Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;

Подраздел 3.4 Основные принципы движения в потоке

3.5 Проезд перекрестков

Подраздел 3.6 Обгон и встречный разъезд

Обратите особое внимание
Вопрос: кто должен проехать перекресток первым?
Ответ: первым перекресток должен проехать тот, кто завершает маневр! Не забывайте об этом!

Проезд перекрестков — это следующий уровень увеличения нагрузки на начинающего водителя, следующий уровень его осознания управления автомобилем и окружающей ситуацией. По большому счету, в движении автомобиля до перекрестка нет ничего сложного. Если мы посмотрим на медведя-мотоциклиста в цирке, то увидим, что он совершенно спокойно едет по арене, ему не нужно никуда поворачивать и никому уступать — подкармливай такого медведя сахаром, и всё будет хорошо. К сожалению, очень многие водители чем-то похожи на такого циркового медведя — они едут до тех пор, пока дорога не упирается в перекресток, а потом, уже выезжая на перекресток, спохватываются и начинают лихорадочно соображать, как же вообще можно этот перекресток проехать. Я уже не говорю о том, что зачастую дорожные знаки, установленные перед перекрестком, просто остаются незамеченными. Конечно, это простительно, когда происходит в режиме обучения — мы уже говорили о том, что первые шаги в вождении делаются вами просто по команде. Но мы также говорили о том, что постепенно «одеяло перетягивается» с инструктора на ученика — в идеале инструктору с каждым последующим занятием говорить приходится всё меньше и меньше, вплоть до момента, когда инструктору становится просто скучно с учеником и он говорит: «Ну вот, ты всё уже умеешь, у тебя всё получается — начинай самостоятельное вождение».

Для того чтобы сделать очередной шаг к приближению этого заветного момента, давайте разберемся, с чего же начинается проезд перекрестка, что необходимо делать при проезде перекрестка и на что обращать внимание. Другими словами, нам нужен определенный план действий, который будет очень простым, но в то же время универсальным, чтобы он подходил как для небольших тихих дорог, так и для многополосных автомагистралей в мегаполисах.

Проезд перекрёстков
Рисунок 3.46 Начинающий водитель видит перекресток примерно так — это кишащий муравейник, в котором сложно что-либо понять.

Обычно для начинающего водителя перекресток — это кишащий муравейник, в котором заметить какие-то закономерности и понять, что вообще происходит, зачастую очень сложно, даже если в теории человек знает, как это нужно делать (рис. 3.46). Поэтому при каждом очередном выезде на перекресток, как говорится, «вся жизнь перед глазами промелькнула».

Что касается теории, то мы уже говорили об этом, и будем говорить еще не раз — «Правила дорожного движения» нужно сделать настольной книгой на ближайшие несколько месяцев, чтобы, постоянно перелистывая их, с каждым разом находить для себя что-то новое. Правила дорожного движения — это закон, который обязателен к исполнению всеми участниками движения, поэтому за все свои действия каждый отдельно взятый водитель несет полную ответственность: от административной до уголовной. Следовательно, относиться к этому нужно со всей серьезностью.

Сейчас же мы поговорим о практической стороне, то есть именно о движении в реальных условиях. Давайте попытаемся разобраться, на чем нужно концентрировать своё внимание и в какой очередности решать возникающие задачи.

Мы уже говорили о том, как далеко водителю нужно смотреть вперед. Мы определились, что оптимальный вариант — это 100~150 метров вперед, то есть 10~12 секунд запаса времени для того, чтобы вовремя замечать всё происходящее. В идеале начинать проезд перекрестка за те самые 100~150 метров до, собственно, самого перекрестка. Для чего это нужно? Самый простой вариант: если мы издали видим перекресток или пересечение каких-либо проезжих частей, то за время, пока мы подъезжаем к этому месту, можно успеть сделать большой объем работы, а именно: определить, каким именно образом этот перекресток управляется, то есть посредством каких технических средств происходит управление очередностью проезда этого перекрестка.

Давайте вспомним все эти средства (вы должны были ознакомиться с ними при изучении ПДД). Это знаки приоритета, светофор и регулировщик (рис. 3.47).

Регулировщик
Рисунок 3.47 Пока подъезжаете к перекрестку, необходимо успеть прежде всего определить, каким именн о образом этот перекресток управляется: знаками приоритета, светофором или регулировщиком. Регулировщик — это самый важный персонаж на дороге, который своими действиями и знаками способен отменить все прочие. Следом по рангу идет светофор — он «младше» регулировщика, но «старше» знаков. если светофор отсутствует или присутствует, но не работает (мигает желтым светом), то действовать следует по знакам приоритета.

О чем важно помнить в этом случае? Регулировщик — это самый важный персонаж на дороге, который своими действиями и знаками способен отменить все прочие, то есть, даже если будут установлены светофоры и дорожные знаки, то по правилам дорожного движения, при наличии регулировщика, мы не должны обращать на них внимания, а просто следовать указаниям регулировщика.

Следом по рангу идет светофор — он «младше» регулировщика, но «старше» знаков. Если на перекрестке нет регулировщика, но при этом висят знаки приоритета и светофор (который РАБОТАЕТ), тогда предпочтение отдается светофору.

Если светофор отсутствует или присутствует, но не работает (мигает желтым светом), то мы действуем по знакам приоритета, которые, как правило, в этом случае всё же имеются.

Прямо сейчас попытайтесь навскидку вспомнить, сколько знаков приоритета из правил дорожного движения вы знаете. На самом деле их вообще не так уж много, а имеющих отношение к проезду перекрестков и вовсе всего лишь три. Эти знаки представлены на рисунке (рис. 3.48).

Знаки приоритета
Рисунок 3.48 Знаки приоритета, имеющие отношение к проезду перекрестка.
К слову сказать...
В России и на Украине знаки дорожного движения могут иметь различную нумерацию согласно действующим стандартам, но название и смысл аналогичных знаков, как правило, полностью идентичны.
К слову сказать...
Можно было бы вспомнить также знак «Конец главной дороги» (рис. 3.49), но, как правило, сам по себе он редко имеет какое-то значение, поскольку рядом с ним обязательно будет находиться либо знак «Уступить дорогу» либо «Проезд без остановки запрещен».
Конец главной дороги
Рисунок 3.49 К знакам приоритета также относится знак «Конец главной дороги», однако сам по себе он не несет какой-то существенной информации. Рядом с ним обязательно будет размещен знак, указывающий на дальнейшие действия.
Из опыта обучения вождению
Почему я сознательно стараюсь сократить количество дорожных знаков для запоминания? Когда у вас на руках будет краткий и универсальный алгоритм действий, отработанный несколько раз на реальных дорожных перекрестках, то, поверьте мне, вы будете «щелкать как семечки» любой перекресток вообще. И самое главное во всем этом — не зазубрить конкретный перекресток (как это очень часто бывает), а действовать осознанно и с пониманием всего происходящего. Очень часто ученики (особенно девочки) говорят: «Давайте проедем вот по этому маршруту — мне потом часто предстоит здесь ездить...». На самом деле нужно добиваться того, чтобы вам было абсолютно безразлично, куда ехать, в какое время суток и сколько там машин при этом будет. Другими словами, знаки везде одинаковые, дорожная разметка тоже, поэтому, имея универсальный инструмент для проезда перекрестка, можно справиться вообще с любым.
К слову сказать...
В общем-то, всё, что касается дорожных знаков, четко прописано в Правилах дорожного движения. Однако правила написаны настолько специфическим языком, что в каждой букве и каждой запятой заложено огромное количество информации, при этом разобраться по существу порой бывает достаточно затруднительно. Наша же цель сейчас — создать простой, даже примитивный инструмент, посредством которого можно было бы решать очень сложные задачи на дороге.

Что же означает наличие знака «Главная дорога» (помимо того, что это главная дорога)? Если вы видите только знак «Главная дорога» и ничего больше, то по умолчанию известно, что главная дорога идет прямо, а, следовательно, всё, что эту дорогу пересекает, — это второстепенные дороги. Но бывают ситуации, когда главная дорога меняет направление — в этом случае знак «Главная дорога» сопровождается пояснительной табличкой «Направление главной дороги» (рис. 3.50). Такая табличка, в зависимости от конфигурации перекрестка, может иметь самый различный вид, но при этом всегда направление главной дороги выделяется жирной линией, а примыкающие второстепенные дороги обозначены тонкими линиями (каждый, кто изучал правила дорожного движения, конечно же, знаком с такими табличками).

Пояснительные таблички
Рисунок 3.50 К знакам приоритета также относится знак «Конец главной дороги», однако сам по себе он не несет какой-то существенной информации. Рядом с ним обязательно будет размещен знак, указывающий на дальнейшие действия.

Даже если вы едете по второстепенной дороге, а на будущем перекрестке главная дорога меняет своё направление, то вы увидите знак «Уступить дорогу» с такой же пояснительной табличкой «Направление главной дороги», просто теперь эта табличка будет повернута соответствующим образом. И в случае, если перед перекрестком, где главная дорога меняет направление, будет установлен знак «Проезд без остановки запрещен», то вместе с ним тоже будет находиться пояснительная табличка «Направление главной дороги».

Обратите особое внимание
Если главная дорога меняет направление, очень важно заметить, куда именно она уходит, поскольку в дальнейшем это вам очень пригодится.

Итак, со знаками, которые можно встретить перед перекрестками, разобрались. Перейдем к следующему способу регулировки перекрестков — к светофорам (рис. 3.51). Как известно, сигнал светофора бывает красным, зеленым и желтым. Как правило, если светофор работает, то желтый просто загорается на пару секунд, после чего происходит включение зеленого или красного сигнала. Если же светофор не работает, желтый сигнал мигает постоянно — мы понимаем, что светофор сейчас не выполняет своих функций и ищем глазами либо дорожные знаки, либо регулировщика (в принципе, водитель должен одинаково спокойно реагировать как на первое, так на второе и третье).

Виды светофоров
Рисунок 3.51 Виды светофоров для регулировки автомобильного движения.

Светофор может иметь как вертикальное, так и горизонтальное расположение сигналов. К тому же, светофор с вертикальным расположением сигналов может иметь дополнительную секцию (рис. 3.52) со световым сигналом в виде стрелки, которая загорается, либо в виде таблички с нарисованной зеленой стрелкой (последнее используется только на Украине, в России таких табличек нет).

Светофор с вертикальным расположением
Рисунок 3.52 Светофор с вертикальным расположением сигналов может иметь дополнительную секцию со световым сигналом в виде стрелки, которая загорается, либо в виде таблички с нарисованной зеленой стрелкой.

Как мы знаем еще с детского сада, зеленый сигнал разрешает движение, красный — запрещает. С этим всё понятно и ничего сложного здесь нет. Определенная путаница начинает возникать тогда, когда светофор оборудован дополнительными секциями. Для таких случаев необходимо запомнить следующее: если на фоне красного сигнала горит дополнительная секция с зеленой стрелкой (например, направо), то это всё равно, что вместо светофора сейчас бы были дорожные знаки «Уступить дорогу», «Движение направо» и «Направления движения по полосам» (рис. 3.53), то есть поворот должен совершаться из специально выделенной полосы.

Дополнительная секция светофора
Рисунок 3.53 Если вы находитесь в крайней правой полосе для движения и при этом на фоне красного сигнала светофора загорается дополнительная секция с зеленой стрелкой, то вы обязаны, уступив дорогу имеющим преимущество в движении, совершить поворот направо (движение в любом другом направлении в этом случае запрещено).
Обратите особое внимание
Дорожные знаки не должны вызывать у вас затруднения, ведь основная задача при виде этих знаков не знать как они называются, а знать, что же, собственно, нужно делать. Поэтому постараюсь перевести всё сказанное выше с языка определений на язык действий. Если я вижу знак «Главная дорога», то для меня это значит, что я могу просто ехать — казалось бы, совершенно банальная вещь, но, как показывает практика, в реальных обстоятельствах чаще всего спотыкаются именно на этом. Итак, на данном примере: если вы находитесь в крайней правой полосе для движения и при этом на фоне красного сигнала светофора загорается дополнительная секция с зеленой стрелкой (рис. 3.55), то вы обязаны, уступив дорогу имеющим преимущество в движении, совершить поворот направо (движение в любом другом направлении в этом случае запрещено).

Как и в предыдущем случае, когда имеется дополнительная секция с загорающейся зеленым светом стрелочкой, наличие таблички с нарисованной зеленой стрелочкой разрешает поворот направо при красном сигнале светофора при условии, что не будут создаваться помехи остальным участникам дорожного движения (рис. 3.54). Однако, в отличие от предыдущего примера, где есть выделенная полоса, в этом случае может быть по одной полосе движения в каждую сторону, а значит повернуть направо МОЖНО, но делать это НЕОБЯЗАТЕЛЬНО (рис. 3.55).

Светофор с указателем движения
Рисунок 3.54 Наличие таблички с нарисованной зеленой стрелочкой разрешает поворот направо при красном сигнале светофора при условии, что не будут создаваться помехи остальным участникам дорожного движения, однако в этом случае повернуть направо МОЖНО, но делать это НЕОБЯЗАТЕЛЬНО.
Главные отличия стрелочки и дополнительной секции
Рисунок 3.55 Главное отличие в назначениях дополнительной секции светофора и таблички с зеленой стрелкой в том, что стрелка ни к чему не обязывает водителя.
Обратите особое внимание
Неприятным моментом в случае светофора с дополнительной секцией с загорающейся стрелкой является то, что, если вы ошиблись с выбором полосы для движения и по какой-то причине уже стали на неё, то, чтобы не создавать помех для движения, после того, как эта стрелка загорелась, вы обязаны повернуть в указанном направлении и где-нибудь дальше, найдя подходящее место, развернуться и продолжить свой маршрут, либо просто «переложить» этот маршрут по-другому. Нарисованная же стрелка просто разрешает совершить поворот, если при этом вы никому не мешаете. Однако, если вам не нужно ехать в сторону, указанную стрелкой, то вы имеете полное право стоять, даже если при этом за вами будет желающий повернуть в ту сторону (ему придется подождать, пока загорится зеленый свет и вы уедете).

В завершение разговора о светофорах стоит добавить, что в случае, когда светофор не имеет дополнительных секций, но при этом на каждом из его сигналов нарисована стрелка (или стрелки), то соответствующий сигнал действует только для указанного направления движения (смотрите пример на рисунке 3.56). Всё остальное, касающееся светофоров, описано в Правилах дорожного движения, поэтому вдаваться в дальнейшие подробности мы не будем.

Светофор со стрелками
Рисунок 3.56 В случае, когда светофор не имеет дополнительных секций, но при этом на каждом из его сигналов нарисована стрелка (или стрелки), то соответствующий сигнал действует только для указанного направления движения.

Теперь о регулировщике. В правилах дорожного движения по этому поводу всё расписано очень подробно и красиво, поэтому вспомним самое основное. Итак, если на перекрестке, к которому мы приближаемся, мы замечаем регулировщика — человека в форме и, как правило, с полосатой палочкой-жезлом в руках, то нам, как водителям, нужно помнить, что для регулировщика свойственны три стандартных положения, отличающихся друг от друга положением правой руки с жезлом.

Если правая рука регулировщика с жезлом поднята вверх, значит все автомобили (и пешеходы, кстати, тоже) должны стоять — движение запрещено. Такое положение регулировщика часто сравнивают с желтым сигналом светофора (рис. 3.57), поскольку служит для предупреждения всех участников дорожного движения о том, что сейчас изменится основное положение на перекрестке.

Правая рука с жезлом поднята
Рисунок 3.57 Правая рука с жезлом поднята вверх: запрещено движение во всех направлениях.

Следующее положение регулировщика: его руки опущены вниз, вытянуты по сторонам или правая рука согнута и прижата к груди (рис. 3.58a). В этом случае, если регулировщик стоит к вам левым или правым боком, можно ехать прямо или направо, а если регулировщик стоит к вам лицом или грудью — для вас движение запрещено (рис. 3.58b).

Руки опущены вниз
Рисунок 3.58 Руки опущены вниз, вытянуты по сторонам или согнуты и прижаты к груди: со стороны груди или спины регулировщика движение запрещено; водителям, к которым регулировщик стоит правым или левым боком, разрешено движение прямо и направо.

Третье стандартное положение регулировщика: его правая рука с жезлом вытянута вперед (рис. 3.59a). В этом случае, если регулировщик стоит к вам левым боком, вы можете ехать прямо, направо или налево (в том числе для выполнения разворота). Если регулировщик стоит к вам лицом, то вам разрешен поворот направо. Если же вы подъезжаете к регулировщику со стороны спины или с правого бока, то нужно остановиться — дальнейшее движение для вас запрещено (рис. 3.59b).

Правая рука с жезлом вытянута вперёд
Рисунок 3.59 Правая рука с жезлом вытянута вперед: водителям, к которым регулировщик стоит правым боком или спиной, движение запрещено; со стороны груди регулировщика разрешен поворот направо; водителям, к которым регулировщик стоит левым боком, разрешено движение прямо, направо и налево (в том числе разворот).

Итак, за 100~150 метров до перекрестка нужно постараться увидеть дорожные знаки, светофор или регулировщика. За то время, что автомобиль будет приближаться к перекрестку (а это порядка 10 секунд), всё это найти и разглядеть очень даже легко. Очень часто можно слышать от учеников, что они настолько взволнованы и сосредоточены на движении, что просто не замечают ни дорожных знаков, ни светофоров, ни, тем более, регулировщиков. Действительно, довольно часто бывают ситуации, когда человек просто проезжает на красный (чаще всего «за компанию» — поток впереди проехал, а водитель, не глядя на светофор, просто устремился за потоком). Это лишнее напоминание о том, что за рулем нужно принимать решения самостоятельно, а не ориентироваться на кого-то другого.

Как же быть в подобных случаях? Представьте себе, что вы едете на эскалаторе (в метро или, скажем, супермаркете) — сейчас эскалаторы совсем не редкость даже в совсем небольших городах. При этом вам навстречу движется другой эскалатор с людьми, на которых вы можете не обращать внимания. Но стоит среди этих людей появиться знакомому лицу, и вы сразу его заметите. Почему так происходит? Дело в том, что когда глаза видят любое лицо (знакомое или незнакомое), то мозг сравнивает это лицо со знакомыми лицами из собственной памяти. В случае, если это лицо вам знакомо, вы сразу же реагируете. Другими словами, если у вас в голове существует образ того, что вы ищете, то не заметить это будет просто невозможно (рис. 3.60).

Другой пример: грибник, который ходит по лесу и ищет грибы. Ведь не бывает такого, что этот грибник прочесывает весь лес, заглядывая под каждую травинку? Обычно человек видит специальные, так называемые «грибные», места, где могут быть грибы, и именно там уже начинается более плотный поиск. Та же ситуация и с дорожными знаками: не нужно постоянно искать их глазами там, где их попросту быть не может, но в то же время следует обращать внимание на их наличие при подъезде к каждому очередному перекрестку.

Совет
В особо «запущенных» случаях, когда дорожные знаки упрямо не хотят попадаться на глаза, я советую брать цветные карандаши, рисовать знаки на бумаге и развешивать их у себя по всей квартире. Например, при входе на кухню «Проезд без остановки запрещен», в гостиную — «Главная дорога» и т. д. Поскольку всё это будет постоянно мелькать перед глазами, то, проезжая мимо подобных знаков на настоящей дороге, вы, скорее всего, тоже обратите на них внимание.
Образ знака
Рисунок 3.60 Если у вас в голове существует образ знака, который вам непременно нужно вовремя увидеть, то не заметить его будет просто невозможно.
Совет
Если еще издали вы заметили, что для вас горит зеленый сигнал светофора, а вам ехать еще как минимум 10 секунд (рис. 3.61), то, естественно, не пытайтесь ускориться, чтобы проскочить (мы уже говорили об этом в предыдущей главе). Идеальный вариант — ехать с той же скоростью, что и раньше. Успел — хорошо, не успел — тоже ничего страшного, остановился и подождал. К сожалению, очень часто на дороге ситуация выглядит следующим образом: человек видит впереди зеленый свет и разгоняется, чтобы успеть проехать; но к моменту, когда автомобиль на полной скорости подлетает к перекрестку, светофор самым подлым образом переключается на красный или, в лучшем случае, такому водителю удается проскочить под завершающий желтый сигнал. Но даже при таком раскладе этот водитель сам себя загоняет в ситуацию очень большого риска. Ведь ни для кого не секрет, что, хотя в Правилах дорожного движения и сказано, что приоритет в движении имеют автомобили, завершающие проезд перекрестка (то есть проскакивать сходу на только что загоревшийся зеленый сигнал нельзя), но далеко не всегда это правило соблюдается на практике.
Не увеличивать скорость перед светофором
Рисунок 3.61 Если еще издали вы заметили, что для вас горит зеленый сигнал светофора, а вам ехать еще как минимум 10 секунд, то не пытайтесь ускориться, чтобы проскочить. идеальный вариант — ехать с той же скоростью, что и раньше.

Следующий вопрос, ответ на который вы должны четко себе представлять еще на подъезде к перекрестку, — «Куда я еду?». Как известно, ехать на перекрестке можно прямо, направо и налево, а также совершать разворот. Зная, куда именно вы поедете на перекрестке, вы сможете заранее занять нужную полосу.

Случай из жизни
Самое интересное, что очень часто происходит следующая ситуация. Человек едет до последнего по крайней левой полосе (а этих полос, например, три) и, уже выехав на перекресток, вдруг вспоминает, что ему на самом деле нужно направо! Понимая, что момент уже упущен, этот водитель начинает как-то «тулиться» (рис. 3.62). Такое поведение водителя — не что иное, как неожиданные действия для окружающих, о чем мы уже говорили ранее. Однажды я стал свидетелем такого случая. Представьте себе перекресток двух шестиполосных дорог — по три полосы движения в каждую сторону с разделительным островком посредине. Регулируется такой перекресток светофорами с дополнительной секцией, разрешающей поворот налево из крайней левой выделенной полосы. Я ожидаю свою «стрелочку» в крайней левой полосе, а навстречу мне едет четыре автомобиля! Заметьте, полос для движения три, а движется по ним бок о бок сразу четыре автомобиля. И водитель «Нивы», которая находится, как и моя машина, в крайней левой полосе, вдруг вспоминает, что ему нужно направо. Поэтому, когда загорается зеленый, он срывается с места и поворачивает направо перед тремя обалдевшими автомобилистами. Ближайший к нему сразу заметил, что что-то не так и затормозил, следующий увидел, что сосед слева резко тормозит, и тоже отреагировал. А крайний правый решил, что раз эти двое стоят, он как раз успеет прошмыгнуть мимо припаркованной машины, и... в аккурат съезжается с поворачивающей «Нивой». Ни в одном кошмарном сне не приснится, что человек вдруг срывается наперерез трем автомобилям, но такое, как ни странно, происходит! Именно поэтому, если вы не уверены в действиях окружающих водителей, то лучше «перебдеть». От всего, однозначно, не убережешься, но если вы как минимум сами себе запретите подобные выходки, то всё будет хорошо.
Не тулиться на дороге
Рисунок 3.62 Часто на дороге происходит следующая ситуация: человек едет до последнего по крайней левой полосе (а этих полос, например, три) и, уже выехав на перекресток, вдруг вспоминает, что ему на самом деле нужно направо! понимая, что момент уже упущен, этот водитель начинает как-то «тулиться». такое поведение водителя не что иное, как неожиданные действия для окружающих, которые могут повлечь за собой плачевные последствия.
Обратите особое внимание
Если вы заранее четко понимаете маршрут движения, то, соответственно, вы будете соблюдать рядность движения. А я вам скажу так: по моим наблюдениям, самой частой причиной возникновения ДТП (пусть и не очень серьезных, но весьма неприятных) является именно несоблюдение рядности движения — либо кто-то поворачивает куда-то не из той полосы, либо при перестроении не глянул в зеркало, либо чрезмерно резко крутанул руль, поскольку объезжал яму на дороге... Таких вариантов может быть очень много.

Итак, подъезжая к перекрестку, мы заранее увидели, как он регулируется — либо дорожными знаками, либо светофорами, либо регулировщиком. Кроме того, мы определились, куда нам нужно ехать после перекрестка, и заблаговременно заняли нужную полосу. Но есть еще три волшебных вопроса, не ответив на которые вы вообще не имеете права выезжать на перекресток:

1. Где остановиться (или притормозить)?

2. Кому уступать?

3. Откуда исходит максимальная опасность?

Когда вы ответите на вопрос «Где остановиться?», вы тем самым выберете исходную точку или точку принятия решения. На самом деле ничего нового придумывать не нужно, поскольку всё это уже есть в Правилах дорожного движения.

Если установлен знак «Уступить дорогу», то водитель должен подъехать к краю проезжей части, остановиться или притормозить, убедиться в отсутствии помех для движения и продолжить движение (рис. 3.63). Край проезжей части — это воображаемая линия, являющаяся продолжением бордюрного камня пересекаемой проезжей части. Значит если мы видим знак «Уступить дорогу», то, независимо от того, куда именно нам нужно ехать — прямо, налево или направо, мы должны подъехать так, чтобы, во-первых, увидеть, что творится слева и справа на перекрестке, а во-вторых, чтобы автомобили, движущиеся по главной дороге, могли нас заметить. То есть исходная точка в этом случае находится там, где водитель всё еще находится в безопасности и видит всё, а главное, при этом и другие участники дорожного движения видят его. Именно находясь в этой точке, можно принимать решение о том, можно ехать дальше или нет.

Уступите дорогу
Рисунок 3.63 Если установлен знак «уступить дорогу», то водитель должен подъехать к краю проезжей части, остановиться или притормозить, убедиться в отсутствии помех для движения и продолжить движение.
К слову сказать...
Кстати, у многих начинающих водителей в этом месте возникают проблемы — большинство из них умеют стоять или сразу ехать, а вот подкрадываться к краю проезжей части по 20-30 сантиметров не получается (вспоминайте раздел «Старт в гору»).
Совет
Очень распространенной ошибкой является то, что на вопрос «Где нужно остановиться при наличии знака «Уступить дорогу»?» — отвечают: «У знака...». Остановившись у знака, водитель не видит, что происходит слева и справа на перекрестке, а если и видит, то не дальше, чем на 10-15 метров в обе стороны. Дальнейшие события в этом случае развиваются следующим образом: человек, перекрестившись, выезжает на перекресток. Если повезло, то ничего не случилось... В итоге, человек говорит мне: «Вы знаете, так страшно ездить по дорогам — это просто катастрофа!...» Еще бы, ездить на ощупь, закрыв глаза, всегда страшно. Если же правильно выбрать исходную точку — «людей посмотреть и себя показать», то ехать дальше можно совершенно спокойно.
Обратите особое внимание
Довольно частая ситуация со знаком «Уступить дорогу»: наличие большого количества припаркованных автомобилей, которые в нарушение правил стоят в непосредственной близости к перекрестку. Как следствие, эти автомобили закрывают обзор. Как же быть в таком случае? Понимая, что в такой ситуации краем проезжей части является наружный борт припаркованного автомобиля, нужно выехать именно настолько, чтобы видеть дорожную обстановку слева и справа и, соответственно, показать себя (рис. 3.64). Как же далеко нужно заглянуть за угол? Зная, что при скорости 60 км/ч автомобиль за секунду проходит более 16 метров, нетрудно подсчитать, что для того, чтобы было 6-7 секунд для проезда, нужно прослеживать дорогу на 75-100 метров. Эти же 6-7 секунд будут и у приближающегося автомобиля, чтобы, заметив вас, он не допустил опасного сближения, если вдруг вы его не заметите, и смог вовремя сбросить скорость.
Край проезжей части
Рисунок 3.64 Довольно часто бывает следующая ситуация: водителю, подъехавшему к перекрестку, обзор перекрывают автомобили, припаркованные вопреки требованиям правил в непосредственной близости от перекрестка. в таком случае краем проезжей части следует считать наружный борт припаркованного автомобиля. Водителю следует выехать настолько, чтобы видеть дорожную обстановку слева и справа, и так, чтобы его видели другие водители.

Знак «Проезд без остановки запрещен» (в народе — «STOP») выполняет ту же функцию, что и знак «Уступить дорогу» — необходимо уступить дорогу движущимся по главной дороге. Но при этом знак «Проезд без остановки запрещен» также говорит о том, что данное место имеет повышенную опасность. Если вы будете помнить о том, что знак «STOP» означает место, где кто-то уже распрощался с жизнью, на этом перекрестке была пролита чья-то кровь, то как минимум вы будете относиться к этому знаку более серьезно и внимательно.

Знак «Проезд без остановки запрещен» требует обязательной остановки на линии знака либо стоп-линии, если таковая имеется (рис. 3.65). После того, как автомобиль будет остановлен, нужно подкрасться к краю проезжей части, убедиться, что там нет никого (возможно, для этого придется совершить и вторую остановку), и лишь после этого, соблюдая осторожность, можно продолжить движение.

Проезд без остановки запрещён
Рисунок 3.65 Знак «проезд без остановки запрещен» требует обязательной остановки на линии знака либо стоп-линии, если таковая имеется.

Если светофор горит красным светом, то остановить автомобиль нужно, как это ни странно, чтобы в поле зрения был так называемый входящий светофор (рис. 3.66). Как правило, на перекрестке имеется два светофора в одном направлении — входящий и дублирующий (расположенный через дорогу). В связи с этим очень часто вся «толпа» выезжает чуть ли не на перекресток. Если при этом спросить кого-либо из водителей, почему они выехали так далеко, он ответит: «Так светофор видно же...».

Светофор горит красным светом
Рисунок 3.66 Если светофор горит красным светом, то остановить автомобиль нужно так, чтобы в поле зрения был так называемый входящий светофор.
Совет
Не знаю, как в других городах, но в Харькове каким-то особым шиком среди автомобилистов считается вольное толкование Правил дорожного движения. То есть правила, конечно же, есть, но каждый водитель предпочитает действовать так, как он посчитает нужным. На мой взгляд, лучшим способом самовыражения является подчеркнуто вежливое отношение к окружающим и подчеркнуто тщательное соблюдение правил, по той простой причине, что дорога — это далеко не самое лучшее место для того, чтобы что-то кому-то доказывать и как-то себя проявлять. Если вы хотите проявить себя именно за рулем, запишитесь в какой-нибудь автомобильный клуб и на общих основаниях на специально отведенной трассе отведите душу — тут вы и потолкаетесь и накувыркаетесь душевно... Самое главное при этом — рядом стоят пожарная машина и скорая помощь, а в критическом случае, очень вероятно, каркас безопасности спортивной машины, ремни и шлем уберегут вас от несчастья. Реальная же дорога обычно ничего не прощает...

Еще один вариант: вам нужно повернуть налево на зеленый сигнал светофора (рис. 3.67a) или при наличии знака «Главная дорога» (рис. 3.67b).

В этом случае автомобиль нужно остановить в центре перекрестка.

Обратите особое внимание
В некоторых странах Правила дорожного движения запрещают проезд перекрестка на скорости выше 30 км/ч, и в этом есть рациональное зерно. Даже если перекресток пуст, а вам, например, нужно повернуть налево, не влетайте в поворот с ходу. Сбросьте скорость (не обязательно совсем останавливаться) и в центре перекрестка убедитесь, что всё хорошо — за углом поперек дороги не лежит дерево, спиленное партизанами; не ползет на четвереньках пешеход, не вырыта траншея и в центре дороги не припаркован грузовик с подъемником, на котором рабочие меняют рекламный плакат. И лишь после этого можно спокойно поворачивать.
Зелёный сигнал светофора
Рисунок 3.67 Если нужно повернуть налево на зеленый сигнал светофора или при наличии знака «главная дорога», то автомобиль нужно остановить в центре перекрестка.

Теперь, когда мы научились выбирать точку принятия решения, то есть то место, где мы находимся в безопасности и никому не мешаем, у нас появляется время трезво оценить ситуацию и уступить дорогу тем, кому необходимо. Давайте разберемся с термином «уступить дорогу». Очень часто бывает так, что человек из самых лучших побуждений перестраховывается излишне, а излишняя осторожность приводит к тем же последствиям, что и излишняя самонадеянность. Например, существует довольно распространенное явление: человек стоит у края проезжей части и пропускает проезжающие автомобили — один пропустил, второй; при этом автомобили позади него постепенно начинают либо напирать, либо не очень корректно объезжать. В связи с этим поясняем: «уступить дорогу» — это значит не помешать кому-то двигаться в том направлении и с той скоростью, что и раньше. Речь идет и о водителях транспортных средств, и о пешеходах, как участниках дорожного движения. Если вы понимаете, что траектория движения вашего автомобиля пересекается еще с чьейто траекторией, а вы не знаете, кто кому должен уступить дорогу, то возникает состояние ступора, вследствие чего начинают возникать ошибки.

Совет
Как я уже говорил ранее, очень часто начинающий водитель почему-то считает, что окружающие его на дороге люди более грамотные и более опытные, а, следовательно, правильно действуют во всех ситуациях. Поэтому когда кто-то на дороге явно нарушает правила дорожного движения, он тем самым сбивает с толку обучающегося человека. Если же вы будете твердо знать, кто должен ехать первым, кто вторым, а кто третьим в той или иной дорожной ситуации (причем не над листиком бумаги на экзаменационном столе, а в реальной ситуации), ввести вас в заблуждение будет уже не так-то просто.

Обычно я рисую своим ученикам следующую схему перекрестка: мы едем на автомобиле по главной дороге, которая на перекрестке для нас уходит вправо (то есть имеется соответствующая пояснительная табличка «Направление главной дороги»); при этом с главной дороги справа от нас собирается поворачивать налево еще одна машина, а с каждой из второстепенных дорог прямо движется еще по одной машине (рис. 3.68). Вопрос — кто поедет первым?

Последовательность переезда светофора
Рисунок 3.68 Вопрос для начинающего водителя: в какой последовательности проедут перекресток изображенные на иллюстрации участники дорожного движения?

Как правило, ученики начинают не очень быстро соображать, и проблема здесь заключается даже не в том, что они не знают правил дорожного движения, а в том, что они не очень хорошо представляют себе эту ситуацию в пространстве. Поэтому первое, что я предлагаю сделать, чтобы разобраться с такой схемой — это выделить главную дорогу (рис. 3.69). Таким образом машины, движущиеся по второстепенным, сразу же отойдут на второй план и не будут участвовать в дальнейшем разборе.

Очерёдность движения
Рисунок 3.69 Чтобы разобраться с очередностью движения, прежде всего необходимо выделить главную дорогу, вследствие чего машины, движущиеся по второстепенным дорогам, отойдут на второй план.

Остается разобраться с тем, кто же должен ехать первым по главной дороге. Очень распространенная ошибка в этом случае: ученик считает, что, поскольку мы съезжаем с главной дороги, а второй автомобиль продолжает по ней движение, то мы должны уступить. На самом деле вообще не имеет никакого значения, куда мы съезжаем. Может, второй автомобиль тоже съезжает на второстепенную дорогу, ведь не обязательно ситуация будет именно такой, как показана на схеме. Поэтому действительно важным является лишь то, ОТКУДА начинается движение.

Существует так называемое правило «Помехи справа»: водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся справа. Для того чтобы как следует разобраться с этим правилом, нужно четко понять, что работает оно только тогда, когда машины находятся в одинаковых условиях, то есть: я на главной дороге — он на главной дороге (рис. 3.70a); у меня знак «Уступить дорогу» — у него знак «Уступить дорогу» (рис. 3.70b); я в поле — и он подъезжает ко мне в поле (рис. 3.70с).

Помехи справа
Рисунок 3.70 Существует так называемое правило «Помехи справа»: водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся к нему справа. Нужно четко понимать, что работает оно только тогда, когда машины находятся в одинаковых условиях, причем даже не всегда на дороге.
Случай из жизни
Очень часто бывают ситуации, когда где-нибудь во дворах, в гаражных кооперативах, на лесных лужайках, на замерзшем озере во время зимней рыбалки съезжаются два гражданина, вследствие чего начинаются выяснения отношений на тему «куда ты прешь, тут правил вообще нету». На самом деле правило «Помехи справа» действует даже при таких обстоятельствах. Однажды я был свидетелем анекдотической истории, когда зимой на замерзшем озере не смогли разминуться друг с другом два дорогих автомобиля. Обе машины находились в кредите и были застрахованы, поэтому, естественно, их владельцы решили обратиться в госавтоинспекцию. После того, как на том конце провода узнали, что ДТП произошло на озере, посоветовали обратиться в водную милицию, а в ГАИ звонить незачем.
Обратите особое внимание
Представьте себе ситуацию, когда вы едете по дороге, а справа из арки со двора выезжает другая машина. Вопрос — кто кому должен уступить дорогу? Дело в том, что в этой ситуации, хотя автомобиль под аркой и находится справа, но он выезжает с прилегающей территории, а значит, однозначно должен уступить дорогу (рис. 3.71). К прилегающим территориям относятся заправочные станции, дворы, гаражные кооперативы, автостоянки и т. п.
Автомобиль выезжающий с прилегающей территории
Рисунок 3.71 Автомобиль, выезжающий с прилегающей территории, хотя и находится справа, но все же обязан уступить дорогу остальным участникам дорожного движения.

Итак, поскольку оба автомобиля находятся на главной дороге, то первым перекресток проедет автомобиль, у которого нет помехи справа.

Разобравшись с автомобилями, движущимися по главной дороге, аналогичным образом определяем последовательность проезда автомобилей со второстепенных дорог. С одной стороны, поскольку они также находятся в одинаковых условиях, то в их случае также действует правило «Помехи справа» (рис. 3.72). Однако, как видите из получившейся нумерации, в тот момент, когда водитель №2 (то есть мы) будет совершать движение прямо, водитель №4, прикрывшись нашей машиной (водитель №3 всё равно будет уступать нам дорогу), может тоже проехать прямо. Такая ситуация не является поводом для того, чтобы усомниться в знаниях правил дорожного движения водителя №4, поскольку это всего лишь частный случай — помеха справа, конечно, присутствует, но объективно водитель №4 может проехать первым только потому, что так получилось, а не потому, что кто-то чего-то не знает или не понимает. Поэтому водитель №3 вспоминает правило «ДДД» и просто действует по ситуации.

Очерёдность проезда
Рисунок 3.72 Первым проедет перекресток автомобиль, находящийся на главной дороге, у которого нет помехи справа. Остается только определить очередность проезда остальных участников движения.
Совет
Как правило, последовательность проезда перекрестков довольно подробно «разжевывается» на теоретических занятиях в автошколах, поэтому большинство учеников на картинках довольно хорошо всё понимают. В связи с этим очень простая рекомендация — если вы уже поездили хоть немного по различным перекресткам и имеете реальное представление о происходящем, то при виде очередной нарисованной схемы перекрестка просто представляйте себе некий похожий перекресток из реальной жизни, который вам уже встречался. В этом случае рисунок станет более «живым».

Стандартных алгоритмов проезда любых перекрестков не так много:

  • проезд под знак «Уступить дорогу» прямо, направо или налево;
  • проезд под знак «Главная дорога» прямо, направо или налево;
  • проезд под зеленый сигнал светофора прямо, направо или налево.

Следовательно, если четко знать, в каком направлении смотреть на каждом из этапов продвижения по перекрестку, и контролировать дорогу именно с той стороны автомобиля, откуда в этот момент исходит наибольшая потенциальная опасность, то, поскольку вариантов проезда перекрестков не так много, к каждому из них можно быстро привыкнуть.

Обратите особое внимание
Для того чтобы проехать перекресток, нужно мысленно разделить его на четыре части. Поворот направо выполняется через сектор №4, то есть из крайнего правого в крайнее правое положение. Проезд прямо выполняется через два сектора — №4 и №2. Поворот налево выполняется через сектор №4, центр перекрестка и сектор №1 — из крайнего левого в крайнее левое положение (рис. 3.73). В правилах дорожного движения сказано, что при повороте налево траектория движения должна быть не допускающей выезда на встречную полосу. Именно поэтому траектория поворота налево должна проходить через центр перекрестка — слишком ранний или слишком поздний поворот руля вводит в заблуждение окружающих водителей и может привести к плохим последствиям.
Переезд перекрёстка
Рисунок 3.73 Собираясь поворачивать налево, не доезжая 50-100 метров до края перекрестка, необходимо включить указатель левого поворота и занять крайнее левое положение в своем направлении.

В качестве примера мы рассмотрим самый сложный из всех возможных вариантов — поворот налево под знак «Уступить дорогу». В этом случае уступать дорогу нужно вообще всем.

Нужно разбить проезд перекрестка на ряд простых шагов. Если затем делать каждый очередной шаг, не задумываясь о следующем, то есть выполнив шаг и убедившись, что всё хорошо, переходить к следующему, то не будет никакой паники, а лишь конструктивное последовательное принятие решений.

1. Как мы уже договорились, за 100-150 метров до перекрестка, мы решили, что на этом перекрестке будем поворачивать налево. Что нужно сделать в первую очередь? Обычно говорят: «Нужно подъехать к краю проезжей части». На самом деле, нет. Согласно Правилам дорожного движения, в населенном пункте за 50-100 метров до перекрестка нужно включить указатель поворота. К сожалению, очень часто об этом забывают, и окружающим водителям остается только догадываться по поведению этого водителя, что он собирается сейчас поворачивать. Всегда обозначайте свои намерения, включая указатель поворота не в последнюю секунду, а заблаговременно — это значительно упростит жизнь всем, и вам в том числе.

2. Следующее, что мы должны сделать — это, помня о рядности движения, предварительно посмотрев в левое зеркало заднего вида, занять крайнее левое положение в своем направлении (рис. 3.74), если дорога многополосная — крайний левый ряд.

Поворот налево
Рисунок 3.74 Собираясь поворачивать налево, не доезжая 50-100 метров до края перекрестка, необходимо включить указатель левого поворота и занять крайнее левое положение в своем направлении.
Обратите особое внимание
Если никаких знаков «Движение по полосам» или соответствующей дорожной разметки нет, нужно помнить, что из левой полосы можно ехать прямо и налево, из средней — только прямо, из правой — прямо и направо. Это не новость для тех, кто изучал Правила дорожного движения, поэтому просто лишний раз напомню.
Уступить дорогу пешеходам
Рисунок 3.75 Следующее, что нужно сделать при подъезде к перекрестку — уступить дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть.

3. Следующее, что нужно сделать при подъезде к перекрестку и о чем часто забывают — уступить дорогу пешеходам, которые переходят через проезжую часть (рис. 3.75). Конечно, это в том случае, если эти пешеходы имеются. В любом случае не стоит забывать о том, что в самый неподходящий момент кто-то может решить перейти дорогу и выскочит перед вами, а значит, как минимум, приближаясь к перекрестку, нужно сбросить скорость.

Подъезд к краю проезжей части
Рисунок 3.76 Следующее, что нужно сделать при подъезде к перекрестку — уступить дорогу пешеходам, которые переходят проезжую часть.

4. Очередной шаг, который нам нужно совершить, — подъехать к краю проезжей части. Поскольку имеется знак «Уступить дорогу», следующее наше действие — это ОСТАНОВКА у края проезжей части, так мы фиксируем точку принятия решения (рис. 3.76).

5. После того, как мы остановились, нужно уступить дорогу машинам, движущимся по главной дороге. Очень важный момент — по моим наблюдениям, когда едешь по главной дороге и видишь приближающуюся справа по второстепенной дороге машину, замечаешь, что её водитель смотрит не налево (на меня), а вправо. То ли по незнанию, то ли по недопониманию, люди зачастую смотрят не в той последовательности, в какой нужно, — водитель, хотя и смотрит по сторонам, но делает это хаотично и совершенно не в ту сторону, в которую нужно.

Взгляд водителя
Рисунок 3.77 В первую очередь нужно отследить ситуацию слева, поскольку перед выездом на перекресток эта полоса движения ближе всего к автомобилю. понимая, что на совершение маневра понадобится как минимум 6-7 секунд, необходимо заглянуть за угол не менее чем на 75-100 метров.

В первую очередь нам нужно отследить ситуацию слева, поскольку эта полоса движения ближайшая к нам на данный момент. Понимая, что на совершение маневра нам понадобится как минимум 6-7 секунд, мы должны заглянуть за угол не менее чем на 75-100 метров (рис. 3.77).

6. Если машин нет ни слева, ни справа, мы выезжаем на центр перекрестка и смотрим на встречный поток (рис. 3.78). Интересный момент: встречные автомобили, как и мы, должны уступить дорогу машинам, движущимся по главной, то есть мы находимся в одинаковых условиях. Однако, поскольку мы поворачиваем налево, то подставляем встречным машинам свой правый борт, а значит, встречная машина будет для вас помехой справа, то есть на таком простом основании вы обязаны уступить ей дорогу (согласно Правилам дорожного движения, поворачивая налево, водитель должен уступить дорогу встречным, едущим прямо и направо).

Встречный поток
Рисунок 3.78 Если машин ни слева, ни справа нет, нужно выехать на центр перекрестка и пропустить встречный поток.

7. После того, как мы пропустили встречные машины, можно начинать маневр, то есть поворачивать влево. В тот момент, когда мы уже практически повернули, нужно снова вспомнить о пешеходах, которым мы обязаны уступить дорогу (рис. 3.79). Если мы с вами, поворачивая налево, помним, что там БУДЕТ пешеход, то мы к этому готовы и это не застанет нас врасплох (как минимум, еще находясь в центре перекрестка, мы заранее глянем, есть ли там пешеход). Если же у нас одна задача — просто поскорее убраться с перекрестка, то внезапное появление пешехода вызовет определенный дискомфорт и может стать причиной ошибки. В связи с этим нужно учитывать все возможные самые неблагоприятные обстоятельства, чтобы перестраховаться дважды или даже трижды. Пешехода не оказалось — ну и замечательно! Но мы этот шаг отработали и можем спокойно переходить к следующему.

Поворот и пешеходы
Рисунок 3.79 В тот момент, когда автомобиль уже практически повернул, нужно снова вспомнить о пешеходах, которым водитель также обязан уступить дорогу.

8. Ну и наконец, нам остается только завершить маневр.

Вот и все действия, которые нужно выполнить, чтобы безопасно проехать перекресток.

Если теперь аналогичным образом расписать для себя любой другой перекресток, разбив всю последовательность действий на простые шаги, то вы заметите, что алгоритмы проезда любого перекрестка практически повторяют друг друга, будь то движение прямо, направо или налево по сигналу светофора или на любом нерегулируемом перекрестке.

Двигаясь на перекрестке пошагово, мы гарантируем себе безопасность и не вводим в заблуждение окружающих какими-то неожиданными или, наоборот, чрезмерно медленными действиями.

Теперь настало время разобраться с последним вопросом: «Откуда исходит максимальная опасность?»

Дело в том, что на каждом этапе прохождения перекрестка опасность исходит из различных направлений — это такой блуждающий элемент, новый для каждого отдельно взятого фрагмента перекрестка.

На том же примере, на каком мы разбирали алгоритм проезда, разберемся с потенциальными опасностями, которые возникают на каждом этапе.

Итак, при перестроении в левый ряд нам, конечно же, нужно убедиться в том, что левая полоса свободна и нас никто не опережает и не обгоняет. То есть опасность в этот момент исходит слева и сзади (рис. 3.80)

Перестроение в левый ряд
Рисунок 3.80 При перестроении в левый ряд опасность может исходить слева и сзади.

Подъезжая к знаку «Уступить дорогу», нужно убедиться в том, что пешеходы, переходящие дорогу перед этим знаком завершили свое перемещение (рис. 3.81). А после того, как мы подъехали к краю проезжей части, нужно посмотреть, нет ли движущихся по главной дороге автомобилей слева и справа (мы уже касались этого вопроса).

Убедившись, что ни слева, ни справа нам никто не мешает, мы выезжаем в центр перекрестка. Сейчас основную опасность для нас представляют встречные машины. И вот тут самое интересное — представьте, что мы не одни решили поворачивать налево и движущийся позади нас автомобиль, нарушая правила дорожного движения, начинает опережать нас прямо на перекрестке, то есть просто объезжает нас слева. Такое может быть? Да, сплошь и рядом. Более того, бывает, что объезжают не только слева, но и справа. Такие опасности тоже нужно учитывать и, перед тем как начинать движение, лишний раз посмотреть в левое окно и зеркало, чтобы убедиться в том, что у вас под боком никого нет (рис. 3.82).

Зоны потенциальной опасности
Рисунок 3.81 У края проезжей части опасность может исходить от переходящих дорогу пешеходов и автомобилей, движущихся слева и справа.
Зона потенциальной опасности
Рисунок 3.82 В центре перекрестка опасность может исходить не только от встречного потока машин, но также слева и справа от автомобилей, водители которых, нарушая правила, пытаются объехать вас.

Следующая опасность, подстерегающая на выезде с перекрестка, — это пешеход, переходящий дорогу (рис. 3.83). Пропустили пешехода и спокойно поехали дальше.

Зоны опасности
Рисунок 3.83 Опасность, которая может подстерегать на выезде с перекрестка — переходящие дорогу пешеходы.

Если все перечисленные опасности выделить на перекрестке красным цветом, то получится, что перекресток закрашен практически полностью. Но зная, в какой последовательности возникают эти опасности, глядя только туда, куда нужно, и не глядя, куда не нужно, вы будете готовы к любым возможным неприятностям. Причем проезд перекрестка будет выполняться абсолютно спокойно и без лишних стрессов. Когда вы мысленно «проедете» нарисованный перекресток двадцать раз, то на реальном перекрестке вы будете готовы к любым неожиданностям.

Подраздел 3.4 Основные принципы движения в потоке

От автора
Основы движения задним ходом
Первый выезд на дорогу

Подраздел 3.6 Обгон и встречный разъезд

Не забудьте заглянуть:

ПДД Украины онлайн Ваш Адвокат online


Содержание этой страницы защищено авторским правом. Копирование, перепечатка, либо использование материалов данной страницы для воспроизведения, переноса на другие носители информации ЗАПРЕЩЕНО и преследуется в соответствии с действующим законодательством.

© ООО «Издательство «Монолит»

 
comments powered by Disqus
Сорочинская ярмарка