Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Учебник по вождению автомобиля  /  Глава 3. Вождение в условиях города » Подраздел 3.6 Обгон и встречный разъезд

3.6 Обгон и встречный разъезд

Теперь настало время поговорить о, пожалуй, самом сложном и самом опасном маневре на дороге – обгоне.

Сразу оговорюсь, что мы не будем углубляться в какие-то секреты мастерства, касающиеся пилотирования автомобиля; мы не будем рассматривать, какие силы действуют при этом на автомобиль и так далее, и тому подобное. Мы поговорим об обгоне простым человеческим языком, и цель этого разговора – повысить общую безопасность на дороге (насколько это возможно) и, может быть, спасти чью-то жизнь.

Как вы помните из правил дорожного движения, обгон – это маневр, связанный с опережением попутного транспорта с выездом на встречную полосу (рис. 3.84). Кроме того, в правилах оговариваются места, где совершать обгон запрещено.

Обгон
Рисунок 3.84 Обгоном называется маневр, связанный с опережением попутного транспорта с выездом на встречную полосу.

Но давайте разберемся, для чего вообще одни водители стремятся обогнать других? Если один автомобиль едет быстрее, чем другой, то действительно возникает необходимость в осуществлении обгона. Что же такое «ехать быстро»? Обычно на этот вопрос многие водители (особенно начинающие) отвечают: «Ну, это если ехать со скоростью 120-140 км/час...». На самом деле, быстро – это любая скорость выше 40 км/час. По той простой причине, что примерно с 40 км/час на автомобиль начинают действовать силы (не потусторонние, а вполне земные – физические), которые могут вызвать скольжение, заметные углы увода колесной покрышки и т. д. Возможно, все это какие-то незнакомые вам термины, но нужно просто принять к сведению, что 40 км/час – это та скорость, при которой заканчивается статическое движение и начинается динамическое (рис. 3.85).

Но и это пока еще не полное объяснение термина «ехать быстро». Давайте разберемся с этим подробнее.

Представьте себе, что вы едете по прямой дороге отличного качества, никого не обгоняете и не вынуждены маневрировать. В этом случае ограничивать максимальную скорость движения будет лишь мощность двигателя и конструкция автомобиля (мы сейчас не принимаем во внимание дорожные знаки и правила дорожного движения – имеется в виду просто физическая возможность автомобиля быстро перемещаться). Таким образом, первым ограничением быстроты автомобиля являются его физические возможности. Второй ограничитель быстроты – это способность человека управлять автомобилем на такой скорости (рис. 3.86).

Динамическое движение
Рисунок 3.85 При скорости 40 км/ч заканчивается статическое движение и начинается динамическое.

Зачастую человеческая способность управлять автомобилем соответствует гораздо меньшим скоростям, чем может двигаться сам автомобиль по его техническим характеристикам. К тому же, большинство водителей, как правило, ездят по городу, т. е. на небольшие расстояния, с небольшими скоростями, а то и вовсе «крадутся» в пробках. Когда же такие водители выезжают на свободу трассы, происходит одна из двух крайностей – либо автомобиль едет медленно, не превышая 90 км/час (что, в общем-то очень неплохо – и правила не нарушаются, и топливо экономится); либо автомобиль мчится «на всех парусах» – водитель выжимает из машины всё, на что она способна. Что интересно, на больших рас- стояниях (например, от Харькова до Симферополя порядка 700 километров) разница в длительности поездки у того, кто будет ехать со скоростью около 100 км/час (то есть в пределах правил), и того, кто будет «топтать педаль газа» и ехать со скоростью 130-150 км/час будет составлять не более получаса! При этом предпочитающий более быструю езду по пути будет знакомиться со всеми сотрудниками госавтоинспекции, будет больше рисковать и чаще останавливаться. Движение такого водителя будет иметь «рваный» ритм – вы можете заметить, что при движении по трассе вас может несколько раз обогнать один и тот же автомобиль.

Способности к скорости
Рисунок 3.86 Способность автомобиля двигаться быстро зависит не только от конструкции автомобиля, но и от физических возможностей водителя.
Обратите особое внимание
Способность человека управлять автомобилем во многом зависит от практики вождения. В связи с этим существует интересная особенность: длительное отсутствие поездок на высоких скоростях (например, по междугородным трассам) приводит к снижению способности воспринимать скорость, особенно при обгоне. Другими словами, рассчитываешь на одно, а уже в конце маневра понимаешь, что встречные автомобили оказываются намного ближе, чем хотелось бы (рис. 3.87)...
Опасность при обгоне на скорости
Рисунок 3.87 Длительное отсутствие поездок на высоких скоростях приводит к снижению способности реально оценивать ситуацию, особенно при обгоне, и может случиться так, что встречные автомобили на самом деле намного ближе, чем казалось.

Таким образом, выбор скорости – это достаточно серьезный вопрос. Причем, в дальнюю дорогу нужно «вкатываться», то есть не срываться сразу на максимально возможную скорость, которую способен обеспечить ваш автомобиль, а постепенно привыкать к новому темпу движения. Чаще всего обгоны совершаются именно на трассе, поскольку движение по городу намного «прозаичнее» (обгонять приходится и реже, и на гораздо меньших скоростях).

Необходимо выбирать для себя определенную скорость движения по трассе, при которой вы чувствуете себя достаточно уверенно, то есть способны управлять автомобилем в разных ситуациях, даже совершенно неожиданных. Если вы, задав себе вопрос: «А справлюсь ли я, если что-то пойдет не так?», можете ответить положительно, значит это та скорость, на которой вам можно ехать.

Естественно, выбрав ту или иную скорость движения, вам в определенный момент придется столкнуться с необходимостью обгона транспортного средства, которое движется медленнее.

Перед тем, как совершить обгон на дороге, водитель делает ряд допущений. И самое главное, чтобы эти допущения были верными. Одно из допущений, которое делает обгоняющий – водитель встречного автомобиля его видит и каким-то образом отреагирует, то есть снизит скорость и пропустит. И водитель, собирающийся совершить обгон, конечно же, надеется на это. Встречный же вполне может ехать с «закрытыми глазами»: смотреть на дорогу, но не видеть; смотреть и видеть, но не реагировать; смотреть, видеть и реагировать, но совсем неправильно.

В порыве «праведного» гнева некоторые встречные водители не только не собираются пропускать едущий им навстречу автомобиль, но еще и увеличивают собственную скорость, пытаясь этим как бы показать «ну и куда ты высунулся?». Такое поведение не только неразумно, но и очень опасно, причем не в последнюю очередь для самого такого водителя. Если вы видите, что ситуация накаляется, вы должны понимать, что ведь кто-то же должен быть умнее! Кто-то же должен принять меры к тому, чтобы сохранить, прежде всего, свою собственную жизнь. Мы же не Родину защищаем, чтобы под танки бросаться с гранатой! Наша задача – всего лишь безопасно добраться из точки А в точку В. Поэтому, если вы видите, что кто-то неправильно начал маневр и идет вам «в лоб», как минимум, снижайте скорость, чтобы в случае необходимости позволить себе более размашистый маневр. И, самое главное, не совершайте каких-то резких действий, не дергайтесь и выжидайте реакции водителя встречного автомобиля.

Обратите особое внимание
Скорее всего, вы когда-нибудь видели двух пешеходов, которые, встречаясь на тротуаре, начинают одновременно отступать в одну и ту же сторону (первый влево и второй влево, первый вправо и второй вправо), пока не сталкиваются друг с другом и, извиняясь, наконец-то расходятся. На дороге разойтись после столкновения уже не получится... Совершая обманные действия то в ту, то в другую сторону, оба автомобиля будут двигаться по своеобразной синусоиде, пока в конце концов не встретятся в лобовом столкновении. Именно поэтому, видя, что кто-то заходит «в лобовую атаку», первым делом снизьте скорость и, не меняя направления движения, выждите, пока не станет совершенно понятно, как можно безопасно выстроить траекторию движения своего автомобиля. Чаще всего даже простое торможение с вашей стороны просто позволит встречному безопасно завершить маневр, не вынуждая вас применять какие-то дополнительные действия. Помните, что вы не просто окажете кому-то услугу, а в первую очередь спасете собственную жизнь!

Предположим, что вы едете по дороге и видите движущийся навстречу транспорт, а в этот момент вас начинает обгонять задний автомобиль. Что нужно делать в такой ситуации? Постарайтесь просчитать для себя, успеет ли завершить обгон задний автомобиль. Нужно понимать, что, когда водителю обгоняющего автомобиля станет совсем страшно, он, скорее всего, поедет не на встречного, а именно на вас. В правилах дорожного движения по этому поводу совершенно четко сказано, что препятствовать совершению обгона какими-либо действиями (повышением скорости движения или другими маневрами) запрещается. То есть, если вас уже начали обгонять, вы, как минимум, не должны мешать, а в определенных ситуациях даже должны притормозить, чтобы позволить обгоняющему безопасно завершить маневр. Но тут тоже интересный вопрос – а когда же именно нужно начинать притормаживать? Притормаживать нужно не тогда, когда водитель находящегося слева от вас обгоняющего автомобиля, засуетился, видя слишком быстро приближающуюся встречную машину, а до этого момента. Если вы понимаете, что сближение достаточно опасное, то есть времени до встречного автомобиля остается мало, сбросьте газ или даже притормозите, чтобы просто пустить человека вперед.

Автогонщики, выезжая на гоночную трассу, занимаются тем, что стараются обогнать друг друга и прийти к финишу первыми. У них работа такая. Зачастую для этого они в прямом смысле слова рискуют жизнью. При этом гонщикам в определенном смысле даже несколько проще, поскольку, во-первых, все они едут в одну сторону, а во-вторых, как правило, уровень квалификации этих водителей близок между собой – для этого существуют, как минимум, квалификационные заезды. Кроме всего прочего, на соревновании присутствуют скорая помощь, пожарный автомобиль и маршалы, которые значительно повышают шансы на максимально быстрое спасение гонщика в случае аварии.

Для справки
Маршалы – рабочий персонал автодрома. В их обязанности входит эвакуация болидов и пилотов из опасных положений, предупреждение пилотов флагами о помехе и опасности на трассе и тому подобные действия, направленные на обеспечение безопасности участников соревнований.
К слову сказать...
Гоночный обгон – это целая наука. Когда в кино показывают, что один автомобиль обходит другой, словно объезжая расположенную посреди дороги клумбу с цветами, – это чистой воды трюк, не имеющий ничего общего с реальностью, потому что в условиях гонки, когда каждый хочет прийти первым, опередить соперника, который не совершает ошибок, очень и очень сложно. В бескомпромиссной борьбе, которой восторгаются журналисты, когда две машины мчатся на огромной скорости колесо в колесо на расстоянии буквально пяти сантиметров друг от друга, любая ошибка ни к чему хорошему не приводит – машины улетают с трассы в мгновение ока (рис. 3.88). Поэтому, если на дороге вы по какой-то причине довели ситуацию до состояния контактной борьбы, то, видимо, вы чего-то не понимаете или просто в этот момент не задумываетесь о сохранении своей собственной жизни.
Крушение на скорости
Рисунок 3.88 В бескомпромиссной борьбе, когда две гоночные машины мчатся на огромной скорости колесо в колесо на расстоянии буквально пяти сантиметров друг от друга, любая ошибка ни к чему хорошему не приводит – машины улетают с трассы в мгновение ока. Никогда не доводите ситуацию до контактной борьбы, иначе рискуете собственной жизнью.

Таким образом, в момент, когда вас начинает обгонять другой автомобиль, вы, мало того, что должны смотреть на дорогу перед собой, но еще и должны отслеживать ситуацию по зеркалам, чтобы понимать, что происходит сзади, кто вас обгоняет и хватит ли этому обгоняющему времени до встречного автомобиля.

Обратите особое внимание
На междугородних трассах достаточно часто приходится обгонять грузовики и «фуры». Это довольно непростая задача, но есть хорошая новость: водители этих грузовиков часто сами становятся хорошими помощниками при обгоне. Когда вы, собираясь обгонять автопоезд, включите левый поворот, водитель грузовика, сидящий высоко, а потому видящий гораздо дальше, чем вы, может объективно оценить ситуацию, и, если есть опасность, тоже включит левый поворот, как бы не пуская вас. Это делается не для того, чтобы подействовать вам на нервы – так водитель предупреждает вас о том, что обгонять пока не нужно. Именно поэтому, если вы замечаете, что едущий перед вами автомобиль (даже не обязательно «фура») включил левый поворот, не нужно идти на прорыв. Просто подождите более благоприятного момента, даже если для этого придется еще некоторое время «повисеть на хвосте» у медленного соседа по дороге. Чтобы показать, что дорога свободна для обгона, водители «фуры» включают правый поворот (рис. 3.89) – можно смело начинать маневр. Опять же, нужно понимать, что обгонять нужно сразу же, а не через полчаса, поскольку ситуация на дороге постоянно меняется. После того, как вы успешно завершите обгон, не забудьте сказать «спасибо», мигнув «аварийкой».
Обгон автопоезда
Рисунок 3.89 Когда вы, собираясь обгонять автопоезд, включите левый поворот, водитель грузовика, если есть опасность, тоже может включить левый поворот – так водитель предупреждает вас о том, что обгонять пока не нужно. чтобы показать, что дорога свободна для обгона, водители «фуры» включают правый поворот – можно смело начинать маневр.

Теперь давайте разберемся с еще одним очень важным вопросом – выбором скорости для обгона. С какой же скоростью нужно двигаться, чтобы обгон был безопасным? Очевидно, скорость должна быть такой, чтобы как можно раньше завершить маневр, как можно меньше времени находиться на встречной полосе, но при этом справиться с автомобилем в конце обгона. Ведь автомобилю нужно обязательно вернуться на свою полосу, а это значит, что придется работать рулевым колесом. А чем выше скорость движения, тем точнее должны быть действия. Водитель, обладающий устойчивым навыком движения со скоростью 50~60 км/час, на скорости 110~120 км/час (я не говорю уже о больших скоростях) далеко не всегда будет чувствовать себя уютно. Поскольку в конце обгона скорость автомобиля максимальна для этого маневра, то нужно как-то умудриться вернуться на свою полосу. Именно по этой причине завершающая стадия обгона – одна из самых опасных, особенно в непогоду.

Очевидно, что для обгона нужна скорость, которая позволит обогнать движущийся впереди автомобиль. А когда же эту скорость набирать? Давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Большинство начинающих водителей обгоняют следующим образом: они включают левый поворот, имея точно такую же скорость, что и едущий впереди автомобиль, после чего выходят на встречную полосу и только потом нажимают на газ и начинают обгонять эту машину.

Представьте себе, что вы долго едете за машиной (например, «фурой») и, наконец-то, встречный поток иссяк. Хорошо, если у вас автомобиль с очень мощным двигателем и, к тому же, с автоматической коробкой передач – когда вы нажимаете на педаль газа, вас выстреливает, словно из катапульты. В этом случае проблем с разгоном нет. Нужно просто включить левый поворот, АККУРАТНО выглянуть из-за идущей впереди машины, чтобы показать себя, и, убедившись, что впереди дорога свободна, а перед обгоняемой машиной нет препятствий, можно выезжать на встречную полосу. Далее просто нажимайте на педаль газа, и машина всё сделает за вас сама.

Однако, далеко не каждый водитель ездит на машине, способной «выстреливать», как из пушки. Более того, наиболее распространены так называемые «семейные» автомобили, рассчитанные на спокойную размеренную езду. Активно ускоряться такие машины просто не умеют по своим техническим характеристикам. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что пройдет целая вечность, пока автомобиль достаточно разгонится. Даже переключение на пониженную передачу не всегда даст нужный эффект. Значит, если для разгона времени нет, то от обгона лучше отказаться.

А где же найти это время для разгона? Достаточно разогнаться можно, только находясь в своей полосе. Если четко обыграть ситуацию и обеспечить избыток скорости в 10~15 км/час уже в момент выхода на встречную полосу, то времени на обгон уйдет значительно меньше.

Обратите особое внимание
На начальном этапе обгона нужно показывать себя заранее, а не выскакивать, как черт из табакерки (к сожалению, такое встречается на дорогах достаточно часто). Дело в том, что при движении на достаточно близком расстоянии от крупного грузовика или автобуса возникает так называемый «слип-стрим» эффект – «воздушный мешок», образующийся за большой машиной, словно пылесосом втягивает идущий позади автомобиль. Благодаря этому, «выныривая» на встречную полосу удается придать своему автомобилю значительное ускорение, и, видимо, это доставляет удовольствие многим водителям. Но подумайте – а вдруг навстречу в это время будет ехать такая же «фура»? В таком случае подобное удовольствие может оказаться последним воспоминанием из жизни... Именно поэтому включайте левый поворот заранее, после чего постепенно «высовывайтесь», отслеживая возможную опасность, – сначала на треть корпуса, затем на половину и так далее (рис. 3.90). В этом случае у вас будет время увидеть происходящее впереди, и, самое главное, едущий вам навстречу водитель заранее будет знать о ваших намерениях. Помните правило: «Людей посмотреть и себя показать»!
Правила обгона
Рисунок 3.90 На начальном этапе обгона нужно показывать себя заранее. Включайте левый поворот заблаговременно, после чего постепенно «высовывайтесь», отслеживая возможную опасность, – сначала на треть корпуса, затем на половину и так далее. В этом случае у вас будет время увидеть происходящее впереди, и, самое главное, едущий вам навстречу водитель заранее будет знать о ваших намерениях.

Итак, для того чтобы видеть возможность обгона, нужно заблаговременно (метров за 50 до впереди идущего автомобиля) занять положение чуть левее, высунувшись на треть машины, или, периодически покачивая в сторону рулем, заглядывать на дорогу. Конечно, обгонять легковой автомобиль легче, чем грузовик, хотя бы по той причине, что из-за него гораздо легче просматривать пространство впереди. Автопоезд же, особенно на узкой дороге, обогнать довольно сложно. Поэтому, продолжая наблюдать за встречной полосой, на остающемся до впередиидущей машины расстоянии постарайтесь набрать скорость, которая будет как минимум на 10~15 км/час превышать скорость обгоняемого автомобиля. После этого начинайте постепенно выходить на встречную полосу. Имея превышение по скорости, вы уже будете экономить время нахождения на встречной полосе, то есть часть маневра будет выполняться еще на своей стороне дороги.

Если к моменту, когда вы уже набрали скорость, достаточную для опережения попутного автомобиля, впереди будет замечено что-то недоброе, у вас еще будет возможность спрятаться обратно, поскольку вы еще даже не поравнялись с передней машиной. Если же всё хорошо, то, не снижая темпа набора скорости, гарантированно опередите попутную машину – не нужно предпринимать попыток вернуться в свою полосу до тех пор, пока между вашим и обгоняемым автомобилем не появится безопасного зазора. Самый простой вариант – в правом боковом зеркале вы должны видеть целиком автомобиль, который обогнали (рис. 3.91b). Многие водители скажут: «Ничего себе совет! Это же так долго! Сколько времени занимает...».

Детали обгона
Обгон
Рисунок 3.91 Не нужно предпринимать попыток вернуться в свою полосу до тех пор, пока между вашим и обгоняемым автомобилем не появится безопасного зазора. Самый простой вариант – в правом боковом зеркале вы должны видеть целиком автомобиль, который обогнали.

Так вот, самое интересное, что в конце обгона большинство неопытных водителей совершают роковую ошибку – возвращаясь в свою полосу, они сбрасывают газ (рис. 3.91a). Хорошо, если действие происходит на чистом асфальте, а сброс газа неинтенсивный. Если же под колесами сыро, снег или лед, то сброс газа в конце маневра обгона приводит к раскачке и вылету автомобиля с дороги. Поэтому, если уж вы стали набирать скорость для того, чтобы кого-то обогнать, у вас должно хватить возможности продолжать движение с набором скорости вплоть до полного возвращения в свою полосу. Это особенно актуально для переднеприводных автомобилей.

Очевидно, что для возврата в свою полосу потребуется совершить поворот. Если вы в повороте резко сбросите газ, то произойдет резкое замедление ведущих колес (не важно, передний привод у автомобиля или задний), как следствие – та или иная ось автомобиля сорвется в скольжение. Подобная неуправляемость просто катастрофична для неопытного водителя – всё заканчивается либо вылетом в кювет, либо, после разбалтывания, на встречную полосу. Именно поэтому нужно обгонять на таких скоростях, чтобы вам хватило смелости продолжать жать на газ и дальше до полного возвращения в свою полосу и до полной стабилизации автомобиля (рис. 3.92). Только после этого можно планомерно уменьшить газ до необходимого темпа движения.

Например, собираясь совершить обгон, вы движетесь со скоростью 90 км/час, а впереди идущий едет 85 км/час. Вам нужно разогнаться до 100-105 км/час, чтобы в кратчайший срок обогнать эту машину, затем вернуться в свою полосу и, стабилизировав свой автомобиль, плавно и аккуратно снизить скорость до тех же 90 км/час.

Скорость при обгоне
Скорость обгона
Рисунок 3.92 Чем больше разница в скорости, тем быстрее удастся завершить обгон. Обратите внимание, если в приведенных на рисунке примерах до встречного автомобиля будет 12~15 секунд времени, то обгон в обоих случаях безопасен.
Совет
Автомобили, оснащенные маломощным двигателем (как правило, с рабочим объемом до двух литров) и к тому же оборудованные автоматической коробкой передач, при резком нажатии на педаль газа чаще всего вместо необходимого ускорения выдают только истошное рычание двигателя. В связи с этим, на мой взгляд, автоматические коробки для таких машин на трассе менее предпочтительны. Как по мне, лучше иметь литровый двигатель, но с механической коробкой передач, чем ехать по трассе на машине с 1.6-литровым мотором, укомплектованным «автоматом» – для движения по городу такой автомобиль подходит как нельзя лучше, но на междугородной трассе в целом ряде случаев об обгонах лучше даже не думать.
Обратите особое внимание
Если один автомобиль, обогнав другой, сохраняет свой темп движения и продолжает дальнейшую езду так же быстро, то, конечно, в такой ситуации всё логично и понятно. Если же обогнавший автомобиль после возврата в свою полосу сбрасывает скорость и начинает «ползти» перед другим автомобилем (так сказать «выпустив пар»), то такие действия могут вызвать ответную негативную реакцию других водителей. Поэтому, если темп движения, который вы поддерживаете, предполагает, что дальше вы разгоняться не собираетесь и уходить от обгоняемой машины вы не станете, то обгонять не нужно. Ну, например, представьте себе, что по дороге, ведущей вниз по склону, едет груженая «фура» (рис. 3.93). А за любой дорогой вниз всегда следует подъем. Как вы думаете, легко ли заедет на подъем груженый автомобиль? Очевидно, нет. В связи с этим, как минимум, в конце спуска нормальный водитель обычно добавляет газ, чтобы разогнаться либо под предел разрешенной скорости, либо даже превышая её – благодаря этому ему удается за счет инерции вытянуть автомобиль хотя бы до половины подъема. Если же вдруг, обогнав «фуру», вы сбросите газ в конце спуска, поскольку вы, видите ли, просто не готовы к такой скорости, то водителю грузовика не останется ничего другого, кроме как напирать на вас сзади, ведь ему совсем не хочется потом полдня потратить на подъем. Именно поэтому, если уж вы кого-то обгоняете, вам нужно оторваться на достаточное расстояние (как минимум метров на 100), чтобы, даже продолжая затем двигаться с той же скоростью, что и оставленный позади автомобиль, просто не мелькать перед глазами его водителя.
Обгон фуры на спуске
Рисунок 3.93 Если, обогнав «фуру» на спуске, вы сбросите газ в конце спуска, то водителю грузовика не останется ничего другого, кроме как напирать на вас сзади, поскольку ему необходимо добавлять газ, чтобы разогнаться перед подъемом, следующим за спуском.

Итак, для правильного обгона нужно:

  • еще в своей полосе набрать скорость, превышающую скорость движения обгоняемого автомобиля;
  • заранее, выглядывая, показать себя и продемонстрировать свои намерения включением левого поворота (возможно, даже придется «мигнуть» дальним светом фар);
  • убедившись, что всё хорошо и встречная полоса свободна, а перед обгоняемой машиной нет препятствий, не снижая скорости, а наоборот – постоянно набирая её, совершить обгон;
  • не снижая скорости протянуть вперед за обгоняемую машину (представьте, что у вас сзади есть прицеп) и, лишь полностью увидев в правом зеркале оставшийся позади автомобиль, вернуться в свою полосу, по-прежнему не снижая скорости;
  • стабилизировав на прямой дороге свой автомобиль, постепенно сбросить газ, чтобы вернуть тот темп движения, который был до обгона.
Обгон колонны фур
Рисунок 3.94 Если, обгоняя одну «фуру», вы вдруг обнаружите перед ней еще одну, а встречные автомобили уже близко, вам придется тормозить, чтобы «вклиниться» между машинами. Если вы не уверены в своих силах, то обгон в данном случае лучше не совершать.
Совет
Да, «фуры» имеют свойство «сбиваться в стаи», и такое встречается часто. Возможно, мой совет кому-то покажется бесполезным. Но всё же, если на дороге вам встретится целый караван «фур» (особенно в дождь), лучше найдите любое придорожное кафе, остановитесь и попейте кофе, а когда дорога немного освободится, продолжайте свою поездку. Очень часто бывает так, что постоянно обгоняя всех – одного за другим, вы, в конце концов, будете остановлены дорожным инспектором (или остановка будет обусловлена какой-либо другой причиной), в результате чего вся кавалькада обогнанных ранее «фур» просто проезжает мимо и, в конечном счете, все усилия сводятся на нет.
К слову сказать...
Одна моя ученица (очень аккуратный водитель, как и все мамы с маленькими детьми) рассказывала, что после того, как села за руль, она, будучи не совсем уверенной в своих возможностях, практически целый год вообще никого не обгоняла, даже если приходилось долгое время тащиться по дороге за каким-нибудь грузовиком. Таким образом, не происходило какого-то искусственного форсирования событий, то есть человек постепенно набирался опыта, а после того, как появилась уверенность в собственных силах, пришло время и для обгонов, которые теперь, как и любой другой маневр, совершаются трезво и взвешенно. Причем, наверняка, сидящий рядом муж начинал временами нервничать: «Ну что же ты плетешься? Неужели нельзя обогнать?...» Но решения всегда принимает только тот, кто за рулем, поэтому, если вы чувствуете, что в конкретной ситуации будет лучше за кем-то «повисеть» – «висите». Всему своё время. Обгон не должен быть проявлением отваги. Только четкий расчет и полное хладнокровие. Помните, в одной из предыдущих глав мы говорили о том, чтобы считать секундами расстояние до объектов, анализируя время, необходимое для выполнения маневра? Всё это полностью применимо и в случае с обгоном.

На самом деле, для того чтобы добраться из точки А в точку В через большое расстояние, вовсе не нужно обгонять так часто, как может показаться. Если вы выберете такой темп движения, чтобы не было необходимости постоянно кого-то обгонять и «атаковать», то, во-первых, ваша поездка станет намного безопаснее, а во-вторых, вы избежите огромного перерасхода топлива. Один мой знакомый, довольно заметная фигура в автоспорте – мастер спорта, известная личность в спортивных кругах, когда ездит на море, удерживает темп в 110 км/час. А его товарищи, не имеющие отношения к автоспорту, «топчут педаль», спешат, обгоняют. В итоге, этот знакомый приезжает на место на полчаса позже остальных, но в отличие от них значительно экономит на топливе, не устает и имеет хорошее настроение (у него не подскакивает давление, как у других, не болит голова и т. п.). Другими словами, нужно понимать, что всё должно быть целесообразным. Если человек совершает обгон для самоутверждения, то с этой проблемой нужно идти к психиатру. Если же человек обгоняет, потому что его темп движения стабильно выше, чем у кого-то, тогда это жизненная необходимость, и, грамотно совершая обгон, он не подвергает опасности себя и окружающих.

Помните, что если вы приедете куда-то пятью минутами позже, это никак не повлияет на вашу жизнь, но при этом она сохранится.

Подраздел 3.5 Проезд перекрестков

Вождение в условиях города
Параллельная парковка передним ходом
Заключение

Подраздел 3.7 Пешеходы и соседи по дороге


 
comments powered by Disqus