Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;

Глава 3. Вождение в условиях города

3.1 Первый выезд на дорогу

Подраздел 3.2 Переключение передач

Настало время поговорить о первом выезде на городскую дорогу, но сначала хотелось бы рассказать небольшую историю из жизни.

Из опыта обучения вождению
Некоторое время назад у моего знакомого инструктора занималась девочка. Когда они вместе «наездили» на учебной площадке порядка восьми часов, но еще не выезжали в город, эта девочка позвонила своему инструктору и сообщила, что собирается прекратить с ним занятия, поскольку у неё начало складываться впечатление, что из неё просто тянут деньги, пытаясь довести до какого—то непонятного совершенства, вместо того, чтобы совершать езду по городской дороге, то есть заниматься тем, что реально пригодится впоследствии. На эту мысль ее натолкнула подруга, которая выехала в город уже на втором или третьем занятии, и уже третий год самостоятельно ездит на своем автомобиле. Мой знакомый ответил на это: «Хорошо. Это твоё право — ты можешь свободно выбирать, с кем лучше заниматься. Единственное, что хочу тебе предложить — перед тем, как принять окончательное решение (а если я вычеркну тебя из списка, то назад больше не возьму — слишком плотный график), позвони своей подруге и спроси, сколько раз за всё время она красила свой автомобиль. Еще раз подумай и перезвони мне через полчасика». Девочка перезвонила минуты через три: «Мы будем продолжать заниматься дальше...». Оказалось, что за те самые три года, которые подруга девочки провела за рулем автомобиля, ее машина красилась четыре раза, причем два из них довольно серьезно — с сопутствующими кузовными работами. Естественно, на всё это была потрачена уйма денег и времени. В общем, та девочка поняла, что качественное обучение в любом случае обойдется дешевле, и они продолжили занятия.

К чему я вспомнил эту историю? Когда вы освоились на учебной площадке (то есть направляете автомобиль именно туда, куда нужно — туда, куда смотрят глаза; достаточно рефлекторно работаете ногами, останавливая автомобиль тогда, когда нужно, а не тогда, когда «созрели» для этого), то при этом высвобождается часть внимания, которая может быть потрачена на отслеживание дорожной обстановки. Именно тогда можно начинать говорить о первом выезде на городскую дорогу общего пользования.

Обычно со своими учениками я совершаю первый выезд в город тогда, когда человек сознательно проезжает змейку задним ходом, пользуясь при этом зеркалами. Пусть даже не всё будет так гладко, как хотелось бы, но, тем не менее, такой проезд послужит сигналом того, что уже можно начинать выезжать на дорогу. Как правило, перед выездом мы обычно 30—40 минут «разогреваемся» на учебной площадке — тезисно выполняем все пройденные упражнения. Как мы уже знаем, повторение — мать учения. Мы начинаем со стартостановки, затем переходим к змейкам (передним ходом со стартостановкой и задним ходом) и разворотам. После этого можно выезжать в город.

Перед тем как собственно выехать с площадки, я обычно провожу своего рода инструктаж.

Как мы уже говорили в самом начале этого учебника, когда человек пришел в автошколу, он пришел учиться, а не сдавать экзамен. Это очень важный момент! В связи с этим, вы должны четко понимать, что при первом выезде в город внимания, сноровки и хладнокровия для того, чтобы сразу охватить весь спектр задач, связанных с управлением автомобиля, у вас не хватит, то есть просто сесть и сразу поехать самостоятельно — практически невозможно. К сожалению, очень часто можно наблюдать, как инструктор выпускает «полуфабрикат» на дорогу — человека, который еще не умеет вообще ничего и совершенно «не дружит» ни с педалями, ни с рулем. При этом, грозя пальчиком и делая серьезное выражение лица, этот инструктор заявляет: «Ну что, теперь ты за рулем! Вся ответственность на тебе! А тут же люди ходят, машины ездят...». Пытаясь взвалить на себя весь груз этой ответственности, ученик рискует нажить себе кучу комплексов и в итоге решить, что вождение — это не по его части, и, пожалуй, ничего из этого не выйдет.

Обязанность ученика и водителя
Рисунок 3.1 Для получения представления об обязанностях ученика и инструктора во время первого выезда в город представьте себе такси, в котором вся ответственность ложится на водителя, а с пассажира никакого спроса. В учебном автомобиле при первом выезде «пассажир» сидит за рулем за все отвечает инструктор, сидящий рядом.

Как же должен выглядеть первый выезд в город? Представьте себе автомобиль-такси: за рулем сидит водитель, а рядом с ним — пассажир (рис. 3.1). Сейчас я имею в виду толкового водителя-таксиста, который не хочет произвести на вас впечатление гоночной ездой или каскадерскими маневрами, то есть речь не идет о таксисте, при езде с которым у людей возникает одно желание — побыстрее остановиться, поскольку присутствует стойкое ощущение, что доехать живым вряд ли получится...

Итак, толковый водитель, сидящий за рулем, решает огромное количество задач, связанных с управлением автомобиля, обеспечением безопасности, соблюдением правил дорожного движения, выбором оптимального маршрута, соблюдением предосторожностей, связанных с возможными погодными условиями, в конце концов, созданием каких-либо развлечений для своего пассажира — поставить ли музыку, просто поговорить о погоде или обсудить какой-нибудь фильм. В это время пассажир вообще ничего не делает, выполняя роль чемодана, который перевозят с одного места на другое. Естественно, вся ответственность за поездку при этом лежит на водителе, а с пассажира никакого спроса нет вообще.

Первый выезд в город
Рисунок 3.2 Как должен выглядеть первый выезд в город? Вся ответственность полностью ложится на плечи инструктора по вождению. Все обязанности ученика сводятся лишь к тому, что он нажимает на педали и крутит руль, в остальном он мало чем отличается от обычного пассажира такси.

В отличие от такси, в учебном автомобиле ситуация меняется кардинально. Здесь за рулем сидит начинающий водитель, а рядом с ним сидит некое чудо, называемое инструктором. В отличие от пассажи ра такси, у инструктора есть педали тормоза и сцепления, а значит он также может воздействовать на автомобиль. И в этом случае именно инструктор решает огромный спектр задач, связанных с управлением данным автомобилем, обеспечением безопасности себя самого, обучаемого и окружающих, с выбором маршрута и прочим. То есть имен- но на нем лежит вся ответственность за происходящее, как если бы он сидел за рулем. Начинающий же водитель, несмотря на то, что сидит за рулем и нажимает на педали, в общем-то, мало чем отличается от того пассажира такси — он также ни за что не отвечает (рис. 3.2). Очень многие ученики спешат не согласится со мной, мол, как это, если я сижу за рулем, значит на мне вся ответственность... На самом деле, это будет потом, когда вы уже будете полноценно управлять автомобилем, когда у вас будут достаточные навыки и рядом с вами не будет сидеть инструктор. По той простой причине, что коль уж инструктор сел рядом с вами в машину и берет за это деньги, то именно в этом и заключается его работа — обеспечить вашу безопасность, принять на себя ответственность и сознательно пойти на определенный риск. Если же инструктор, у которого вы обучаетесь, придерживается иной точки зрения и перед выездом в город пытается внушить вам обратное, знайте — это неправда. В случае какого-либо дорожнотранспортного происшествия, когда за рулем находится ученик, все «шишки» посыплются именно на инструктора. Заявляю со всей ответственностью: как ученик, вы можете по полной пользоваться этим, по крайней мере, на первых этапах обучения. Конечно же, это не значит, что нужно считать ворон и дурачиться, испытывая предел прочности своего наставника. Просто вы должны выполнять лишь те задачи, которые на данный момент вам по силам. Например, как минимум, вы уже умеете стартовать, переключать передачи, ехать по прямой и както поворачивать. Самая же главная задача при первом выезде в город заключается в том, чтобы просто посмотреть на поток движущихся автомобилей в реальных условиях не с пассажирского места, а именно с места водителя.

Очень часто на мой вопрос: «На чем же конкретно нужно концентрировать своё внимание при первом выезде?» — мне отвечают: «Нужно видеть знаки» или «Нужно видеть пешеходов» или «Нужно держаться в потоке машин». В связи с этим у меня возникает резонный вопрос: «А сможете? Сумеете сделать это?» Чаще всего — вряд ли...

Поэтому самая первостепенная задача, которая стоит перед начинающим водителем за рулем при первом выезде на городскую дорогу — просто расслабиться и, как говорится, получать удовольствие. Лишь в состоянии расслабленности и при отсутствии эмоций вы будете больше слышать, больше замечать и лучше реагировать на команды инструктора. Соответственно, процесс обучения произойдет гораздо быстрее. Очень часто, человек, сев за руль, превращается в такую себе улитку, которая скрывается в своём домике, полностью игнорируя всякие рекомендации или команды инструктора. Другими словами, чрезмерная концентрация на какой-либо одной задаче происходит в ущерб всем остальным.

Итак, повторюсь, в первый выезд в город всё, что вам нужно, — это просто научиться расслабляться. Лишь после того, как вы расслабитесь за рулем, откуда-то из глубин подсознания начнут всплывать какие-то вещи, которые вы, оказывается, умеете делать: трогаться, переключать передачи, поворачивать и т. д. и т. п. Парадоксально, но факт — только со здоровым безразличием к происходящему вы начнете замечать или обрабатывать большее количество информации.

Обязанности ученика
Рисунок 3.3 Со временем произойдет своеобразное «перетягивание одеяла» на ученика: основную часть задач он будет выполнять самостоятельно. Когда инструктору станет совсем «скучно», это будет означать, что ученик вполне готов к самостоятельному вождению.

Со временем, выполняя ряд простых задач, вы постепенно научитесь справляться со всё большим и большим количеством задач — сначала с одной, потом с двумя, потом с тремя и так далее (рис. 3.3). Таким образом произойдет постепенное «перетягивание одеяла» на себя, то есть, если вначале инструктор будет подстраховывать вас, скажем, в 90 % задач, потом — в 80—50 %, потом — в 40—30%. Инструктор является своеобразным демпфером, который смягчает все ошибки и неточности, возникающие у начинающего водителя в процессе движения. Самая главная задача инструктора — создать комфортные условия для обучаемого. Если вы чувствуете, что сегодня ваш инструктор, возможно, не в духе, или видите, что он какой-то нервный или чрезмерно эмоционально подает какую-то информацию, то стоит задать вопрос о том, что, может быть нужно перенести выезд на какой-то другой день. Инструкторы — тоже люди, поэтому вполне возможно, что именно в этот день у него случились какие-то неприятности. А еще возможно, что он вообще не умеет делать того, что должен, поэтому, как я уже говорил ранее, стоит задуматься над тем, чтобы просто сменить инструктора.

Если в момент выезда на проезжую часть вы не находитесь в состоянии полного спокойствия и расслабленности, то, очевидно, вам будет очень сложно далее развиваться как водителю. Замечено, что в каком состоянии и как вы научитесь ездить, то в таком же состоянии и так же вы будете ездить и дальше. Очень часто на предложение расслабиться ученик отвечает: «Нет-нет, я вот сначала хорошо научусь, а потом уже расслаблюсь и буду спокойно ездить». На самом деле, это большое заблуждение по той простой причине, что, как только человек осваивает определенные навыки вождения, они настолько крепко въедаются в голову, что переучиться потом очень сложно.

Именно для того, чтобы полностью расслабиться и успокоиться, вы должны довериться инструктору и всю ответственность за происходящее переложить на него. Тут как с доктором — если ваш стоматолог сказал вам: «Открывай рот и сиди смирно», то вы либо доверяете ему и подчиняетесь его требованию, либо вы ему не доверяете и, попрощавшись, уходите искать другого доктора

Представьте себе, что вы находитесь в абсолютно незнакомом месте — что делать, куда бежать и за что хвататься, вы не в курсе, а ваш инструктор, как поводырь, буквально подавая команды, позаботится за вас о том, что именно нужно делать. Таким образом, ваша задача заключается в том, чтобы просто исполнять команды инструктора.

Инструктор, подавая команду, как правило, видит ситуацию и лучше вас знает, что нужно делать. Минуя собственные размышления о том, правильно это или нет, вы должны просто подчиниться и просто исполнить то, что от вас требуется в данный момент. Зачастую ученик на начальном этапе обучения просто не видит всей картины дорожной обстановки и из-за этого не всегда понимает, почему нужно действовать именно так, а не иначе. Но, поскольку инструктор — это ваш наставник и друг, то, выполняя команду, вы производите некое физическое воздействие на автомобиль (нажимаете педали, поворачиваете руль) и, как следствие, в лобовом стекле вы видите, что произошло благодаря вашему физическому воздействию на автомобиль.

Правильные действия за рулём
Рисунок 3.4 Условная графическая иллюстрация процессов, приводящих к получению представления о правильных действиях за рулем автомобиля.

Нужно понимать, что речь идет именно о первых выездах на проезжую часть. Так будет происходить далеко не всегда — через какое-то время, рано или поздно, вам придется самостоятельно принимать решения и отвечать за них. Но на первых порах, многократно механически выполняя подобные команды инструктора, вы видите исключительно ПРАВИЛЬНЫЕ «картинки» развития событий для конкретных дорожных ситуаций. Другими словами, после того, как инструктор вовремя подал команду, а вы беспрекословно её исполнили, вы увидите в лобовом стекле именно то, что ДОЛЖНО произойти в конкретной дорожной ситуации. Когда замысел инструктора выполняется правильно и многократно, у вас вырабатывается привычка к последовательности действий (рис. 3.4). Команда инструктора постепенно отходит на второй план, а вы, видя знакомую «картинку» в лобовом стекле, вспоминаете, что такое уже было, и в той ситуации мы действовали так-то и так-то. Соответственно, видя определенную «картинку» дорожной ситуации, вы начинаете подавать себе команды уже лучше, чем это делал инструктор, и, совершая последовательность действий, заставляете машину совершать тот или иной маневр (например, проехать перекресток, совершить остановку у светофора или переместиться в пробке — речь идет о простых элементах дорожного движения).

Совет
Очень часто можно услышать вопрос от учеников: «Что же это я буду ездить всё время по команде? Мне же в итоге будет нужно ездить самостоятельно, и принимать за меня решения будет некому...» В езде по командам очень важно научиться видеть правильные «картинки» в лобовом стекле, то есть правильно воспринимать дорожную ситуацию, а затем принимать грамотные, правильные решения Нужно понимать, что мы с вами не являемся естествоиспытателями — если бы ваша цель состояла в экспериментировании, то инструктор, в общем-то, и не нужен: выбрав подходящий день (когда движение на дорогах не такое интенсивное или, наоборот, представляет собой самую гущу событий), вы, на свой страх и риск, могли бы сесть и поехать. Существует достаточно примеров того, как человек, «набивая собственные шишки», где-то царапая свой автомобиль, где-то ударяясь о бордюры или снося заборы, где-то пододвигая соседей по дорожному потоку, в итоге набирается опыта и через какое-то количество повторений действительно выходит на тот режим, который позволяет уверенно и спокойно управлять автомобилем. Но, это скорее исключение, чем правило, поскольку, очень часто, попав в дорожно-транспортное происшествие, человек вообще навсегда зарекается садиться за руль. Кроме того, в таком способе обучения существует серьезный риск — можно набираться опыта, но такой опыт в любой момент может оказаться последним (не говоря уже о той потенциальной опасности, которую такие ученики представляют для окружающих). Именно поэтому лучше учиться на ошибках других людей. Инструктор подает те приемы, которые уже многократно были отработаны, то есть использует классический подход к решению любой задачи на дороге. Нужно понимать, что мир на дороге вокруг вас сформировался давно и без вашего участия, поэтому ваша задача заключается в том, чтобы не менять его и не подстраивать под свои прихоти, а адаптироваться к этому миру, который уже полностью сформирован. И инструктор как никто другой знает, как и что нужно делать, а значит, первые выезды на дорогу должны происходить исключительно под команды инструктора.

Итак, вы начали движение. Всё, что от вас требуется — словно по телевизору наблюдать за происходящим в лобовом стекле. Возможно, вы даже сможете периодически посматривать в зеркала заднего вида, но, по своему опыту могу вам сказать, что при первом выезде в реальный поток после занятия человек даже не всегда способен вспомнить, где именно мы ездили. То есть стресс настолько серьезный, что человек даже не в состоянии запомнить такие простые, казалось бы, вещи. Именно по этой причине главное, что запрещается делать ученику за рулем при первом выезде, — это тормозить с перепугу, поскольку вернуть вашу ногу назад уже никто не сможет. Поэтому, если вы не знаете, что делать, — просто не делайте ничего. Вплоть до того, чтобы бросить руль, закрыть глаза и предоставить инструктору возможность действовать самостоятельно.

Из опыта обучения вождению
Во время одного из учебных вождений по городу я и моя ученица едем по широкому многополосному проспекту в правой полосе, а впереди движется панелевоз — огромная длинная машина со строительными плитами на борту. Поскольку этот автомобиль движется очень медленно, мы попытались его объехать и поравнялись с ним. И тут с девочкой случился ступор — она не может ехать ни быстрее ни медленнее и ничего с этим поделать нельзя. Все уговоры нажать на газ и обогнать панелевоз (причем проспект достаточно широкий и места предостаточно) не увенчались успехом. В результате произошло следующее — я скомандовал закрыть глаза, левой рукой придержал руль, а правой нажал на колено ноги, находящейся на педали газа, после чего мы благополучно опередили панелевоз и благополучно поехали дальше. Хорошо это или плохо? Очевидно, что если бы эта девочка ездила за рулем уже год и вдруг произошло такое, то было бы по меньшей мере странно. Если же такое происходит в первые выезды, то это вполне допустимо, поскольку как раз такие вопросы и должен решать инструктор на начальных этапах обучения. И не нужно стесняться, пугаться и думать о том, чтобы выглядеть «в лучшем свете» — помните, что вы не сдаете экзамен, а всего лишь учитесь, и инструктор — это не экзаменатор, который выставит вам плохую оценку за какие-то промахи. Инструктор, как заботливая мама, должен направлять и терпеливо объяснять, помня, что всё, что нельзя изменить, нужно просто перетерпеть.
Совет
Если вы чувствуете, что «потерялись» и эмоции зашкаливают, имеет смысл остановиться, сделать маленький «перекур», подышать воздухом, три—пять минут походить вокруг автомобиля, а затем продолжить занятие.

Цель первого выезда в город — ехать как можно дольше по прямой дороге и не совершать никаких сложных маневров. Как правило, учебные маршруты проложены именно по такому принципу, поэтому, вначале вы делаете довольно простые повороты, не выезжая на какие-то слишком сложные дороги. Если чувствуете, что всё получается достаточно легко и просто, вы можете сообщить об этом инструктору — возможно, имеет смысл усложнять задачу. Как правило, инструктор и сам замечает, когда можно переходить к чему-то более сложному. В итоге, в один прекрасный момент, вы выйдете на такой уровень, когда сложность просто перестанет расти. Если в первые выезды вам будет казаться, что просто невозможно за всем уследить и под всё подстроиться, невозможно проконтролировать все дорожные знаки и предугадать действия пешеходов и других участников движения, то впоследствии вы поймете, что управлять автомобилем в потоке на порядок проще, чем на учебной площадке, и у вас появится чувство спокойствия и уверенности в своих действиях. Дело в том, что технически управлять автомобилем на площадке гораздо сложнее, чем в дорожном потоке. В потоке автомобиль чаще всего просто едет прямо, пусть даже немного быстрее, чем на площадке. Но при этом, если дорога достаточно широкая и позволяет двигаться с достаточной скоростью (имеется в виду, не имеет выбоин и ям, которые нужно постоянно объезжать), то никакой сложности нет вообще — не приходится в каждую секунду крутить руль или жать педали. Как следствие, появляется достаточное количество свободного времени для того, чтобы научиться видеть дорожную ситуацию.

Первые выезды нужны именно для того, чтобы адаптироваться и увидеть, что на реальной дороге выполняются все те же самые действия, что и на учебной площадке — точно так же крутится руль, так же нажимаются педали и переключаются передачи, но при этом времени между всеми этими действиями гораздо больше! От перекрестка до перекрестка еще нужно доехать, а значит от старта на одном перекресте до остановки на светофоре на другом перекрестке проходит достаточное количество времени, за которое можно «отдышаться», постепенно адаптироваться и привыкнуть к новому для себя состоянию водителя автомобиля. Очень часто, особенно «заслуженные» пассажиры — например, женщины в возрасте, которым довелось много поездить на автомобиле со своими мужьями, вдруг обнаруживают, что всё значительно сложнее, чем им казалось раньше. Это объясняется тем, что видимая часть работы водителя составляет лишь малую долю всего того, что выполняется у него в голове. Вести машину в потоке очень просто, а вот высвободить время для того, чтобы в процессе управления думать о том, что происходит на дороге, куда стоит момент может исходить опасность, стоит ли двигаться дальше и можно ли доверять соседнему по потоку водителю, что значит тот или иной установленный дорожный знак и тому подобные вещи — это всё оказывается той самой подводной частью айсберга, которая скрыта от окружающих и не будет им понятна до тех пор, пока они сами не столкнутся с этим.

Советы во время езды
Рисунок 3.5 Очень часто, особенно «заслуженные» пассажиры — например, женщины в возрасте, которым довелось много поездить на автомобиле со своими мужьями, вдруг обнаруживают, что вести автомобиль значительно сложнее, чем им казалось раньше, а все советы, которые даются водителю, только отвлекают его.
Совет
Иногда может случаться следующее — даже при движении по уже привычному маршруту, пройденному до этого многократно, может произойти нечто, что будет выбиваться из ряда привычных стандартных действий, а значит, команды инструктора могут несколько измениться. Нужно понимать, что не всё зависит от инструктора — существуют окружающие водители или изменяемые дорожные условия (например, дорожные работы). Поэтому всё, что вы пока еще не умеете делать, за вас сделает инструктор. Единственное, что я бы настоятельно вам порекомендовал — обращать внимание на то, насколько часто инструктор вмешивается в управление автомобилем. Не бойтесь ошибиться, заглохнуть, включить не ту передачу, не так качнуть руль или въехать в какую-то яму. Если вы, как ученик, не заметили яму, то это не ваша вина и не ваша проблема. Скажу вам больше: для начинающего водителя вся поверхность дороги является однородной, а увидеть где можно ехать, а где нельзя — зачастую сложно даже бывалому водителю. Автомобиль, на котором вы едете в данный момент, не ваш, поэтому, вовремя увидеть эту яму и помочь её объехать должен быть напрямую заинтересован именно инструктор, а не вы. К сожалению, очень часто начинающий водитель все подобные ошибки принимает на свой счет, а это абсолютно неверно, поскольку, если вам предложили решить задачу, которой вас предварительно не научили, то, в общем-то, странно ожидать, что что-то получится. Следовательно, если инструктор ожидает от вас того, чему он вас еще не научил, то это его проблемы. Еще раз повторюсь: находясь за рулем учебного автомобиля, вы вообще ничем не рискуете. Конечно, это не повод для того, чтобы искать приключений. Просто вы можете позволить себе решать ровно столько задач, сколько вы готовы решать на данный момент. Если вы умеете только трогаться, останавливаться, ехать прямо и по команде поворачивать руль влево и вправо, то этого вполне достаточно.

Обычно, по завершении первой поездки по городу, мои ученики облегченно вздыхают и всем своим видом показывают, что наконец то всё закончилось, можно выбраться из этой «консервной банки» и перевести дух. Это естественные процессы и, конечно же, нужно дать себе передохнуть. Но при этом очень полезно по окончании поездки поговорить с инструктором как минимум о том, где вы ехали, где вы были, где поворачивали — достаточно кратко, только для того, чтобы самому себе напомнить пройденный маршрут. Очень полезно проговорить, где всё было хорошо, а где были допущены какие-то ошибки. Опять же, не задумывайтесь над тем, что вы пока еще не умеете делать, о чем у вас пока нет соответствующих знаний и умений.

Вам необходимо сконцентрироваться на том, чему вы уже научились и просто в спокойной обстановке мысленно «прокрутить» случаи, в которых были допущены ошибки — как должны были бы выглядеть эти случаи правильно. То есть, удобно устроившись где-нибудь на диванчике у себя дома, мысленно снова проезжайте весь пройденный маршрут (естественно, этому не нужно посвящать несколько часов — просто в течение нескольких минут переберите в уме все ключевые ситуации, пройденные вами во время поездки).

Совет
Очень часто у начинающих водителей глохнет автомобиль в момент старта на светофоре. Это связано с тем, что, не дожидаясь зеленого света, бывалые «грамотные» водители уже начинают вовсю «дудеть» сзади. Даже если вы с этим еще не сталкивались, то поверьте мне, столкнетесь еще не раз, особенно если живете в городе-миллионнике. Моя рекомендация на этот случай заключается в следующем: вообще не обращайте внимания на то, что происходит снаружи. Как бы странно это ни звучало, вам нужно прикинуться рыбой в аквариуме. Вы когда-нибудь пытались напугать рыбу в аквариуме? Если вы не стучите по стеклу, вы можете делать всё, что угодно — корчить рожи, дудеть, кричать — рыбе абсолютно всё равно, она находится в своём аквариуме и она занята своими делами. В вашем случае ваш автомобиль — это ваш аквариум. Делайте то, что вы умеете, по возможности без эмоций (конечно, это не значит, что нужно ворон считать) — обо всём остальном позаботится инструктор.
Не реагируйте на внешние раздражители
Рисунок 3.6 Сидя за рулем автомобиля, постарайтесь прикинуться рыбой в аквариуме: не реагируйте на внешние раздражители и сохраняйте спокойствие.
Из опыта обучения вождению
Интересный метод выработки иммунитета к «дудению» сзади предлагают московские инструкторы. Они советуют подъехать к светофору и дождаться зеленого света. Когда он загорится, вы продолжайте стоять (рис. 3.7). Естественно, сзади (возможно, не сразу) начнется радостное «перебибикивание». Вы продолжайте стоять. Вдоволь надудевшись, вас объедут (возможно, даже с тёплыми пожеланиями в ваш адрес). Вы же продолжайте стоять. Снова загорится красный, а затем снова желтый и зеленый — вы, как и раньше, стоите... Ситуация с задними соседями повторится. С очень большой вероятностью поведение остальных водителей не будет отличаться доброжелательностью, тем не менее, Правила дорожного движения предписывают водителю быть внимательным и соблюдать безопасные интервал и дистанцию, а значит, водитель предыдущего автомобиля должен заблаговременно оставить соответствующую дистанцию, чтобы иметь возможность вас объехать. Если же он этого не сделал, то это его проблемы, как бы странно это ни звучало. Так вот, когда вы простоите таким образом на светофоре некоторое количество времени, вряд ли впоследствии вас сможет как-то вывести из себя любой одиночный гудок снаружи... Конечно же, злоупотреблять таким упражнением я бы не советовал, тем не менее такой способ закалки нервной системы вполне имеет право на существование. Когда вы добьетесь отсутствия посторонних эмоций, вы начнете замечать дорожные знаки и светофоры.
Воспринимание внешних сигналов
Рисунок 3.7 Один из способов закалки нервной системы: останавливаетесь перед светофором и стоите на зеленый свет. Вас начнут объезжать стоявшие сзади машины с «радостным перебибикиванием». Вся соль в том, чтобы продержаться так некоторое время, научившись при этом спокойно воспринимать внешние сигналы.

Как правило, два-три первых занятия по вождению в городе происходят по командам инструктора. В этом заключается еще один побочный эффект. Время, затрачиваемое на осознание задачи и на начало собственно действий вынуждает ученика достаточно быстро реагировать на команды. Когда же вы начнете лично принимать решения, окажется, что времени у вас стало значительно больше. То есть, таким образом как бы готовится платформа для того, чтобы появилось время для самостоятельного отслеживания дорожной ситуации и принятия соответствующих решений.

Обратите особое внимание
Естественно, с первого дня обучения в автошколе, вы начинаете изучать Правила дорожного движения. Следовательно, по большому счету, вы должны основательно знать и соблюдать правила, поскольку в итоге вы будете нести персональную ответственность за свои действия, вплоть до уголовной. Но это происходит не сразу, а лишь тогда, когда вы сядете за руль собственного автомобиля в гордом одиночестве или в компании инструктора, но в автомобиле без дополнительных педалей. До этого же момента знание правил, конечно же, приветствуется, но не является обязательным — за всё отвечает инструктор. Очень часто ученики, особенно молодые мамы, очень ответственно подходят к изучению Правил дорожного движения и, сидя в спокойной обстановке, например, за чашкой кофе, совершенно безошибочно объясняют, где и кому нужно уступать дорогу, в какой последовательности проехать тот или иной перекресток и т. д. и т. п. Стоит же им сесть за руль, как вся информация тут же напрочь улетучивается. И хорошо, если останутся натренированные навыки воздействия на автомобиль (нажатие на педали, переключение передач и т. п.). Именно поэтому, конечно же, очень хорошо перед выездом повторить знаки приоритета, очередность проезда перекрестков, сигналы регулировщика и прочие несомненно нужные правила, но, по собственному опыту могу честно сказать вам, что в первые выезды вся эта информация, скорее всего, забудется, будто её и не было. Поэтому не нужно пытаться сразу уследить за всем — предоставьте это инструктору. Таким образом, постепенно у вас появится время на то, чтобы самостоятельно видеть ситуацию, читать ситуацию и, собственно, принимать решения.

Итак, подытожим. Самой главной задачей первого выезда в условиях городского движения является необходимость побороть страх дорожного потока и соседей по дороге. Вторая задача — начать что-то делать. А третья — научиться делать правильно.

Из опыта обучения вождению
Для первых выездов я обычно выбираю дороги с горизонтальными участками, поскольку старт автомобиля в гору пока не совсем изучен и может вести за собой дополнительные ненужные сложности. Старт в гору я обычно объясняю во время второго или третьего выезда (мы поговорим об этом на следующих страницах). Если же дело происходит где-то в горной или достаточно холмистой местности (например, в Ялте или том же Киеве, с его огромным количеством спусков и склонов), то во время первого выезда я сразу обращаю внимание своих учеников на то, что трогаться в гору мы пока не умеем, поэтому я буду придерживать тормоз, чтобы помочь тронуться, обязательно каждый раз сообщая об этом. Очень часто инструкторы злоупотребляют такой помощью, придерживая педаль сцепления во время старта автомобиля. Они мотивируют это тем, что так ученик будет меньше волноваться, а значит обучение будет происходить легче. На мой взгляд, такая помощь уместна лишь в том случае, когда нужно не позволить машине скатиться назад, чтобы не ударить стоящего сзади соседа. Если же старт происходит на горизонтальном участке, то нужно пытаться стартовать самостоятельно. Даже если вы заглохли при старте на светофоре, ничего страшного в этом нет — тронетесь чуть позже. Постоянная помощь инструктора приведет лишь к тому, что ученик просто разучится правильно стартовать, а значит ничего хорошего из этого не выйдет.

Глава 3. Вождение в условиях города

Памятка водителя
Старт автомобиля
Парковка

Подраздел 3.2 Переключение передач

Не забудьте заглянуть:

ПДД Украины онлайн Ваш Адвокат online


Содержание этой страницы защищено авторским правом. Копирование, перепечатка, либо использование материалов данной страницы для воспроизведения, переноса на другие носители информации ЗАПРЕЩЕНО и преследуется в соответствии с действующим законодательством.

© ООО «Издательство «Монолит»

 
comments powered by Disqus
Сорочинская ярмарка