Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Купить полную версию книги

Двигатель Skoda Octavia A5. Привод ГРМ автомобиля Skoda Octavia A5

ПРИВОД ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА (ГРМ)
Привод газораспределительного механизма Skoda Oktavia A5
1. Головка блока цилиндров в сборе с крышкой; 2. Блок цилиндров; 3. Кронштейн натяжного устройства и компрессора кондиционера; 4. Звездочка цепной передачи привода масляного насоса и цепи привода распределительного вала; 5. Цепь привода ГРМ; 6. Направляющая планка цепи привода распределительного вала; 7. Болт крепления; 8. Натяжное устройство цепи с натяжной планкой для привода масляного насоса; 9. Натяжная пружина; 10. Масляный поддон (картер); 11. Болт крепления картера; 12. Болт крепления; 13. Звездочка цепной передачи; 14. Крышка; 15. Болт крепления шестерни привода масляного насоса (20 Н-м + повернуть дополнительно на 90° (1/4 оборота)); 16. Поршень; 17. Пружина сжатия; 18. Натяжное устройство цепи; 19. Болт крепления; 20. Крышка распределительных шестерен; 21. Втулка подшипника; 22. Шкив; 23. Болт крепления шкива (90 Н-м + повернуть дополнительно на 90° (1/4 оборота)); 24, 25, 26. Болт крепления; 27. К впускному трубопроводу; 28. Болт; 29. Регулирующий вакуумный клапан (клапан «PCV»); 30. Уплотнительное кольцо круглого сечения; 31. Болт крепления; 32. Маслоотделитель; 33. Прокладка; 34. Натяжная планка; 35. Болт крепления приводной звездочки распределительного вала (40 Н-м + повернуть дополнительно на 90° (1/4 оборота)); 36. Болт крепления звездочки распредвала (50 Н-м + повернуть дополнительно на 90° (1/4 оборота)); 37. Фазовращатель; 38. Цепь привода распределительного вала; 39. Звездочка привода распределительного вала; 40. Направляющие; 41. Втулка подшипника.
СНЯТИЕ КРЫШКИ ЦЕПИ ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА (ГРМ)
1. Удалить кожух двигателя с воздушным фильтром.
2. Отвинтить вакуумный клапан (клапан «PCV»).
3. Отсоединить трубопровод для удаления воздуха (1). Для этого нажать на стопорное кольцо.
Снятие крышки цепи привода газораспределительного механизма Skoda Oktavia A5
4. От бачка с активированным углем отсоединить шланг для удаления воздуха (2), ведущий к впускному трубопроводу.
5. Извлечь бачок с активированным углем и кронштейн.
6. После снятия расширительного бачка, отложить его в сторону.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Шланги не отсоединять.
7. Снять нижний кожух двигателя (масляный поддон) и правую часть звукоизоляции.
8. Удалить вкладыш правой передней колесной ниши (крыла).
9. Снять поликлиновой ремень.
10. Удалить шкив насоса системы охлаждения.
11. С кронштейна крепления снять компрессор кондиционера с присоединенными трубопроводами хладагента.
12. Снять кронштейн натяжного устройства, генератор переменного тока и направляющий ролик.
13. Снять шкив коленчатого вала.
Снятие крышки цепи привода газораспределительного механизма Skoda Oktavia A5
ПРИМЕЧАНИЕ:
Придерживать шкив контропорой (Т30004) и шейкой (Т30004/1).
14. Извлечь масляный поддон.
15. Установить специальное подвесное устройство (Т30099).
Снятие крышки цепи привода газораспределительного механизма Skoda Oktavia A5
16. Зацепить крюк ходового винта в проушину.
17. Подтянуть двигатель.
18. Выверните винты (1 ... 6), извлечь опору двигателя.
Снятие крышки цепи привода газораспределительного механизма Skoda Oktavia A5
19. Вывинтить винты с внутренним шестигранником крышки распределительных шестерен и винты, отмеченные стрелками на рисунке ниже.
Снятие крышки цепи привода газораспределительного механизма Skoda Oktavia A5
20. Снять крышку цепи привода газораспределительного механизма.
21. Проследить за тем, чтобы втулки коленчатого вала остались в крышке распределительных шестерен.
УСТАНОВКА КРЫШКИ ЦЕПИ ПРИВОДА ГРМ
ВНИМАНИЕ
Для работы со средством для устранения уплотнения и обезжиривающим средством следует пользоваться защитными перчатками и очками.
1. Очистить уплотняющие поверхности от остатка уплотнения при помощи химического средства для устранения уплотнения.
2. Обезжирить уплотняющие поверхности.
ВНИМАНИЕ
Проследить за тем, чтобы поверхности прилегания на шкиве, крепежном винте, втулке подшипника и на звездочке цепной передачи коленчатого вала не были запачканы маслом и консистентной смазкой.
3. Надеть осторожно новое уплотнительное кольцо на центрирующий штифт.
4. Чтобы облегчить установку, вставить в головку блока цилиндров и в блок цилиндров два направляющих штифта Мб х 80.
5. Надеть новый уплотнитель крышки распределительных шестерен.
6. Проследить, чтобы крышка головки блока цилиндров не перекашивалась.
7. Надеть крышку цепи привода ГРМ вместе с втулкой коренного подшипника коленчатого вала, одновременно на выведенные цапфы, центрирующие штифты и на шейку коленчатого вала.
8. Затянуть накрест крепежные винты крышки. Момент затяжки винтов Мб: 10 Н-м, винтов М10: 50 Н-м.
9. Далее сборка производится в последовательности обратной разборке.
ЗАМЕНА УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ МАНЖЕТ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Замена уплотнительных манжет коленчатого вала Skoda Oktavia A5
1. Болт крепления (90 Н-м + повернуть дополнительно на 90° (1/4 оборота)); 2. Шкив; 3. Уплотнительное кольцо; 4. Втулка подшипника; 5. Уплотнительное кольцо; 6. Блок цилиндров; 7. Болт крепления (60 Н-м + повернуть дополнительно на 90° (1/4 оборота)); 8. Маховик; 9. Промежуточная пластина; 10. Болт крепления; 11. Корпус уплотнительной манжеты.
ЗАМЕНА УПЛОТНИТЕЛЬНОЙ МАНЖЕТЫ СО СТОРОНЫ ШКИВА
1. Удалить вкладыш правой передней колесной ниши (крыла).
2. Снять поликлиновой ремень привода навесного оборудования.
3. Ослабить крепежный винт шкива.
Замена уплотнительной манжеты Skoda Oktavia A5
ПРИМЕЧАНИЕ:
Придерживать шкив контропорой (Т30004) и шейкой (Т30004/1), как указано на рисунке.
4. Ослабив центровой винт, удалить шкив коленчатого вала.
5. Вывернув внутреннюю часть съемника уплотнительных манжет (МР 1-226) из его наружной части на три оборота (примерно на 5 мм), зафиксировать ее винтом с накатанной головкой.
6. Смазав маслом резьбовую головку съемника уплотнительных колец (МР 1-226), установить ее и ввинтить с применением большого усилия как можно глубже в уплотнительное кольцо.
Замена уплотнительной манжеты Skoda Oktavia A5
7. Ослабив винт с накатанной головкой, поворачивать внутреннюю часть против часовой стрелки до тех пор, пока уплотнительная манжета не будет извлечена.
8. Снять с коленчатого вала втулку подшипника и очистить поверхности прилегания звездочки цепной передачи коленчатого вала и втулки подшипника.
ВНИМАНИЕ
Проследить за тем, чтобы поверхности прилегания на шкиве, крепежном винте, втулке подшипника и на звездочке цепной передачи коленчатого вала не были загрязнены маслом и консистентной смазкой.
9. Надеть втулку подшипника на шейку коленчатого вала.
10. Надев на втулку муфту (Т10117/2), установить на втулку уплотнительную манжету.
Замена уплотнительной манжеты Skoda Oktavia A5
11. Снять с втулки муфту (Т10117/2).
12. Запрессовать при помощи монтажного инструмента (Т10117) уплотнительное кольцо равномерными ударами до упора в крышку распределительных шестерен.
Замена уплотнительной манжеты Skoda Oktavia A5
13. Далее производить операции в последовательности обратной при снятии.
ЗАМЕНА УПЛОТНИТЕЛЬНОЙ МАНЖЕТЫ СО СТОРОНЫ МАХОВИКА
ПРИМЕЧАНИЕ:
Ради лучшей наглядности ходы работ представлены на снятом двигателе. Осуществление рабочих методов при установленном двигателе и удаленной коробке передач одинаково.
1. Извлечь маховик и, соотв., ведомый диск.
2. Удалить промежуточный металлический лист.
3. Провернуть коленчатый вал, чтобы выставить поршень первого цилиндра в ВМТ (верхнюю мертвую точку) на ходе сжатия.
4. Снять масляный поддон.
5. Извлечь датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя, на рисунке указано стрелкой.
Замена уплотнительной манжеты Skoda Oktavia A5
6. Вывинтить крепежные винты уплотнительной прокладки фланца.
7. Заверните 3 винта М6х35 мм в отверстия уплотнительной прокладки фланца, как указано на рисунке.
Замена уплотнительной манжеты Skoda Oktavia A5
8. Выпрессовать уплотнительную прокладку фланца вместе с импульсным колесом из коленчатого вала попеременным заворачиванием винтов в уплотнительную прокладку фланца.
ВНИМАНИЕ
Уплотнительная прокладка фланца с уплотнительным кольцом из ПТФЭ снабжена опорным кольцом рабочей кромки уплотнения. Это опорное кольцо выполняет функцию сборочной втулки и нельзя его устранить перед тем как приступить к сборке.
После извлечения из упаковки запчастей нельзя отделить или взаимно повернуть уплотнительную прокладку фланца и импульсное колесо.
Импульсное колесо выставляют в положение для сборки, установкой на стопорный штифт монтажного инструмента (Т 10017) или же (Т10134).
На уплотняющей поверхности импульсного колеса к коленчатому валу нанесен слой из эластомера. Этот слой ни в коем случае не должен попасть в контакт с грязью или жиром.
Уплотнительная прокладка фланца и уплотнительное кольцо образуют одну единую деталь и можно их менять только вместе с импульсным колесом.
Монтажный инструмент (Т 10017) или же (Т10134) занимает свое положение для сборки по отношению к коленчатому валу при помощи направляющей цапфы, вводимой в резьбовое отверстие коленчатого вала.
УСТАНОВКА ИМПУЛЬСНОГО КОЛЕСА
УСТАНОВКА УПЛОТНИТЕЛЬНОЙ ПРОКЛАДКИ ФЛАНЦА С ИМПУЛЬСНЫМ КОЛЕСОМ НА МОНТАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Т 10017) ИЛИ ЖЕ (Т10134)
Установка импульсного колеса Skoda Oktavia A5
А - Шестигранная гайка; В - Зажимная поверхность; С - Монтажный колпак; D - Винт с внутренним шестигранником в головке.
Установка импульсного колеса Skoda Oktavia A5
Е - Направляющая цапфа (у инструмента (Т 10134) с черной ручкой - для бензинового двигателя); F - Стопорный штифт; G - Направляющая цапфа (у инструмента (Т10134) с красной ручкой - для дизельного двигателя).
1. Зажать монтажный инструмент (Т 101340 или же (Т 10017) на зажимной поверхности (В) ходового винта в тиски.
Установка импульсного колеса Skoda Oktavia A5
2. Снять предохранительную скобу (А) с новой уплотнительной прокладки фланца (фланец для инструмента (Т 10017)).
Установка импульсного колеса Skoda Oktavia A5
ВНИМАНИЕ
Нельзя, чтобы импульсное колесо извлекалось из уплотнительной прокладки фланца или же в ней повернулось.
3. Положить уплотнительную прокладку фланца передней стороной на чистую ровную поверхность.
Установка импульсного колеса Skoda Oktavia A5
4. Нажать на импульсное колесо (А) (см. стрелки на рисунке) таким образом, чтобы оно прилегло к ровной поверхности.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Верхняя кромка импульсного колеса должна совпадать с передней кромкой уплотнительной прокладки фланца.
Стопорное отверстие (В) на импульсном колесе (С) должно совпадать с отметкой (А) на уплотнительной прокладке фланца (фланец для инструмента (Т 10017)).
Установка импульсного колеса Skoda Oktavia A5
5. Положить уплотнительную прокладку фланца передней стороной на монтажный инструмент (Т 10017) таким образом, чтобы фиксирующий штифт (А) вошел в фиксированное положение в отверстии (В) импульсного колеса
Установка импульсного колеса Skoda Oktavia A5
6. Проследить за тем, чтобы уплотнительная прокладка фланца прилегла плотно к монтажному инструменту.
7. Затягивая винты с накатанной головкой (А), прижать импульсное колесо (В) к поверхности монтажного инструмента таким образом, чтобы стопорный штифт не смог более выскользнуть из отверстия в импульсном колесе.
Установка импульсного колеса Skoda Oktavia A5
УСТАНОВКА СПЕЦИАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА (Т 10017 ИЛИ Т 10134) С УПЛОТНИТЕЛЬНОЙ ПРОКЛАДКОЙ ФЛАНЦА НА ФЛАНЕЦ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
1. Отверните шестигранную гайку (А) на конец ходового винта.
Установка специального инструмента Skoda Oktavia A5
2. Прикрутите монтажный инструмент винтами с внутренним шестигранником в головке (А) к фланцу коленчатого вала до упора.
Установка специального инструмента Skoda Oktavia A5
3. Заверните два винта М6х35 мм (А) примерно 3-мя витками резьбы в блок цилиндров к направляющей уплотнительной прокладки фланца.
4. У инструмента Т 10017:
Сдвинуть рукой монтажный колпак (А) по направлению стрелки на рисунке таким образом, чтобы импульсное колесо (В) прилегло к фланцу коленчатого вала (С). Направляющая цапфа (D) у монтажного инструмента (Т 10017) должна одновременно войти в фиксированное положение в резьбовом отверстии в коленчатом валу. Этим самым импульсное колесо занимает окончательное положение для сборки.
Установка специального инструмента Skoda Oktavia A5
У инструмента Т 10134:
Сдвинуть вручную монтажный колпак (С) по направлению стрелки на рисунке таким образом, чтобы импульсное колесо (В) прилегло к фланцу коленчатого вала (А). Затем установить направляющую цапфу с черным шариком (F) в резьбовое отверстие коленчатого вала до упора. Если направляющая цапфа заколочена правильно, то шарик находится на расстоянии около 10 мм от монтажного колпака (С). Этим самым импульсное колесо занимает окончательное положение для сборки.
Установка специального инструмента Skoda Oktavia A5
НАПРЕССОВЫВАНИЕ ИМПУЛЬСНОГО КОЛЕСА НА ФЛАНЕЦ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ПОМОЩИ МОНТАЖНОГО ИНСТРУМЕНТА
1. Завернуть рукой шестигранную гайку на ходовом винте таким образом, чтобы она дотронулась до монтажного колпака.
2. Затянуть шестигранную гайку монтажного инструмента гаечным ключом с требуемым моментом затяжки. Момент затяжки: 35 Н-м.
Напрессовывание импульсного колеса Skoda Oktavia A5
3. После затяжки шестигранной гайки еще должен иметься незначительный воздушный зазор между блоком цилиндров и уплотнительной прокладкой фланца.
КОНТРОЛЬ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СБОРКИ ИМПУЛЬСНОГО КОЛЕСА НА КОЛЕНЧАТОМ ВАЛУ
1. Отвернуть шестигранную гайку (А) на конец ходового винта.
Контроль положения для сборки импульсного колеса Skoda Oktavia A5
2. Извлеките два винта М6х35 мм (В) из блока цилиндров.
3. Отверните 3 винта с накатанной головкой (С) из уплотнительной прокладки фланца.
4. Извлеките два винта с внутренним шестигранником в головке, снять монтажный инструмент (Т 10017/Т 10134).
ПРИМЕЧАНИЕ:
У уплотнительной прокладки фланца с уплотнительным кольцом из ПТФЭ следует снять опорное кольцо рабочей кромки уплотнения.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Импульсное колесо на коленчатом валу находится в правильном положении для сборки в том случае, если между фланцем коленчатого вала (А) и импульсным колесом (В) есть зазор: а = 0,5 мм.
Контроль положения для сборки импульсного колеса Skoda Oktavia A5
6. Положить стальную линейку на фланец коленчатого вала.
7. Измерить щупом расстояние между стальной линейкой и импульсным колесом.
Контроль положения для сборки импульсного колеса Skoda Oktavia A5
8. Если измеренное расстояние меньше, чем 5 мм, необходимо допрессовать колесо датчика.
9. Завернуть новые крепежные винты уплотнительной прокладки фланца попеременно накрест. Момент затяжки: 12 Н-м.
10. Установить датчик частоты вращения коленчатого вала двигателя, как указано на рисунке. Момент затяжки: 5 Н-м.
Контроль положения для сборки импульсного колеса Skoda Oktavia A5
11. Установить масляный поддон.
12. Установить промежуточный лист.
13. Установить маховики, соответственно, ведомый диск с новыми винтами.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ЗАПРЕССОВКА ИМПУЛЬСНОГО КОЛЕСА
1. Закрепить монтажный инструмент (Т 10017 или Т 10134) винтами с внутренним шестигранником в головке (А) к фланцу коленчатого вала до упора.
Запрессовка импульсного колеса Skoda Oktavia A5
2. Завернуть во фланец три винта с накатанной головкой (А).
3. Затем установить направляющую цапфу с черным шариком (Е) в резьбовое отверстие в коленчатом валу до упора. Если направляющая цапфа заколочена правильно, то шарик находится на расстоянии около 10 мм от монтажного колпака (В).
4. Затянуть шестигранную гайку монтажного инструмента динамометрическим ключом требуемым моментом затяжки. Момент затяжки: 40 Нм.
Запрессовка импульсного колеса Skoda Oktavia A5
5. Проверить положение импульсного колеса относительно коленчатого вала.
6. В том случае, если размер «а» менее требуемого, необходимо затянуть шестигранную гайку монтажного инструмента с приложением момента 45 Н-м.
7. Проверить положение импульсного колеса относительно коленчатого вала.
ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА
Шатунно-поршневая группа Skoda Oktavia A5
1. Поршень; 2. Поршневой палец; 3. Стопорное кольцо; 4. Шатун; 5. Вкладыш подшипника; 6. Блок цилиндров; 7. Крышка шатуна; 8. Шатунный болт (М7х0,75:20 Н-м + повернуть дополнительно на 90° (1/4 оборота), М8х1: 30 Н-м + повернуть дополнительно на 90° (1/4 оборота)); 9. Маслосъемное кольцо; 10. Компрессионное кольцо.
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Проверка теплового зазора
Установить кольцо сверху перпендикулярно к стенке цилиндра вплотную к нижней части расточки в цилиндре, на расстояние приблизительно 15 мм от нижнего края цилиндра, как указано на рисунке.
Проверка технического состояния Skoda Oktavia A5
Поршневое кольцо, мм Новое, мм Предел износа, мм
Компрессионное кольцо №1 0.20-0.50 1.0
Компрессионное кольцо №2 0.40-0.60 1.0
Маслосъемное кольцо 0.20-1.10 -
Проверка зазора поршневого кольца по высоте
ПРИМЕЧАНИЕ:
Перед началом проверки, очистить канавку для поршневого кольца.
Установить кольцо в канавку в поршне, как указано на рисунке и, используя щуп, произвести замер.
Проверка технического состояния Skoda Oktavia A5
Поршневое кольцо Новое, мм Предел износа, мм
Компрессионное кольцо №1 0.04-0.08 0.15
Компрессионное кольцо №2 0.02-0.08 0.15
Маслосъемное кольцо Не поддается измерению -
Проверка поршня
Используя микрометр, произвести измерение диаметра поршня. Измерять необходимо на расстоянии 10 мм от нижнего края, перпендикулярно коси поршневого пальца, как указано на рисунке. Максимально допустимое отклонение от номинального размера: 0,04 мм.
Проверка поршня Skoda Oktavia A5
Проверка внутреннего диаметра цилиндров
Используя нутромер, измерить внутренний диаметр каждого цилиндра, в плоскостях и на расстояниях указанных на рисунке. Максимально допустимое отклонение внутреннего диаметра от номинального размера (см. раздел 1 Технические характеристики) не должно превышать 0.08 мм.
Проверка внутреннего диаметра цилиндров Skoda Oktavia A5