Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная » Учебник по вождению автомобиля » Глава 2. Вождение на учебной площадке » Подраздел 2.10 Разворот в габаритном дворике

Подраздел 2.9 Слалом

2.10 Разворот в габаритном дворике

Глава 3. Вождение в условиях города

Упражнение «Разворот в габаритном дворике» входит в экзаменационную программу сдачи на права, поэтому вполне заслуженно вызывает интерес многих учеников, осваивающих автомобиль. Но, прежде чем приступить к подробному рассмотрению этого упражнения, мне хотелось бы отметить, что «Разворот в габаритном дворике» (равно как и «Разворот в три приема») — это, скорее, проверочное задание, чем учебный элемент.

Представьте себе, что некий водитель научился парковаться между красной и фиолетовой машиной. Это у него получается очень хорошо и красиво, и тут, как на грех, машины поменяли, и оказалось, что теперь на их месте стоят розовая и зеленая. И хотя по существу ничего не изменилось (все условия остались прежними, изменился лишь цвет машин), но припарковаться у этого водителя больше не получается.

К чему я рассказал об этом? Если водитель в конкретной дорожной ситуации способен увидеть учебное упражнение, то он без труда справится с любой возникающей задачей. Ведь согласитесь — любое препятствие на дороге — это те же фишки. Например, вместо любого автомобиля можно поставить четыре фишки (по его углам). Другое дело, что, когда человек видит учебные фишки, он относится к ним гораздо проще, чем к реальному белоснежному Lexus, при виде которого на фоне эмоций руки и ноги просто отказываются подчиняться.

Так вот, если рассматривать любой маневр на дороге — будь то разворот или поворот — как частный случай или фрагмент змейки передним или задним ходом, то любая дорожная задача будет решена самым привычным образом. И «Разворот в габаритном дворике» — это как раз образец набора таких «частных случаев», а не учебное упражнение, вырабатывающее какие-либо особые навыки вождения.

Тем не менее, давайте разберемся с тем, как же правильно выполнять данное упражнение. Тем более, что на этом примере вы затем сможете самостоятельно аналогичным образом разбить любое другое подобное упражнение на несколько простых, после чего выполнить это упражнение на основании уже полученных навыков вождения не составит труда.

Итак, «Разворот в габаритном дворике». Для начала необходимо представить себе траекторию движения, по которой будет выполняться разворот автомобиля. Для этого представьте себе некую окружность, вписанную в пределы этого самого дворика, а внутри этой окружности — звезду с тремя лучами (такой себе значок мерседеса), причем один из лучей направлен как раз на въезд-выезд дворика (рис. 2.103).

Разворот в габаритном дворике
Рисунок 2.103 Территорию движения представьте в виде окружности, вписанной в габаритный дворик, а траекторию движения внутри этой окружности — в виде звезды с тремя лучами, причем один луч направлен на въезд-выезд дворика

Теперь, заезжая в габаритный дворик на автомобиле, нам нужно, следуя по лучам звезды, передним бампером «уткнуться» в один из углов дворика (например, в левый — рис. 2.104). Помня о «Правиле средней стойки», чтобы не зацепиться за въездные столбики или ворота, аккуратно въезжаем во дворик и направляем машину в заранее выбранный угол. Ничего сложного во въезде в угол нет, самое главное учесть очень важный момент — перед самой остановкой, когда до края дворика будет оставаться примерно полметра пути, нужно выжать сцепление и передние колеса из положения «влево» вывернуть в положение «вправо», чтобы подготовить их к будущему направлению заднего хода.

Заезд в габаритный дворик
Рисунок 2.104 Заезжая в габаритный дворик на автомобиле, нужно, следуя по лучам звезды, передним бампером «уткнуться» в один из углов дворика (например, в левый).
Совет
В этом случае полезно вспомнить упражнение «Разворот под 90 градусов», который мы уже проходили. Отличие того разворота от этого заключается лишь в том, что там весь разворот заключался в «два по 90 градусов», а здесь будет «два по 120 градусов».
Конечно же, трехконечная звездочка вряд ли будет нарисована на асфальте, поэтому, направляя автомобиль в угол дворика, постарайтесь разместить его примерно под 45 градусов к сторонам дворика — это довольно просто.

После того как мы заехали в дальний левый угол, установив автомобиль на один из лучей трехконечной звезды, и подготовили передние колеса к последующему повороту направо, мы включаем задний ход и, двигаясь по дуге, прицеливаемся так, чтобы задний бампер автомобиля попал на третий лучик трехконечной звезды (в правом дальнем углу габаритного дворика — рис. 2.105). Точно так же, подъехав задним ходом под углом примерно 120 градусов к другому углу, мы, выжав сцепление, притормаживаем за полметра до остановки и подготавливаем передние колеса под будущее направление, вращая руль влево

Движение по дуге
Рисунок 2.105 Из дальнего левого угла, установив автомобиль на один из лучей трехконечной звезды и подготовив передние колеса к последующему повороту направо, необходимо включить задний ход и, двигаясь по дуге, прицелиться так, чтобы задний бампер автомобиля попал в правый дальний угол габаритного дворика.

Когда автомобиль достигнет нужного положения, включаем первую передачу и спокойно выезжаем из габаритного дворика (рис. 2.106).

Включение первой передачи
Рисунок 2.106 По достижении автомобилем нужного положения, нужно включить первую передачу и выехать из габаритного дворика.

Итак, подведем итоги, вспомнив то, что обязательно нужно учесть при выполнении упражнения:

  • «Правило средней стойки» при въезде во дворик;
  • подготовку передних колес к будущему направлению при подъезде к полной остановке в углу.

Добавлю, что ориентироваться во дворике лучше оборачиваясь, а не по зеркалам.

Обратите особое внимание
Для того чтобы научиться близко подъезжать к бордюрному камню передним или задним ходом, полезно поэкспериментировать следующим образом. Выберите подходящий бордюрный камень, и, воспользовавшись помощью кого-нибудь, находящегося снаружи (например, инструктора), максимально близко подъезжайте к этому камню на автомобиле. После этого полезно выйти из машины и посмотреть, на каком расстоянии от бампера находится бордюрный камень. Снова сев за руль, посмотрите в окно левой двери. Очень часто линия взгляда, направленного на бордюр, проходит под левым зеркалом автомобиля (рис. 2.107a). В этом случае это зеркало можно использовать в качестве ориентира — если автомобиль достаточно далеко от бордюрного камня, то зеркало будет закрывать его; если же бордюр показался под левым наружным зеркалом, значит автомобиль подъехал достаточно близко. Еще раз повторюсь — левое зеркало является ориентиром довольно часто, но всё же для конкретного автомобиля нужно подбирать какие-то свои ориентиры (например, в старых машинах наружные зеркала вообще устанавливались на переднем крыле автомобиля — в этом случае приведенный мною пример не работает).
Аналогичным образом, подъехав к бордюрному камню задним бампером, поверните голову назад и посмотрите в окно (рис. 2.107b). Каких-либо четких ориентиров, как правило нет, поэтому полезно просто запомнить примерную картину расположения бордюрного камня, например, относительно края окна.
Подъезд к бордюрному камню
Рисунок 2.107 Для того чтобы научиться близко подъезжать к бордюрному камню, необходимо выбрать ориентиры для визуального определения расстояния до бордюра. Очень часто линия взгляда, направленного на бордюр, проходит под левым зеркалом автомобиля при приближении к нему передним бампером. Приближаясь к бордюру задним ходом, ориентироваться можно, например, по его расположению относительно края окна.
Обратите особое внимание
Часто приходится выполнять разворот в ограниченных условиях — на стоянке между рядами автомобилей или в гаражном кооперативе на узкой дорожке между стенами. Поэтому еще один совет по тому, как можно оценить габариты автомобиля относительно окружающих объектов, связан с приближением автомобиля к высокому препятствию (например, стене или другому автомобилю). В этом случае подсказкой может являться пятно света от фар машины — если поначалу четких границ светового пятна нет, то по мере приближения его контрастность увеличивается (рис. 2.108). Когда автомобиль подъезжает примерно за полметра до стены, четко вырисовываются контуры фонарика — подъезжать ближе не нужно. Подобный ориентир касается как передней, так и задней части автомобиля (при движении задним ходом, как вы наверняка знаете, загораются задние фонари).
Разворот в ограниченных условиях
Рисунок 2.108 В ограниченных условиях — на стоянке между рядами автомобилей или в гаражном кооперативе на узкой дорожке между стенами — подсказкой может являться пятно света от фар машины.

Все, что остается добавить относительно «Разворота в габаритном дворике» — старайтесь чередовать направление въезда во дворик (как раньше чередовалось направление въезда при выполнении змеек).

Как видите, ничего кардинально нового в рассмотренном упражнении нет. Все отдельные элементы, присутствующие здесь, уже выполнялись вами ранее. Как я уже говорил в самом начале обучения, меняются лишь декорации, само же вождение остается одинаковым везде и всегда.

К слову сказать...
Конечно, «Разворот в габаритном дворике» нужен для успешной сдачи экзамена на права. Но мне все же очень хотелось бы, чтобы вы не делали основной упор на заучивание лишь одного этого упражнения с целью произвести хорошее впечатление на инструктора или инспектора, который будет принимать экзамен. Гораздо лучше понимать, что именно вы делаете, а не бездумно заучивать набор телодвижений. Если вы попробуете нарисовать по памяти новогоднюю елку, вам ведь для этого не нужно помнить расположение каждой отдельной иголочки, правда? Иголок так много и они так похожи, что запоминать каждую из них просто незачем. Вам достаточно нарисовать ствол елки и расположение ее веток, а иголки и украшения до рисуются уже без проблем. То же самое касается упражнений, подобных «Развороту в габаритном дворике» — если вы понимаете «скелет» упражнения, то, независимо от внешних факторов, вы всегда сможете с легкостью выполнить это упражнение. Даже если вместо привычных фишек будут настоящие автомобили. Не устану повторять, что лучшая привычка водителя — не иметь никаких привычек. Это значит, что ему абсолютно безразлично, куда ехать, когда ехать, сколько там автомобилей, насколько сложная там конфигурация дороги и т. д. Универсальный водитель может «разрулить» любую возникающую дорожную ситуацию, не привязываясь к какому-то одному шаблону.

Попрактиковавшись с рассмотренным способом выполнения «Разворота в габаритном дворике», попробуйте самостоятельно разобраться со следующими примерами упражнений — рис. 2.109 (пусть это будет своего рода домашним заданием).

Самостоятельная тренировка навыков разворота
Самостоятельная тренировка навыков разворота
Самостоятельная тренировка навыков разворота
Самостоятельная тренировка навыков разворота
Рисунок 2.109 Упражнения для самостоятельной тренировки навыков разворота в ограниченном пространстве.

Подраздел 2.9 Слалом

Автомат или механика?
Упражнение «старт—остановка»
Переключение передач

Глава 3. Вождение в условиях города

Не забудьте заглянуть:

ПДД Украины онлайн Ваш Адвокат online


Содержание этой страницы защищено авторским правом. Копирование, перепечатка, либо использование материалов данной страницы для воспроизведения, переноса на другие носители информации ЗАПРЕЩЕНО и преследуется в соответствии с действующим законодательством.

© ООО «Издательство «Монолит»

 
comments powered by Disqus
Сорочинская ярмарка