Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Купить полную версию книги

Инструкция по эксплуатации Богдан A-064. Правила хранения Богдан A-064

5. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Автобусы, которые не вводятся в эксплуатацию, или эксплуатация которых приостанавливается на два или более месяца, ставятся на хранение.
Консервация включает в себя подготовку автобуса к консервации, техническое обслуживание и контроль состояния автобуса во время консервации.
Хранение может быть кратковременным — до трех-четырех месяцев и долгосрочным, когда автобус не эксплуатируется долгое время.
Для консервации используется универсальное консервационное масло, консервационная смесь топлива и пассирующий раствор, а также консервационная смазка.
Универсальное консервационное масло изготавливают путем смешивания моторного масла с защитной присадкой — ингибитором АКОР-11 ГОСТ 15171 в таком соотношении от общего количества смеси:
- 10 % для автобусов, которые работают в районах с умеренным климатом;
- 20 % для автобусов, которые работают в районах с жарким и влажным климатом.
Перед приготовлением смеси масло и присадку необходимо подогреть до температуры 60-70 °С. После этого необходимо добавить присадку в масло и интенсивно перемешивать до получения однородной смеси. Категорически запрещается заливать присадку непосредственно в картеры механизмов.
Консервационное пластическое масло ПВК ГОСТ 19537 наносится на поверхность кисточкой или тампоном в расплавленном виде при температуре 80-100 °С. Вместо ПВК можно использовать смазку АМС-3 ГОСТ 2712, которое можно наносить без подогрева при температуре не ниже 0 °С.
Консервационная смесь топлива с присадкой АКОР-11 приготавливается из расчета 30 % защитной присадки от общей смеси. Для получения смеси из дизельного топлива добавляют подогретую до 60-70 °С присадку. Интенсивным перемешиванием добиваются получения однородной смеси. После этого смесь подогревают до температуры 70-100 °С.
Пассирующий раствор приготавливается из следующих компонентов (в г/л):
- Глицерин — 30,0 ± 1,0;
- Сода кальцинированная — 5,0 ±0,5;
- Хромпик калиевый — 0,5 ± 0,1.
Взвешенное количество предварительно измельченных компонентов необходимо тщательно растворить в небольшом количестве воды, подогреть до температуры 40-50 °С, а после этого ввести глицерин и долить воду до необходимого объема, постоянно перемешивая раствор. В зимний период перед использованием раствора его подогревают до температуры 50 °С.
ПОДГОТОВКА К ХРАНЕНИЮ И УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ
Чтобы подготовить автобус к кратковременному хранению выполнить следующие работы:
- Выполнить следующее техническое обслуживание, слить жидкость из систем охлаждения, питания, бачка омывателя стекол, ослабить натяжение приводных ремней.
- Очистить и смазать защитной смазкой ПВК, ГОСТ 19537 неокрашенные металлические и хромированные поверхности, допускается использование технического вазелина или солидола.
- Металлической щеткой или наждачной бумагой зачистить детали, на которых появился налет ржавчины (кроме шлифованных поверхностей), протереть тряпкой смоченной в бензине. Восстановить нарушенный слой краски узлов, агрегатов и кузова.
- Очистить и протереть насухо электропроводку, смазать тонким слоем технического вазелина или смазкой ПВК соединения электрооборудования.
- Обернуть бумагой и обвязать шпагатом воздухозаборник около фильтра и глушитель.
- Обернуть изоляционной лентой сапуны двигателя, коробки передач и заднего моста.
- Закрыть двигатель непромокаемой тканью или синтетическим волокном от пыли и влаги.
- Промыть топливный бак и полностью заправить его топливом.
- Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений, провести его консервацию, обернуть парафиновой бумагой и уложить на место.
- Обклеить светонепроницаемой бумагой или закрыть щитами стекла кузова.
- Снять аккумуляторные батареи и подготовить их к продолжительному хранению согласно инструкции завода-изготовителя.
- Установить автобус на подставки таким образом, чтобы колеса находились над землей на высоте 8-10 см. Шины и другие резиновые изделия защитить от прямого попадания солнечных лучей.
Понизить давление в шинах до 90 кПа.
При кратковременном хранении при температуре не ниже — 40 °С допускается заполнение системы охлаждения и отопления охлаждающей жидкостью Тосол-40, которая при температуре 20 °С имеет плотность не ниже 1,075 г/см2.
При подготовке автобуса к длительному хранению сроком до одного года и больше, кроме работ, которые выполняются для кратковременного хранения, выполнить следующие операции:
- Провести ТО-2.
- На автобусе, работавшем более года после выпуска, проверить состояние деталей подвески (непригодные заменить, поверхности трения смазать).
- Слить масло с картера двигателя и заправить консервационной смесью. Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения и отопления и заправить её пассирующим раствором. Запустить двигатель и дать ему поработать 2-3 минуты на средней частоте вращения коленчатого вала, для остановки двигателя постепенно уменьшить частоту вращения. После остановки двигателя слить консервационную жидкость и закрутить сливную пробку, слить консервационный раствор из системы охлаждения и отопления и продуть систему воздухом в течение 30 — 40 с.
- Одновременно с проведением работ на двигателе слить масло из коробки передач, заправить консервационным маслом. Запустить двигатель и после 2-3 минут работы остановить его, слить масло из коробки передач и закрутить пробку.
- Провести консервацию системы питания двигателя, для этого прокачать топливоподкачивающим насосом систему топливо-консервационной смесью.
- Извлечь фильтрующий элемент воздушного фильтра и смазать консервационной смазкой внутреннюю поверхность пыльника.
- Заклеить промасленной бумагой зазоры между тормозными барабанами и щитами и тормозные диски передних колес.
Хранить автобус в чистом хорошо проветриваемом помещении с относительной влажностью 50-70 % и температурой не ниже 5 °С. При отсутствии помещения допускается хранение автобуса под навесом или на открытой площадке. Для этого необходимо принять дополнительные меры, исключающие попадание атмосферных осадков и загрязнений на законсервированные поверхности. Площадка для открытой стоянки выбирается с таким расчетом, чтобы влага не скапливалась под автобусом. Чехол не должен прилегать к окрашенным поверхностям кузова, чтобы не повредить краску. Для нормальной вентиляции зазор между окрашенными поверхностями кузова и чехлом должен составлять 20-50 мм.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ПЕРИОД ХРАНЕНИЯ
В период хранения выполнять операции технического обслуживания, приведенные ниже.
Один раз в месяц выполнять следующее:
- Проверить положение автобуса на подставках.
- Очистить автобус от пыли и влаги, а в зимний период от снега (при открытом хранении).
- Проверить состояние герметизирующих наклеек, пробок и оберток.
- Проверить состояние лакокрасочных и хромированных поверхностей, покрытых консервационными составляющими.
- Проверить уровень жидкости в главном цилиндре сцепления, 3-4 раза нажать и отпустить педаль сцепления.
Два раза в год выполнять следующие операции:
- Зарядить аккумуляторные батареи, довести до нормы плотность электролита соответственно времени года.
- Смазать все точки согласно карте смазки.
- Заправить системы автобуса и проверить состояние трубопроводов и уплотнителей.
- Проверить состояние запасных деталей, инструмента и приспособлений.
После хранения выполнить следующее:
- Запустить двигатель, прогреть до нормальной температуры охлаждающую жидкость и масло, проверить и прослушать его работу на разных режимах.
- Проверить работу всех контрольно-измерительных приборов.
- Проверить при работающем двигателе работу всех агрегатов и механизмов, включая попеременно все передачи.
После проведения очередного технического обслуживания приклеить ярлык на ветровое стекло, на котором указать дату и объем выполненных работ, а также дату проведения следующего технического обслуживания.
Перечень работ по расконсервированию автобуса необходимо проводить в следующем порядке:
- Довести давление в шинах автобуса до нормы и снять автобус с подставок.
- Снять герметизирующие пробки, наклейки и обертки.
- Удалить консервационную смазку с металлических деталей, инструмента и приспособлений.
- Удалить обклейку окон кузова.
- Установить аккумуляторные батареи и проверить наличие тока в электроцепях.
- Заправить двигатель автобуса охлаждающей жидкостью и смазкой.
- Провести смазочные работы всех узлов трения согласно карте смазки.
- Отрегулировать натяжение ремней.
- Провести контрольные работы.
- Заправить автобус топливом и подготовить двигатель к запуску.
- Запустить двигатель, добившись его устойчивой работы на всех режимах.
- Проверить работу органов управления, механизмов и систем контрольным пробегом на 25 км.
- После пробега проверить состояние всех систем.