Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Учебник по вождению автомобиля  /  Глава 3. Вождение в условиях города » Подраздел 3.4 Основные принципы движения в потоке

3.4 Основные принципы движения в потоке

Настала пора поговорить о движении в потоке.

Необходимо принимать во внимание, что дорожная среда (т. е. общие принципы движения, менталитет водителей, различные негласные правила) сформировалась задолго до того, как отдельно взятый автомобилист получил права и сел за руль. Например, если выехать в какой-нибудь маленький городок, то, как правило, скорость движения там небольшая — народ движется неспешно, размеренно, обычно сгрудившись в одном ряду. В больших же городах скорость движения совсем другая — здесь все спешат и торопятся, на дорогах в одну сторону движутся сразу несколько потоков. Именно поэтому, чтобы научиться (можно называть это разными словами) вливаться в поток движения и чувствовать этот поток, лучшее, что может сделать водитель, — это двигаться со скоростью потока. Чаще всего именно поток сам подскажет выход из многих дорожных ситуаций. Для начала просто копируйте поток — именно поток, а не отдельный автомобиль.

Движение машин на дорогах
Рисунок 3.31 Движение машин на дорогах должно напоминать движение стаи птиц или косяка рыб — они движутся в одном направлении, не сталкиваясь друг с другом. Это позволит водителям быть прогнозируемыми, а значит безопасными для себя и окружающих.

Представьте себе стаю птиц или косяк рыб (часто подобное показывают в передачах про природу) — они движутся в одном направлении, не сталкиваясь друг с другом (рис. 3.31). Такое ощущение, что происходит некое целенаправленное руководство каждой отдельно взятой единицей. Тоже самое происходит и на дороге — есть общие принципы поведения, которые имеет смысл соблюдать. Только при таком условии мы с вами сможем быть прогнозируемыми, а значит безопасными, водителями как для себя самих, так и для окружающих.

Пожалуй, самое главное, о чем стоит сказать в данном разделе, — это то, что мы, как водители, должны целиком и полностью сконцентрироваться на решении задач, связанных с контролем дорожной ситуации вокруг автомобиля. То есть на данном этапе мы уже подразумеваем, что находимся на достаточно высоком уровне управления автомобилем — все операции совершаются бездумно и рефлекторно. В какой-то степени мы уже вышли из той стадии, когда инструктор подавал команды к действию, а нам лишь оставалось беспрекословно и не раздумывая их выполнять

Итак, на каких же базовых принципах строится безопасное вождение на дороге?

Очевидно, что цель каждого водителя заключается в том, чтобы благополучно добраться на автомобиле из точки А в точку В, при этом не подвергая излишней опасности себя и окружающих. Очень часто приходится слышать фразу, особенно от начинающих водителей: «Я еду, никого не трогаю, но не ты, так тебя кто-нибудь обязательно! Вокруг одни придурки!..» На самом деле такой взгляд изначально неверен. Если человек считает себя таким «белым и пушистым», а всех окружающих — идиотами, то в той или иной степени он снимает с себя ответственность за происходящее, перекладывая эту ответственность на окружающих водителей. Утверждение «не ты, так тебя» — мало того, что неправильное, но еще и очень вредное. Нужно категорически избегать подобного настроя, а еще лучше — настраиваться на позитив. Если мы посмотрим на дорожный поток, то увидим, что 90~95 % водителей — это вполне адекватные и законопослушные граждане, которые едут с таким расчетом, чтобы сохранить в целости и сохранности себя и свой автомобиль, а если с ними что-то чрезвычайное и происходит, то, как правило, по неопытности или недосмотру. Конечно, встречаются и безрассудные, неадекватные водители (не секрет, что бывают и такие), по вине которых часто случаются различные дорожно-транспортные происшествия. Но, на самом деле, таких водителей не так много — до 5% общего потока (а то и меньше). Разумеется, что если бы таких водителей было подавляющее большинство, то на дорогах царил бы самый настоящий хаос, и ездить было бы действительно невозможно.

В связи с этим первый постулат, на котором можно базироваться, заключается в том, что окружающие вас водители, равно как и вы, хотят сохранить свой автомобиль. Поэтому, даже если вы и совершаете какие-то неточности или не совсем правильные действия, то окружающие всегда подстрахуют вас (или, по крайней мере, подкорректируют свои действия, исходя из ваших ошибок). Разумеется, вовсе не значит, что этим можно и нужно пользоваться постоянно. Просто нужно понимать, что всё, что будет происходить, в первую очередь зависит от вас самих.

Совет
Люди, которые способны заметить чужие ошибки, подкорректировать собственные действия и видят всю ситуацию в целом похожи на дирижера, который слышит как весь оркестр, так и каждого музыканта в отдельности. Таким образом, эти люди в курсе всего, что происходит вокруг, в отличие от начинающих водителей, которые «узкоспециализированы», как музыкант, играющий самостоятельно и отдельно от всех. Старайтесь мыслить не с позиции отдельно взятого музыканта, а с позиции дирижера, который способен регулировать всю большую систему (то есть окружающую дорожную обстановку). Это основной залог безопасности дорожного движения.
Интересный факт
Очень часто тем, что окружающие водители сглаживают многие возникающие в процессе движения ошибки, пользуются недостаточно опытные владельцы достаточно дорогих машин. Дело в том, что окружающие водители, как правило, стараются держаться на почтительном расстоянии от дорогих машин, трактуя их для себя как повышенную опасность— никому не хочется ввязываться в какие—то возможные неприятности, связанные с непосильными финансовыми тяжбами. При этом у водителей, чью машину тщательно обходят стороной, создается иллюзия, что они на самом деле очень замечательно водят машину. Обычно достаточно встретиться двум таким водителям с иллюзиями, как буквально на ровном месте происходит ДТП. Как правило, это какие-то не очень серьезные столкновения, но иной раз просто диву даешься — как вас вообще угораздило съехаться в этом месте...

Как правило, поначалу кажется, что вариантов развития событий на дороге бесконечное множество, поэтому запомнить все эти варианты, естественно, невозможно. Однако, если поездить на машине какое-то время и понаблюдать (как раз для этого и нужен так называемый «накат» — 20—30 часов езды по городу в дорожном потоке), то вы увидите, что все ситуации повторяются. Они могут исполняться разными людьми, автомобилями разного цвета и марки и на разных перекрестках. Но, если систематизировать все эти ситуации, то их наберется не больше двух десятков. Поэтому, постепенно знакомясь с различными ситуациями, в дальнейшем, как правило, видя начало развития каких-либо событий, водитель начинает понимать, что последует далее за ними. А раз так, то водитель может понять для себя, будет ли ситуация развиваться далее по опасному для него сценарию, либо всё достаточно спокойно и размеренно. Именно поэтому имеет смысл выработать для себя определенный подход: разделить все ситуации на «зеленые», «желтые» и «красные».

Если вы едете и понимаете, что ситуация, которая затевается на дороге, для вас является «красной», то есть всё очень серьезно и опасно, то туда просто не нужно ехать! Сбросьте газ и подождите, пока эта ситуация разрешится сама собой.

Если вы видите, что ситуация «желтая», то есть не предвещает прямой опасности, но заставляет включить всё внимание и быть готовым к неожиданностям, то стоит подумать, нужно ли ехать в самую гущу событий. То есть всё зависит от настроения и вашего конкретного состояния в данную минуту.

«Зеленая» ситуация, которая не предвещает никакой опасности, позволяет вам продолжать движение в совершенной уверенности в том, что можно спокойно проехать.

Совет
Важный момент заключается в том, что большинство всех дорожных ситуаций разрешаются сами по себе. Достаточно выждать буквально несколько секунд (даже мгновений) и просто сбавить скорость в определенной ситуации и не доводить до критического сближения, которое потребует от вас большей сноровки, больших навыков и большего внимания. Поэтому иной раз важно просто подождать и не спешить. Начинающему водителю очень сложно оставаться неспешным, размеренным, спокойным — хочется побыстрее завершить маневр. Если вы чувствуете, что не успеваете воспринимать поступающее количество информации — это сигнал о том, что нужно двигаться медленнее. Правила дорожного движения гласят, что в случае возникновения опасности, водитель обязан снизить скорость до безопасной, вплоть до полной остановки. Не спешите, и всё будет хорошо!

В фильмах про войну вы могли видеть какую-либо обороняющуюся армию, которая в поле роет окопы, ставит пулеметы и т. п. Представьте себе, что такая армия вырыла одну линию окопа в поле и посадила туда солдат, которым нужно обороняться. Как вы думаете, легко ли прорвать такую линию обороны? Думаю, что не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, что это совершенно ненадежная оборона. А теперь представьте, что армия создала несколько линий обороны: первый ряд окопов, второй, третий; оборудованные пулеметные гнезда, пушки и так далее и тому подобное. Прорваться через такую оборону будет очень и очень сложно.

Каким образом это относится к нам, к водителям?

Одним из самых важных, на мой взгляд, принципов движения в потоке является принцип недопущения опасного сближения. Если мы ставим перед собой задачу ни в кого и ни во что не въехать, то, в принципе, допускаем мысль, что мы можем, в общем-то, достаточно близко к этому кому-то или чему-то приблизиться и даже двигаться на каком-то опасно близком расстоянии. В случае когда такое расстояние будет минимальным, малейшая неточность с нашей стороны или не до конца понятные действия со стороны другого водителя могут привести к тому, что произойдет то самое касание. Соответственно, чем большее расстояние будет между нашим автомобилем и потенциально опасным объектом, тем больше времени будет для того, чтобы не допустить того самого опасного накала ситуации, когда для предотвращения ДТП от нас потребуется приложения максимального внимания, навыков и умений. Таким образом, мысль о недопущении касания автомобилей и других объектов и является той самой ненадежной линией обороны (рис. 3.32a), а недопущение опасного сближения — это именно то, что позволит вам своевременно заметить опасность, сгруппировать силы, сосредоточиться и избежать столкновения (рис. 3.32b).

Недопущение касаний автомобиля
Рисунок 3.32 Мысль о недопущении касания автомобилей и других объектов подобна построению ненадежной единственной линии окопа при ведении боевых действий, а недопущение опасного сближения — это своеобразное создание нескольких линий обороны, которые позволят своевременно заметить опасность, сгруппировать силы, сосредоточиться и избежать столкновения
Обратите особое внимание
Что же вообще такое «опасное сближение»? Если автомобиль паркуется и проезжает в 30~40 сантиметрах от соседнего автомобиля, то это не является опасным сближением. Опасное сближение подразумевает под собой не столько расстояние, сколько скорость этого самого сближения, то есть сближение является опасным, когда мы слишком быстро приближаемся к чему-то (рис. 3.33). Один мой знакомый инструктор так определяет опасное сближение: «Если я еду и понимаю, что если что-то сейчас произойдет, то я смогу отреагировать, значит я еду с правильной скоростью. Если же в случае чего я не успею ничего сделать, значит я еду слишком быстро». Так вот, опасное сближение — это та ситуация, когда мы вынуждены действовать нестандартно быстро для себя.
Опасное сближение автомобилей
Рисунок 3.33 Опасное сближение подразумевает под собой не столько расстояние, сколько скорость этого самого сближения.
Обратите особое внимание
Представьте себе, что вы движетесь по дороге, и вдруг автомобиль, движущийся впереди, начинает достаточно интенсивно тормозить. Большинство опытных водителей реагируют не на стоп-сигналы, а на сокращение дистанции между автомобилями — чем быстрее она сокращается, тем быстрее и сильнее нога жмет на педаль тормоза (рис. 3.34). Очень распространенной ошибкой является то, что люди ждут, когда загорятся стоп-сигналы, или вообще их не замечают.
Стоп сигналы
Рисунок 3.34 Большинство опытных водителей реагируют не на стоп-сигналы, а на сокращение дистанции между автомобилями. ошибкой является то, что люди ждут, когда загорятся стоп-сигналы, или вообще их не замечают.

ДТП происходят ежедневно, особенно это заметно, если вы помногу ездите в больших городах с интенсивным движением. Но ведь в любом случае это небольшой процент из общего количества водителей, которые всё-таки добрались до нужного им места назначения, и, если не отъезжать далеко от своей улицы, то можно прожить несколько месяцев и даже лет и так ни разу и не увидеть ни одного ДТП. Что же нужно для того, чтобы защитить себя на дороге? Сейчас существует очень большое количество рекламы, которая сообщает нам, что есть замечательные программы страхования, позволяющие застраховаться абсолютно от всего. Страховые компании обещают защитить нас от всех случаев жизни. На самом деле, естественно, речь идет только о финансовой стороне дела, и, действительно, в этом есть глубокий смысл. Но ведь мы управляем автомобилем не по радио, сидя в теплом уютном офисе, а находимся непосредственно внутри «консервной банки». Поэтому, если вдруг что-то произойдет, то вполне может так случиться, что предъявлять какие-либо претензии будет уже попросту некому. Именно поэтому, следуя принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», нужно всячески повышать свои навыки управления автомобилем и видения дорожной ситуации вокруг него. Если вы всё своё внимание сосредоточите на действиях окружающих водителей и будете понимать, что происходит, тогда вы будете видеть перед собой открытую книгу и сможете решать любую ситуацию в лучшую для себя сторону.

Старайтесь видеть больше, мыслить глобальнее, думать о большем количестве автомобилей — не только о движущемся перед вами, но и об окружающих вас со всех сторон. Повышая свою способность видеть ситуацию комплексно, вы защитите себя от всяческих ситуаций, не доводя дело до разбирательств с дорожными инспекторами и страховыми агентами.

Совет
Однажды я ехал по городу с ученицей, которая уже находилась на этапе обучения между бессознательным выполнением команд инструктора и самостоятельным вождением. В один момент я сказал ей: «Смотри-смотри, сейчас вон сделает чтото такое...» А она мне задает такой вопрос: «Что, еще и о них думать?!» На самом деле вопрос довольно частый и ответ на него один — только о них и думать! Всё, что делает водитель за рулем — это чисто автоматические действия, не требующие обдумывания. А вот всё то, что будут или не будут делать окружающие водители - это как раз серьезный предмет для размышлений, поскольку в этом состоит залог вашей безопасности.

Очень часто причиной возникновения ДТП является то, что человек рассчитал, что кто-то сделает нечто, а он этим воспользуется. Например, человек включил правый поворот и начал уходить вправо, а едущий позади него водитель рассчитал, что сейчас он уедет с пути и поэтому можно ехать, не сбрасывая скорости (рис. 3.35а).

Причины ДТП
Рисунок 3.35 Часто причиной возникновения ДТП является то, что водитель рассчитывал на определенные действия другого водителя, а в итоге ситуация неожиданно изменилась. Например, человек увидел, что едущий впереди водитель включил правый поворот, и решил, что тот сейчас уйдет с его пути, а потому можно ехать, не снижая скорости. Но тут поворачивающему направо водителю помешал завершить маневр появившийся на дороге пешеход, и он резко затормозил. Водитель, ехавший за ним, тоже вынужден резко жать на тормоза. Ситуация осложняется еще и тем, что водитель третьего автомобиля, который ехал позади всех и также не ожидал ничего подобного, догоняет второго.

И в этот момент человек, который поворачивает направо, вдруг резко тормозит — перед ним на дорогу шагнул пешеход, которому он обязан уступить дорогу. Поскольку в планы заднего водителя такой исход не входил, ему останется два варианта — либо отскочить в сторону, рискуя зацепить движущихся по соседней полосе, либо просто ударить по тормозам (как правило, происходит именно это). Хорошо, если место и качество дорожного покрытия позволят ему затормозить вовремя. Если же нет — произойдет столкновение. Более того, водитель третьего автомобиля, который ехал позади всех и также не ожидал ничего подобного, догоняет второго (рис. 3.35b) и ситуация получает своё дальнейшее развитие...

В свою очередь, если вы хотите безопасно доехать до нужного места, то должны понимать, что все ваши действия также должны быть предсказуемыми для окружающих водителей. Другими словами, вы должны быть прогнозируемыми и понятными. То есть, если вы не позволяете себе совершать каких-либо неожиданных действий для окружающих, то, как правило, находитесь в большей безопасности.

Обратите особое внимание
Иногда приходится совершать неожиданные действия не по собственной воле. Очень часто бывает, что человек недосмотрел и ошибся в прогнозе того, что будет дальше. Зачастую начинающие водители рассуждают так: «Если я никого не вижу, значит там никого нет» (рис. 3.36а). Это неправильный подход, поскольку нужно ВИДЕТЬ, что там нет никакой опасности. Если вы видите, что «коридор», по которому вам предстоит ехать, гарантированно пустой и вы просматриваете дорогу на перспективу трех-пяти секунд при существующей скорости движения, то вы можете в него ехать. Если же вы только РАССЧИТЫВАЕТЕ, что этот «коридор» расчистится и можно будет проехать, то это большая ошибка (рис. 3.36b).
Коридор по которому вы едите
Рисунок 3.36 Для того чтобы безопасно продолжать движение, вы должны убедиться, что «коридор», по которому будете ехать, гарантированно свободен на перспективу трех-пяти секунд. если же вы начинаете движение, лишь рассчитывая на то, что этот коридор расчистится, то это большая ошибка.

Как вы, наверное, уже поняли, неожиданные действия с вашей стороны — это именно то, что не укладывается в прогноз окружающих. Конечно же, если мы с вами будем пытаться действовать так, чтобы не вызывать неожиданностей для других участников дорожного движения, то связанные с этим размышления могут занимать слишком много времени, а значит это сильно замедлит ваши действия. Как же быть? Всё очень просто: вам нужно лишь научиться делать пробные шаги. Например, вам нужно перестроиться из ряда в ряд, скажем, из левого в правый. Как только у вас возникла идея о перестроении, первым делом нужно включить соответствующий поворот (для нашего примера — правый). После этого вы начинаете смотреть в правое зеркало заднего вида, чтобы убедиться в том, что правая полоса, в которую вы целитесь, свободна. Чтобы окончательно убедиться в том, что справа вас никто не обгоняет, вы, помня о боковой мертвой зоне (движущийся совсем рядом автомобиль может быть не виден в зеркало заднего вида), на мгновение поворачиваете го- лову направо и смотрите, нет ли кого-либо непосредственно рядом с вашим автомобилем. Пока вы проделываете все эти действия, как правило, проходит 3~5 секунд. Поскольку всё это время ваши указатели поворотов мигали, то, даже если вы кого-то не заметили, то наверняка этот кто-то заметил вас. Следующий очень важный шаг: вы делаете пробное перестроение, то есть чуть-чуть качаете руль вправо, при этом слушая и наблюдая за реакцией окружающих (рис. 3.37). Вы как бы сообщаете всем: «Ребята, я собираюсь поворачивать! Будьте внимательны и готовы к этому!». А окружающие при этом както реагируют на ваши действия. Это как в теннисе — вы делаете подачу, вам отвечают, вы отбиваете, вам отбивают в ответ. Если после пары-тройки подобных пробных движений вам никто не «бибикает» и в реакции окружающих нет ничего необычного, то вы спокойно можете совершить основное движение рулем и завершить маневр.

Пробные шаги начинающего водителя
Рисунок 3.37 Начинающему водителю нужно научиться делать пробные шаги. Например, если нужно перестроиться из ряда в ряд, скажем, из левого в правый, то первым делом нужно включить соответствующий поворот. После этого нужно посмотреть в правое зеркало заднего вида, чтобы убедиться, что правая полоса свободна. затем, помня о боковой мертвой зоне, на мгновение следует повернуть голову направо и посмотреть, нет ли какого-либо автомобиля в непосредственной близости. поскольку всё это время указатели поворотов мигали, то это наверняка не осталось незамеченным для других участников движения. Следующим шагом должно стать пробное перестроение, при котором водитель прислушивается и наблюдает за реакцией окружающих.

Пробные шаги позволят вам лучше контролировать ситуацию. Очень часто приходится наблюдать, как человек, включив указатель поворотов, просто досчитывает до трех и поворачивает, не глядя, — такая «русская рулетка»: повезет — не повезет. Очевидно, что если вашей целью является сохранить здоровье, автомобиль и деньги, то поступать подобным образом не стоит.

Обратите особое внимание

Нужно четко понимать, что на всякие действия любого водителя есть конкретная причина. Особенно это касается ситуаций на пешеходных переходах. Так, если в соседней с вами полосе кто-то тормозит, то вы не имеете права просто проехать лишь по причине очень высокой вероятности того, что соседний автомобиль просто пропускает пешехода, который в следующий момент, скорее всего, неожиданно возникнет перед вашим автомобилем (рис. 3.38). Историй по этому поводу просто невероятное количество. Совсем недавно я сам стал участником подобной ситуации. Я ехал с утра на машине и на пешеходном переходе увидел стоящую на обочине молодую маму, которая держала ребенка за руку и собиралась переходить через дорогу. Естественно, я начал снижать скорость, чтобы пропустить их. Нужно заметить, что дело было на дороге, имеющей по одной полосе для движения в каждом направлении. Мама с ребенком начала переходить дорогу, и тут, в зеркале заднего вида я увидел, что следующая за мной машина пытается объехать меня левее, не сбрасывая скорость. Чисто рефлекторно (скорее всего, это взялось «не вчера и не сегодня») я начал брать левее, как бы прикрывая пешеходный переход и не давая себя обогнать. В результате, пешеходы спокойно перешли дорогу, но нужно было видеть лицо девицы за рулем автомобиля, которая промчалась-таки мимо меня с правой стороны — она смотрела на меня так, словно я последняя сволочь и не даю ей нормально ездить.

Огромное количество видеороликов с автомобильных регистраторов, отображающих аналогичные ситуации, размещено в интернете: очень часто водители вынуждены своим автомобилем прикрывать пешеходов от пролетающих мимо машин. Конечно, честь и хвала таким водителям! Но подождите, а как же остальные? Неужели они вообще ни о чем не думают? Вы не представляете себе, скольких пешеходов давят таким образом прямо на пешеходных переходах (не говоря уже о переходах в неположенных местах).

Именно по этой причине запомните раз и навсегда: ЕСЛИ ВЫ ЧЕГО-ТО НЕ ВИДИТЕ ЗА СТОЯЩИМИ НА ДОРОГЕ ОБЪЕКТАМИ (АВТОМОБИЛЯМИ, ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКОЙ, РЕМОНТНЫМИ ОГРАЖДЕНИЯМИ И Т. П.), НЕ НУЖНО РАССЧИТЫВАТЬ НА ТО, ЧТО ТАМ НИКОГО НЕТ! В самый неподходящий момент оттуда кто-то или что-то выбежит, выпрыгнет, выкатится или вылетит, вследствие чего вам придется действовать молниеносно, а коль устойчивого навыка у вас еще нет (об экстремальном вождении мы вообще пока не говорим), то, скорее всего, ситуация будет развиваться не по самому лучшему сценарию. Действуйте лишь тогда, когда вы четко уверены в полном отсутствии неожиданностей, а это возможно лишь в том случае, когда вы обозреваете всю проезжую часть целиком. Даже если вам придется оценивать обстановку дольше, чем хотелось бы (а значит скорость движения соответствующим образом снизится) — в любом случае, это лучше, чем ехать быстро, но вслепую.

Торможение по встречной полосе
Рисунок 3.38 Если в соседней с вами полосе кто-то тормозит, то вы не имеете права просто проехать лишь по причине высокой вероятности того, что соседний автомобиль просто пропускает пешехода.

Двигаясь в потоке, нужно постоянно взаимодействовать с окружающими водителями, отслеживая их реакции и действия. Только в этом случае вы сможете быть частью этого потока, а не выбиваться из него.

Очень часто можно наблюдать учебные автомобили, движущиеся в правом ряду со скоростью, в лучшем случае, 30 км/ч. При этом инструктор даёт наставления ученику: «Вливайся в поток! Нужно этому учиться!» Как я уже говорил, движение автомобильного потока напоминает стайку птиц или косяк рыб — все движутся в одном направлении и приблизительно с одной скоростью, при этом не сталкиваясь и не мешая друг другу. И, как бы странно это ни звучало, главным при движении в потоке, является не ваша скорость движения, а то, с какой скоростью относительно вас движутся соседи. Другими словами, если вы движетесь со скоростью 40 км/ч, а мимо пролетает поток со скоростью 60~80 км/ч, то подумайте, как вы сможете объехать, например, припаркованный справа у обочины автомобиль, если ваша скорость практически в два раза ниже, чем у «пушечных ядер», проносящихся по соседней полосе.

Как я уже говорил, лучшее, что вообще может сделать водитель - держаться со скоростью потока. Если поток движется со скоростью 52 км/ч, нужно ехать 52 км/ч; если 75 км/ч, то 75 км/ч.

Да, действительно, при скорости, скажем, 60 км/ч земля будет перемещаться относительно вас достаточно быстро, и на самом деле нужны определенные навыки, которые позволят вам своевременно реагировать на те или иные препятствия. Но подразумевается, что вы всё это уже умеете делать, поскольку активная работа на «змейке», а также начальная езда по городу «по команде» уже позволили вам достаточно отточить реакцию и адаптироваться, то есть ваш физический потенциал вполне позволяет вам держаться со скоростью потока. А двигаясь именно со скоростью потока, вы заметите, что окружающие вас автомобили движутся совсем не быстро, а возможно, и вообще «стоят». Следовательно, различные маневры (перестроение, обгон и т. п.) значительно упрощаются и становятся более прогнозируемыми.

К слову сказать...
Если ваша скорость движения сильно выбивается из потока, хоть в большую, хоть в меньшую сторону, это значительно повышает опасность. Когда вы движетесь быстрее потока, вам приходится гораздо чаще совершать обгоны и опережения, а значит, чаще рисковать. Когда же ваша скорость явно ниже, чем скорость потока, то окружающим приходится часто обгонять или опережать вас, что также не несет в себе ничего хорошего. Иногда приходится наблюдать, как в левой полосе движется автомобиль со скоростью 40 км/ч — водителю так комфортно. О чем это говорит? А о том, что этот водитель находится в гордом одиночестве и окружающих для него не существует. Как в той шутке, что «девушка за рулем, как звезда: её все видят, а она — никого».

Выше мы уже говорили о том, что наблюдение за действиями окружающих водителей — это залог вашей безопасности. Конечно, при движении в плотном городском потоке вас может окружать не один десяток автомобилей. Естественно, уследить за ними всеми просто невозможно. Однако, если вы движетесь со скоростью потока, то всё, что не выпадает из общего направления, не должно вызывать какого-то повышенного внимания (достаточно контролировать «краем глаза»). А как раз всё то, что выбивается из основного потока (то есть действует как-то нестандартно) — это и есть потенциальная опасность или угроза (рис. 3.39).

Движение со скоростного потока
Рисунок 3.39 При движении со скоростью потока всё, что не выпадает из общего направления, не должно вызывать какого-то повышенного внимания. А как раз всё, что действует как-то нестандартно, — и есть потенциальная опасность или угроза.

Если даже рядом с вами движутся десять или сто машин, вам это, по большому счету, безразлично, поскольку вас интересуют три-четыре машины впереди, по одной машине справа и слева, и та, которая движется сзади. То есть, в общей сложности, это до семи автомобилей.

Если передние четыре машины движутся более-менее равномерно, то и внимания особого туда не нужно — держитесь безопасной дистанции, и всё будет замечательно. Если же вы вдруг увидите, что первая из четырех передних машин начинает тормозить, то не нужно дожи- даться, когда тормозить начнет тот, кто едет непосредственно перед вами, — начинайте снижать скорость сразу, в этом случае шансов замедлиться и вовремя остановиться у вас будет гораздо больше.

Совет
Если скорости движения в соседних полосах примерно равны, то при перестроении в соседний ряд всё, что вам нужно, — это просто немного добавить газа, «убегая» от движущихся позади, и спокойно перестроиться. Если же, например, левая полоса движется быстрее, чем ваша, а вам нужно туда перестроиться, то ничего страшного тоже нет — пропустите тех, кто уже догоняет или поравнялся с вами, потом разгонитесь на своей полосе, набрав скорость движения левой полосы, после чего спокойно вклиньтесь в левый ряд. Очень частая ошибка заключается в том, что водитель автомобиля, движущегося со скоростью 40 км/ч, включает левый поворот и выкатывается в соседний ряд, где движутся со скоростью 80 км/ч. И только потом начинает набирать скорость. Конечно же, это совершенно неразумно. Разгоняясь до нужной скорости в своей полосе и лишь затем перестраиваясь, вы не создадите никаких помех для окружающих и никакой опасности для себя. При вливании в поток ваши действия не должны вызывать изменения скорости движения потока. Если вы всё делаете правильно, то вы вливаетесь в поток. Если же ваши действия неверны, то вы не вливаетесь, а вламываетесь самым наглым образом.

Очень часто при движении в потоке можно наблюдать картину, когда водитель того или иного автомобиля специально приподнимает своё кресло таким образом, чтобы видеть свой капот — считается, что так можно лучше контролировать расстояние между своим и движущимся спереди автомобилем. На самом деле это совершенно глупое занятие, поскольку, например, при движении со скоростью 60 км/ч автомобиль за секунду проходит более 16 метров, то есть, как минимум, нужно смотреть на эти самые 16 метров вперед. А еще лучше, если у вас существует план действий как минимум на ближайшие 3~5 секунд (в идеале, до 10 секунд) — в этом случае, скорее всего, неожиданностей для вас не будет. Как же узнать, куда именно нужно смотреть, чтобы у вас в запасе было необходимое количество времени? На самом деле всё достаточно просто. Вы можете приметить какую-то заметную точку на определенном расстоянии впереди (например, рекламный билборд) и посчитать количество секунд, за которое вы до этой точки доедете. Если вы достигли намеченной точки за десять секунд, то расстояние, на котором находилась эта точка в начале счета, как раз соответствует той дальности взгляда, которая должна быть при данной скорости движения. Когда вы будете смотреть вдаль именно туда, куда нужно, у вас автоматически задействуется периферийное зрение, а значит вы будете видеть не только перед собой, но и справа, и слева от дороги (рис. 3.40). Если же смотреть просто перед собой, то никакого периферийного зрения не будет, то есть, например, вовремя заметить подходящего к дороге пешехода уже не получится.

Глядя на достаточно большое расстояние вперед, вы вовремя заметите светофор. Естественно, если вдали уже достаточно долго горит зеленый, то, пока автомобиль доедет до светофора, там уже будет красный, а значит, имеет смысл сбавить скорость и ехать медленнее. Не пытайтесь успеть где-то проехать побыстрее, так сказать «проскочить». Вообще, «проскочить» — дурное слово, которое никак не увязывается с адекватным и прогнозируемым вождением. Всегда нужно стараться сохранять какие-то «отходные пути» — нельзя «сжигать за собой мосты» и «либо пан, либо пропал». На дороге такого быть не может, всегда должно быть в наличии запасное действие.

Переферийное зрение
Рисунок 3.40 Когда вы будете смотреть вдаль именно туда, куда нужно, у вас автоматически задействуется периферийное зрение, а значит вы будете видеть не только перед собой, но и справа, и слева от дороги.
Обратите особое внимание
Очень серьезный навык не искать опасностей там, где их нет, а реально видеть их там, где они есть. Как этого добиться? Научитесь правильно вести свой взгляд. Многие инструкторы рекомендуют смотреть по центру дороги на 100-150 метров вперед, и я разделяю это мнение, поскольку, таким образом, в запасе у водителя будет около десяти секунд времени для планирования собственных действий. Но тут стоит немного пояснить, как именно нужно смотреть. Дело в том, что взгляды должны быть быстрыми и короткими — большое количество внимательных и «острых», как иголочки, взглядов, направленных вперед (для генерального направления), влево, снова вперед, вправо, в боковые зеркала заднего вида, в центральное зеркало, снова вперед и т. д. Самый главный секрет такого обзора заключается в том, чтобы долго не фиксировать взгляд на чем-то одном, а постоянно перемещать его из одной точки в другую. Это как будто нафотографировать большое количество картинок, а потом, спокойно сидя за столом, перелистывать их и пытаться увидеть всю картину. То есть, «сфотографировав» изображение в зеркале заднего вида, нужно снова перевести взгляд вперед, чтобы контролировать главное направление и при этом начать вспоминать, что же было в зеркале. Если вспомнить не получается — «сфотографировать» еще раз, взглянув туда же, и снова перевести взгляд на дорогу. Подобный способ обзора, к тому же, весьма полезен при перестроении вправо или влево. Глядя в зеркала по несколько раз, вы сможете сделать вывод, с какой скоростью движется автомобиль по соседней полосе. Если он догоняет вас, то все «сфотографированные» взглядом картинки в зеркале будут разными. Если же машина движется с той же скоростью, что и вы, то все картинки будут одинаковыми.

Еще один важный момент, о котором стоит упомянуть: куда именно нужно смотреть, когда вы бросаете взгляд на ту или иную машину. Очень часто и пешеходы, и водители смотрят именно на автомобиль, вследствие чего они просто не способны прогнозировать, что же будет дальше. Гораздо выгоднее смотреть в лицо водителю — пусть вы не будете видеть цвета его глаз, а выражение лица будет размыто, но по крайней мере вы хотя бы будете в курсе того, в какую сторону повернута голова водителя. А значит уже можно будет предполагать, видит он вообще вас в этот момент или нет. Например, вы едете по главной дороге, а справа выезжает машина, которая хочет влиться в поток, движущийся в ту же сторону, но при этом водитель смотрит не на вас, а совсем в другую сторону. Задайте себе вопрос: можно ли продолжать движение, надеясь, что этот водитель уступит вам дорогу? Очевидно, что нет. Поэтому нужно как минимум сбросить газ и занести правую ногу над педалью тормоза, чтобы проехать опасный участок. И лишь убедившись в том, что вам гарантировано уступили дорогу, можно снова нажать на газ и ехать дальше в прежнем темпе.

Взгляд на другую машину
Рисунок 3.41 При взгляде на ту или иную машину гораздо выгоднее смотреть в лицо водителю — вы будете видеть, в какую сторону повернута голова водителя, а значит уже можно будет предполагать, видит он вообще вас в этот момент или нет

Или другой пример: вы едете по городу, а справа стоит автобус или троллейбус. Очень часто их водители, еще загружая пассажиров уже включают левый поворот. А вы знаете, что согласно правилам дорожного движения обязаны уступить дорогу общественному транспорту, стартующему из остановочного кармана. И как же определить, выезжает он сейчас или пока еще нет? Все очень просто: посмотрите в зеркало этого автобуса или троллейбуса. Если вы увидите, что водитель смотрит в сторону пассажиров (рис. 3.42), то есть двери он еще не закрыл, то, очевидно, ожидать старта пока еще рано. Но при этом перед автобусом может выйти человек (хотя все и знают, что автобус нужно обходить сзади, но происходит это далеко не всегда). Если же водитель смотрит в вашу сторону, то, скорее всего, он уже собрался стартовать, а значит ему нужно уступить дорогу. Или же, если ширина дороги достаточная, чтобы проехать мимо, а автобус/троллейбус уже тронулся, значит перед ним уже вряд ли кто-то выскочит (ведь водитель что-то видит перед собой), то есть можно ехать дальше спокойно.

Обращайте внимание на лицо водителя
Рисунок 3.41 Обращайте внимание на лицо водителя. если, к примеру, водитель автобуса или троллейбуса смотрит в сторону пассажиров, значит дверь он еще не закрыл и трогаться в ближайшее время вряд ли будет, но перед автобусом могут выскочить пешеходы, и об этом не нужно забывать.
Совет
Всегда ищите глазами лицо водителя! Так вы сможете получить много полезной информации.

Институт безопасности дорожного движения Франции еще в 60-е годы прошлого столетия пришел к выводу, что для начинающих водителей дистанция между автомобилями должна составлять не менее 4 секунд. Именно в секундах, далее я объясню, почему. Дело в том, что, когда начинает происходить что-то нестандартное (например, впереди резко тормозит машина), человек сначала видит опасность и пугается, потом он приходит в себя и придумывает, что делать. Затем он начинает действовать, срабатывают системы автомобиля, и лишь после всего этого автомобиль реагирует и ситуация начинает каким-то образом исправляться. Другими словами, на всё уйдет какое-то время. Если же измерять дистанцию, как большая часть водителей, — в метрах (или в корпусах машин, что, практически, то же самое), то это приведет к неправильным расчетам. Ведь при движении на разных скоростях длина тормозного пути будет разной (как следствие, длина остановочного пути также будет различной).

Для справки
Остановочный путь — расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки, и включает в себя расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и время срабатывания тормозной системы. Тормозной путь — расстояние, которое проходит транспортное средство с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Важно не путать понятия «остановочный путь» и «тормозной путь» (рис. 3.43).
Тормозной путь
Рисунок 3.43 Важно не путать понятия «остановочный путь» и «тормозной путь». Тормозной путь зависит от технических характеристик автомобиля и характера дорожного покрытия. Остановочный путь, помимо тормозного, включает в себя еще и расстояние, которое проедет автомобиль за время реакции водителя.
Интересный факт
Эмпирическая (полученная опытным путем) формула вычисления остановочного пути среднестатистического водителя, которая учитывает все вышесказанное, выглядит следующим образом: нужно скорость движения разделить на 10 и полученный результат умножить сам на себя — получится цифра, соответствующая длине остановочного пути в метрах. Например: скорость составляет 60 км/ч, делим 60 на 10 — получаем 6; умножаем полученное значение само на себя: 6×6 = 36 метров. То есть среднестатистический водитель в реальной ситуации, после того как увидит опасность, остановится как минимум через 36 метров. Естественно, тренированный водитель сделает это раньше. Конечно, современные тормоза гораздо эффективнее, чем те, которые были в 60-х годах прошлого века. Но, тем не менее, статистически цифры очень близки.

Конечно же, каждый раз высчитывать в уме длину тормозного пути довольно неудобно. Если же измерять дистанцию между автомобилями в секундах, то величина будет постоянной: на большой скорости за 4 секунды автомобиль пройдет большее количество метров, на малой за те же 4 секунды — меньшее количество метров.

Как же измерить эти самые 4 секунды до следующего автомобиля? Всё очень просто. Когда передняя машина проезжает мимо какого-нибудь неподвижного ориентира (столба или того же рекламного щита), нужно начинать считать. Если ваш автомобиль проезжает мимо того же ориентира через четыре секунды, значит дистанция между автомобилями именно такая, какой должна быть.

Советую вам выработать у себя привычку отсчитывать расстояние между движущимися объектами (находитесь ли вы за рулем или просто едете в качестве пассажира — неважно). Это крайне полезный навык, который позволит вам очень грамотно выезжать из парковки, грамотно проезжать перекрестки и, в продолжение развития мастерства, очень грамотно совершать обгоны. Если вы будете знать, что, допустим, на выезд из парковки, у вас уходит примерно 7~8 секунд (имеется в виду не просто выехать, а еще и набрать нужную скорость, соответствующую скорости потока), то получается, что до приближающегося автомобиля нужно иметь никак не меньше 10 секунд, чтобы был запас в 2~3 секунды (рис. 3.44).

Принятие любых решений на дороге должно происходить на основе того, есть на это время или нет. Если возникает мысль, что времени, пожалуй, маловато, то действовать, наверное, не стоит и лучше просто подождать следующей возможности.

Отчитывание расстояния
Рисунок 3.44 Очень полезной является привычка отсчитывать расстояние между движущимися объектами. если вы будете знать, что, допустим, на выезд из парковки и встраивание в поток у вас уходит примерно 7~8 секунд, то получается, что до приближающегося автомобиля нужно иметь никак не меньше 10 секунд, чтобы иметь запас в 2~3 секунды.
Обратите особое внимание
Большинство ошибок на дороге совершаются по одной простой причине — люди оставляют себе на действие слишком мало времени и, не укладываясь затем в отведенный диапазон, начинают нервничать, входят в состояние дискомфорта и в этом состоянии совершают ошибки: руки дубеют, мозги закипают, а эмоции сменяют хладнокровные действия. Другими словами, если вы оставите для себя достаточное количество времени, то будете действовать адекватно и безошибочно. У каждого водителя своя скорость реакции и своя скорость воздействия на автомобиль, поэтому весь секрет мастерства заключается именно в том, чтобы создавать себе ситуации, когда будет достаточно времени именно для вашего уровня навыков. Не лезьте туда, где вы «не можете». Создавайте для себя ситуации, при которых вы «можете». Когда маленькому ребенку говорят, что «спички детям не игрушка» — это запрет маленькому ребенку. Когда ребенок подрастает, он начинает понимать, что спичками, например, можно согреть замок на гараже или где-то подсветить, просто согреть руки и многое-многое другое. Получается, что с возрастом у ребенка повышаются навыки, увеличивается ответственность за свои действия, и становится можно делать то, что было нельзя раньше. То же самое касается начинающих водителей — со временем, когда уровень водительского мастерства вырастет, ситуаций, в которых вы «не можете», будет становиться всё меньше. Пока же этого еще не произошло, просто создавайте для себя удобные для вас ситуации, и с вами ничего не случится.

Следующее, о чем хотелось бы поговорить, это внимание водителя. В правилах дорожного движения записано, что водитель обязан быть внимательным. Также там записано, что водитель имеет право ожидать от других соблюдения правил дорожного движения. Заметьте, там не сказано, что окружающие непременно будут выполнять эти самые правила — водитель лишь имеет право на это рассчитывать. Именно поэтому существует замечательное неписанное правило, известное как «правило трех Д» или «ДДД». В зависимости от настроя и отношения к жизни «ДДД» расшифровывается как «Дай Дорогу Дураку» или «Дай Дорогу Добровольно». Очень часто приходится слышать о том, что «я ехал по правилам, а он, гад такой, выехал на красный (не уступил, проехал не в свою очередь и т. п.)». Дело в том, что любое ДТП можно рассматривать под разными углами, но, как правило, виноваты в ДТП всегда оба: один ошибся, а другой недосмотрел или пошел на принцип (я ничего не нарушаю, значит буду ехать, как ехал). Дорога — это не место для выяснения отношений или для того, чтобы кому-то что-то доказывать. Необходимо просто понимать, что человеческий фактор никто не отменял, и, если сегодня кто-то «встал не с той ноги», а мы находимся в более адекватном состоянии, то наша задача состоит в том, чтобы обеспечить, прежде всего, собственную безопасность.

Очень часто, когда ситуация начинает развиваться каким-то неблагоприятным образом (кто-то начинает действовать как-то не так, как нужно — рис. 3.45), первой мыслью водителя является: «А что это он вытворяет?» или «Как он мог? Как посмел?». На самом деле это неправильные вопросы. Правильный вопрос должен быть примерно таким: «Что нужно сделать прямо сейчас для того, чтобы обеспечить свою собственную безопасность?» Если при каждом развитии событий вы будете задавать себе правильные вопросы, то, скорее всего, вы сможете решить любую возникшую перед вами задачу. Если же вы будете просто успокаивать себя тем, что ничего не нарушаете, а значит всё остальное — это не ваши проблемы, то последствия могут быть самыми печальными.

Обеспечение собственной безопасности
Рисунок 3.45 Очень часто, когда кто-то начинает действовать как-то не так, как нужно, первой мыслью водителя является: «а что это он вытворяет?» Или «как он мог? Как посмел?». На самом деле правильный вопрос должен быть примерно таким: «что нужно сделать прямо сейчас для того, чтобы обеспечить свою собственную безопасность?»
К слову сказать...
Среди водителей существует две крайности — одни считают, что всегда нужно действовать строго по правилам и тогда всё будет хорошо; другие, наоборот, придерживаются той точки зрения, что «зачем вообще что-то учить, если всё равно никто ничего не соблюдает». Конечно же, правила дорожного движения нужно знать «на зубок» и всегда и везде СТРЕМИТЬСЯ действовать согласно этим правилам, но принимать окончательное решение нужно, исходя из конкретной ситуации. Например, если у вас на перекрестке загорается зеленый, но при этом по скользкой дороге кто-то пытается безуспешно остановиться и «летит» на красный, то ехать не стоит — зачем подставляться под удар? Хотя сплошь и рядом приходится наблюдать, что, как только загорается зеленый, водители, не глядя ни на что, просто начинают ехать лишь потому, что они «имеют на это право». Это говорит только о том, что такой водитель перекладывает ответственность за свою жизнь на кого-то другого.
Совет
Начинающим водителям свойственно такое поведение: когда они видят, что другой водитель что-то делает, то, почему-то, исходят из мысли, что он более опытный, а значит, наверняка, делает всё правильно. Иногда этим самым они загоняют сами себя в неудобные ситуации. Нужно иметь своё собственное мнение, подкрепленное знанием правил дорожного движения, о том, как должно всё происходить. Помните: каждый несет персональную ответственность за свои действия, и ни в коем случае действия окружающих водителей не должны вводить вас в заблуждение по поводу того, что вы чего-то не знаете или не понимаете. В связи с этим очень рекомендую вам на время обучения и первые полгода-год жизни за рулем сделать правила дорожного движения своей настольной книгой. И, если сегодня на дороге с вами случился какой-то непонятный казус, нужно обращаться за разъяснениями не к соседу дяде Васе, а открыть Правила дорожного движения и постараться разобраться со всем максимально подробно. Или, как вариант, позвонить своему инструктору — даже если проходит время, это тот человек, который знает, понимает вас и сможет дать краткий исчерпывающий ответ.

Действуя согласно простым базовым принципам, вы будете ездить безопасно и хорошо, долго и счастливо. При этом никто не говорит о том, что вы будете ездить медленно — вовсе нет. Ведь главное не скорость, а видение развития той или иной дорожной ситуации — если всё безопасно, то можно ехать дальше, если существует опасность — то рисковать не стоит.

Совет
Если с вами или с кем-то из ваших знакомых (на чужих ошибках учиться особенно полезно) произошла какая-то дорожная ситуация, которая вам каким-то образом не понравилась, приехав домой, в спокойной обстановке еще раз мысленно «прокрутите» произошедшие события. Также мысленно «подредактируйте» случившееся: выбросьте то, что было неправильно, и «прокрутите» так, как должно было быть с точки зрения правил дорожного движения, безопасности и просто здравого смысла. Обдумайте правильное развитие событий еще несколько раз, чтобы это отложилось в вашей памяти. Скорее всего, в случае если подобная ситуация повторится (а она, поверьте, обязательно повторится, не сегодня, так завтра), вы будете уже действовать по намеченному сценарию. На дороге не бывает экспромтов — всё уже давно отрепетировано и пройдено. Если у вас в голове на каждый случай имеется заранее спланированный порядок действий, то вы будете действовать хладнокровно, уверенно, спокойно и прогнозируемо для окружающих, а значит, доберетесь из точки А в точку В гарантировано без происшествий.

Когда-то мне в руки попалась книжка «Пятнадцать приемов экстремального маневрирования» с дарственной надписью одного из успешных автогонщиков. Дарственная надпись гласила: «Экстренно не маневрируй, сиди в потоке и не выпендривайся!» Этими словами и хотелось бы закончить данную главу.

Подраздел 3.3 Старт в гору

Вступительная часть
Посадка за рулем, настройка зеркал, руление и переключение передач

Подраздел 3.5 Проезд перекрестков


 
comments powered by Disqus