенному учебному маршруту исчезает, что дает возможность продолжить обучение на «злых» перекрестках, в плотном дорожном потоке в часы пик и т. п. Только после этого у начинающего водителя сформируется набор необходимых навыков, достаточный для того, чтобы спокойно и безопасно отъездить пару лет до накопления собственного водительского опыта. В итоге, из вас получится полноценный водитель, причем совершенно неважно, сколько вам сейчас лет, в какой отрасли вы специалист, мужчина вы или женщина.

"

Понимая, чего вы хотите достичь, разобраться в частностях будет несложно

"

Итак, для того, чтобы максимально четко обозначить цели, которых нужно достичь в процессе обучения, вам нужно просто открывать следующие страницы и знакомиться с общей концепцией вождения. Понимая, чего именно вы хотите достичь в глобальном смысле, разобраться в частностях будет уже совсем несложно.

Глава 1. Вступительная часть

Обгон и встречный разъезд
Особенности движения с прицепом

Подраздел 1.2 Автомат или механика?

Не забудьте заглянуть:

ПДД Украины онлайн Ваш Адвокат online


Содержание этой страницы защищено авторским правом. Копирование, перепечатка, либо использование материалов данной страницы для воспроизведения, переноса на другие носители информации ЗАПРЕЩЕНО и преследуется в соответствии с действующим законодательством.

© ООО «Издательство «Монолит»

 
comments powered by Disqus
Сорочинская ярмарка