Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Учебник по вождению автомобиля  /  Глава 3. Вождение в условиях города » Подраздел 3.7 Пешеходы и соседи по дороге

3.7 Пешеходы и соседи по дороге

Очевидно, что в любой дорожной ситуации нас так или иначе окружают люди — водители других транспортных средств, пешеходы. А значит в любой дорожной ситуации есть место так называемому человеческому фактору, то есть такому обстоятельству, которое так или иначе идет вразрез с правилами дорожного движения и может иметь для вас негативные последствия даже в том случае, если сами вы никаких правил не нарушаете. Как я уже говорил, от всего не убережешься. Тем не менее, ознакомившись с некоторыми стандартными ситуациями, происходящими на дороге, вы сможете обозначить для себя принципы поведения, которые смогут обеспечить вашу безопасность. А безопасность (как ваша собственная, так и окружающих) — это основная цель, которую нужно преследовать на дороге.

По моим наблюдениям, большое число водителей, равно как и пешеходов, как это ни странно, находятся в каком-то полусонном состоянии. Присутствует такое ощущение, что они находятся где-то глубоко «на своей волне». И, пока дорожная обстановка стандартная и понятная, то есть не требующая большой скорости реакции, всё вроде бы происходит гладко. Как только что-то где-то нарушается и начинает развиваться по непривычному сценарию, сразу же начинаются какие-то проблемы.

Один мой достаточно успешный знакомый часто говорит такую фразу: «Меня подвести невозможно». Под этим он подразумевает, что решение каких-то своих жизненных задач он выстраивает таким образом, чтобы на конечный результат влияло как можно меньше случайных людей (а то и вовсе не влияли); если что-то контролируется, то контролируется лично, а в случае, если все же нужно довериться какому-то человеку, то это будет проверенный человек. Именно такой подход должен быть у водителя на дороге — нужно по возможности меньше полагаться на случайные факторы, а больше на самого себя.

Пешеходы

Для начала приведу несколько довольно распространенных ситуаций, касающихся поведения пешеходов.

Представьте себе, что вы едете по дороге и замечаете впереди пешеходный переход, по которому в это время слева направо относительно вас движутся два человека. Когда до перехода остается метров пятьдесят, вы сбрасываете скорость, а пешеходы в это время преодолевают середину улицы и достаточно бодрым шагом доходят до края проезжей части (рис. 3.95a). В принципе, можно уже достаточно свободно ехать дальше, поскольку оба пешехода уже на бордюрном камне, но тут, словно по команде, они резко разворачиваются на 180 градусов и не менее бодро, не снижая скорости, идут в обратном направлении — прямиком под колеса автомобиля (рис. 3.95b). Конечно же, это стрессовая ситуация для любого водителя, так как действия пешеходов в этом случае нелогичны. Такие пешеходы встречаются редко, но всё же встречаются!

Нелогичное поведение
Нелогичное поведение водителя
Рисунок 3.95 Один из примеров нелогичного поведения участников дорожного движения: пешеходы уже практически дошли до края проезжей части и тут резко развернулись и пошли в обратном направлении. Для подъехавшего к переходу водителя это, безусловно, стрессовая ситуация. ему остается только резко затормозить.

Естественно, в такой ситуации придется достаточно резко тормозить, то есть действовать по незапланированному сценарию. Вывод, который можно сделать из данной истории, заключается в том, что объезжать пешеходов на переходе можно со стороны спины, обеспечив безопасный интервал. Именно обеспечение безопасного интервала, то есть расстояния до пешеходов, в данном случае должно выполняться очень четко, поскольку может случиться, что по всем внешним признакам пешеходы уже должны были бы пройти через дорогу, но по какой-то причине этого не случается и приходится действовать в соответствии с неожиданно появившимися обстоятельствами — резко тормозить, уходить в сторону и т. п. При этом сами пешеходы могут быть настолько глубоко погружены в себя, что даже не заметят ваших активных действий.

Лучше всего, дождитесь, пока пешеход, перешедший дорогу, отойдет от края проезжей части хотя бы на два-три метра — в этом случае, даже если он вдруг передумает и решит пойти обратно, прежде чем он повернется и дойдет до дороги, у вас будет достаточно времени, чтобы отреагировать должным образом.

Обратите особое внимание
Отдельно нужно упомянуть пешеходов в капюшонах. Это страшные люди! Представьте себе боевого коня — шоры на его глазах снижают естественное чувство самосохранения, то есть, чем меньше конь видит, тем меньше боится. Пешеход в капюшоне мало того, что ничего не видит по сторонам, но еще и ниче- го не слышит... Полезно научиться мысленно раскрашивать пешеходов в различные цвета (рис. 3.96): красный (от таких пешеходов всего можно ожидать в любой момент) и зеленый (пешеходы, чьи действия понятны и прогнозируемы).
Раскрас пешеходов
Рисунок 3.96 Полезно научиться мысленно раскрашивать пешеходов в различные цвета: в красный — тех, от кого можно ожидать чего угодно, и в зеленый — тех, чьи действия вполне прогнозируемы.

Следующая распространенная дорожная ситуация связана с тем, что довольно часто при старте на перекрестке в гору получается так, что автомобиль «подкрадывается» к краю проезжей части, а потом вынужден уступить дорогу машинам, движущимся по главному направлению, таким образом, «зебра», как правило, остается позади автомобиля, стоящего на краю проезжей части. При этом пешеходы начинают обходить машину сзади (рис. 3.97). В такой ситуации полезно помнить, что допустить скатывание назад во время старта можно не более чем на 10 сантиметров. Может, вы замечали — очень часто пешеходы, обходя автомобиль сзади, буквально одеждой отираются об автомобиль, то есть проходят не в одном-полутора метрах от машины, а буквально касаются его. Таким образом, даже чуть-чуть откатившись назад, водитель рискует толкнуть находящегося позади машины человека. И кто знает, что можно услышать в свой адрес: «добрые» пожелания или бодрый стук по багажнику. В случае же, если за машиной будет находиться пожилой человек, то он может просто рухнуть прямо под колеса следующего за вами автомобиля. Поэтому, даже если вы уже проехали пешеходный переход, это еще вовсе не повод расслабиться — нужно помнить, что пешеходы могут проявить себя даже в этом случае.

Следующую ситуацию приведу на примере события, свидетелем которого я стал буквально на днях. Мы с ученицей, находящейся за рулем, ехали по одной из улиц, когда впереди со двора выехал микроавтобус. Стоит пояснить, что среди учеников, не так давно севших за руль, есть такие, которые «рвутся в бой», со страшной силой топча педаль газа, поэтому приходится несколько сдерживать их пыл. А бывают такие, которые очень не уверены в себе и их цель — просто везде пробираться ползком с мыслью «чем медленнее я еду, тем лучше». Беда в том, что в последнем случае автомобиль, который движется слишком медленно, заставляет думать водителей автомобилей, выезжающих впереди из примыкающих дорог, что они успеют «прошмыгнуть». Как раз такая ситуация и произошла в этот раз: водитель микроавтобуса недостаточно трезво оценил обстановку и выскочил со двора, заслонив половину дороги. Нам пришлось весьма резко тормозить, а водитель микроавтобуса, заметив, что девушка за рулем растерялась, решил исправить ситуацию тем, что включил задний ход и стал отъезжать обратно во двор. Но в этот момент микроавтобус сзади уже обходил дедушка (рис. 3.98), которому пришлось вспомнить молодость и с несвойственной возрасту прытью отскочить в сторону. Если бы он обходил микроавтобус буквально на полсекунды позже, то просто попал бы под колеса.

Скатывание авто
Рисунок 3.97 Довольно часто при старте на перекрестке в гору автомобиль «подкрадывается» к краю проезжей части, а потом вынужден уступить дорогу машинам, движущимся по главному направлению. Пешеходная «зебра» при этом остается позади автомобиля, и пешеходы начинают обходить машину сзади. В такой ситуации можно допустить скатывание автомобиля назад во время старта не более чем на 10 сантиметров.

Вывод из этой истории следующий: если даже вы по какой-то причине «вылезли» на дорогу больше, чем это нужно, то постарайтесь не суетиться и не действовать поспешно. Если ситуация уже потеряла свой накал (как в приведенном примере — ведь мы же притормозили), продолжите движение дальше, и, моргнув «аварийкой», как бы извинитесь перед окружающими. Чаще всего это лучше, чем пытаться отмотать события в обратном направлении, просто включив задний ход и стараясь занять исходную позицию, — в это время там уже могут быть пешеходы или другой автомобиль, который «подтянулся» поближе к краю проезжей части вслед за вами.

Исправление ошибок
Рисунок 3.98 Автомобиль, движущийся слишком медленно, заставляет водителей, выезжающих из примыкающих дорог, думать, что они успеют «прошмыгнуть». В итоге, выехав на дорогу больше положенного и понимая, что произошла оплошность, водитель на второстепенной дороге пытается быстро исправить ситуацию, отъехав назад, чем нередко подвергает опасности пешеходов. отсюда вывод: не пытайтесь поспешно исправлять ситуацию, если в этом нет острой необходимости.

Иногда приходится двигаться по дороге, вдоль которой с обеих сторон стоит ряд припаркованных автомобилей, размещенных настолько плотно, что затруднен просмотр перспективы дороги. Очень полезно научиться высматривать головы пешеходов поверх машин (как правило, взрослый человек выше среднестатистического легкового автомобиля). Вовремя заметив голову пешехода, выходящего на дорогу (рис. 3.99), можно избежать неприятных неожиданностей.

Высматривание голов пешехода
Рисунок 3.99 Очень полезно научиться высматривать головы пешеходов поверх машин. Вовремя заметив голову пешехода, выходящего на дорогу, можно избежать неприятных неожиданностей.

Очень распространенной опасной ситуацией является движение по дороге, имеющей две и более полос для движения в одном направлении. Огромное количество пешеходов было убито или травмировано лишь по той причине, что многие водители игнорируют или не замечают замедление автомобиля в соседней полосе. Запомните простое правило: если кто-то по соседству с вами начинает замедляться (а особенно если это замедление интенсивное), значит на это есть ПРИЧИНА! Чаще всего этой причиной является пешеход. Не спешите проезжать мимо тормозящей машины с мыслью: «Ну и чего ты тут встал?», а лучше убедитесь в том, что через дорогу не мчится пешеход с дикими от ужаса глазами (рис. 3.100). Как говорится, лучше перебдеть. Правила дорожного движения четко регламентируют действия водителя в различных дорожных ситуациях, но в строках правил нет эмоций, нет боли и ужаса утраты. Будьте бдительны, прислушивайтесь к своей интуиции, и, если в голове возникает мысль о наличии опасности, не гоните её прочь, а лучше уберите ногу с педали газа и занесите ее над педалью тормоза — так вы морально подготовитесь к возможному торможению, а значит сможете действовать четче.

Пешеход перебегает дорогу
Рисунок 3.100 Не спешите проезжать мимо тормозящей на соседней полосе машины, а лучше убедитесь в том, что через дорогу не мчится пешеход с дикими от ужаса глазами.
Обратите особое внимание
Конечно же, помимо взрослых людей существуют еще и дети, отличающиеся повышенной подвижностью. Они способны прошмыгнуть между автомобилями незамеченными и в любой момент выскочить просто перед вашим автомобилем. Именно по этой причине во дворах многоэтажек, где вдоль тротуаров припарковано большое количество автомобилей, нужно проявлять максимум осторожности и внимания. Кроме того, начиная движение на автомобиле где-то во дворе, не стартуйте резко. Очень может быть, что ребенок, который еще две минуты назад беззаботно бегал где-то в поле вашего зрения, за время, когда вы устраивались за рулем, успел подобраться совсем близко к вашей машине (например, побежал за укатившимся мячом) и теперь находится просто перед или за ней (рис. 3.101). Даже если какая-то ситуация кажется вам совсем фантастической и невозможной, это вовсе не значит, что она не может произойти. Если взглянуть на статистику дорожно-транспортных происшествий (рис. 3.102), станет понятно, что самые невероятные ситуации происходят намного чаще, чем этого хотелось бы — в абсолютном большинстве случаев участники этих происшествий даже не предполагали, что такое вообще могло случиться с ними.
Дети на дороге
Рисунок 3.101 Дети, как правило, отличаются повышенной подвижностью. они способны в любой момент выскочить просто перед автомобилем. именно по этой причине во дворах многоэтажек нужно проявлять максимум осторожности и внимания.
Таблица пострадавших детей пешеходов
Таблица ДТП детей пешеходов
Рисунок 3.102 Реальная статистика ДТП с участием детей (данные по городу Киеву за 8 месяцев 2011 года). Возможно, эти цифры лишний раз заставят задуматься.

Ситуаций, связанных с поведением пешеходов, можно приводить бесконечное множество. Это и выбегающие из автобуса пассажиры, и люди, роняющие сумки с продуктами посреди проезжей части; и граждане, заметившие приближающийся трамвай и забывшие при этом обо всем на свете, спеша успеть добежать до остановки; и просто личности, переходящие через многополосную дорогу в самом неподходящем месте (особенно этим грешат пожилые люди, которые никогда не пойдут на пешеходный переход, расположенный в пятидесяти метрах далее). Более того, в местах, где специально установлены светофоры, включающие красный свет для автомобилей по требованию пешеходов, людям просто лень пройти лишние полтора метра в сторону заветной кнопки. Кстати, чаще всего кнопку нажимают мамы с колясками или детками.

Любой инструктор может рассказать огромное количество историй из своего личного опыта. Старайтесь делать из любого подобного примера какие-то выводы для себя и каким-то образом систематизируйте в своей памяти все встречающиеся на практике случаи — это тот опыт, который позволит повысить безопасность вождения. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

Общий вывод, который можно сделать относительно пешеходов, заключается в том, что все, что мы планируем, и все, что, как нам кажется, уже миновало, может в любой момент измениться. Именно по этой причине нужно соблюдать определенные предосторожности. Не создавайте ситуаций, в которых вам придется зависеть еще от кого-то.

Помните, что сев за руль автомобиля, вы автоматически становитесь пастухом, который несет полную ответственность за вверенное ему стадо милых пушистых барашков-пешеходов (при всем моем уважении к людям), которые, к сожалению, зачастую ведут себя не совсем адекватно. Именно с этой точки зрения не нужно ожидать знаний и соблюдения правил дорожного движения со стороны рядового пешехода — скорее всего, окажется совсем наоборот.

Соседи по дороге

Соседи по дороге — это, как вы понимаете, все участники дорожного движения (велосипедисты, мотоциклисты, водители легковых и грузовых автомобилей), с которыми приходится сталкиваться во время поездки на автомобиле. Как и в случае с пешеходами, основной принцип построения взаимоотношений со всеми соседями по дороге — стараться не допускать ситуаций, в которых вам придется от кого-то зависеть и надеяться на случай.

Из опыта обучения вождению
Велосипедисты и водители скутеров вообще «вне конкуренции»! Мало того, что зачастую они не считают нужным знать правила дорожного движения и во многих случаях сами провоцируют дорожно-транспортное происшествие, но и многие водители просто не воспринимают их как полноправных участников движения, с которыми нужно как-то считаться. Начинающие водители обычно говорят: «Мне и так тяжело, а тут еще они...» Случай, произошедший с одной из моих учениц, хорошо иллюстрирует эту проблему. Ей нужно было повернуть на перекрестке налево, поэтому, дождавшись зеленого сигнала, она терпеливо пропускала встречные машины. Последним в потоке машин ехал скутер, причем с включенной передней фарой, чтобы лишний раз привлечь к себе внимание соседей по дороге. Однако ученица, сидящая за рулем, пропустив все автомобили и глядя на этот самый скутер, начала выполнять поворот. То есть она прекрасно видела мопед, но совершенно не воспринимала его как транспортное средство, которому тоже нужно уступить дорогу. Естественно, мне пришлось вмешаться и остановить наш автомобиль.
Обратите особое внимание
Запомните для себя, что велосипеды и мопеды — это такие же транспортные средства, как автомобили и автобусы, а значит их водители имеют те же преимущества, что и все остальные (конечно же, за исключением особо оговоренных пунктов правил дорожного движения). Боевые летчики-истребители старательно изучают контуры очертания самолетов противника, чтобы при зрительном контакте уметь отличить своих от чужих. Так и вы держите в голове образы всех участников дорожного движения и замечать их станет проще (рис. 3.103).
Мопеды
Мотоциклы
Велосипеды
Рисунок 3.103 Держите в голове образы всех участников дорожного движения и замечать их станет проще.

Представьте себе солнечный день. По сухому асфальту не спеша движется свежевымытая белоснежная машина. На некотором расстоянии за этой машиной движется еще одна, причем немного быстрее, чем первая. И тут впереди с левой стороны дороги показывается огромная лужа, не заметить которую совершенно невозможно. В тот момент, когда белоснежная машина проезжает мимо этой лужи, ее внезапно обгоняет другой автомобиль, за рулем которого находится чересчур торопливый водитель (рис. 3.104). Естественно, сияющая чистотой машина окатывается грязной водой, словно из ведра. Возникает вопрос — что вообще делать в подобной ситуации? Кто прав, кто виноват? Ситуация абсолютно банальная, но до крайности неприятная. Первая реакция — конечно, догнать этого «супергонщика», вытащить из машины и пару раз стукнуть головой об асфальт. Но ведь понятно, что всех из машин не навытаскиваешься и по голове не настучишься.

Обгон авто
Рисунок 3.104 Представьте ситуацию: по сухому асфальту не спеша движется белоснежная машина. На некотором расстоянии за ней движется еще одна, немного быстрее, чем первая. С левой стороны дороги показывается огромная лужа, и в тот момент, когда белоснежная машина проезжает мимо этой лужи, ее внезапно обгоняет другой автомобиль, и сияющая чистотой машина окатывается грязной водой. А всё, что нужно было сделать её водителю — вовремя добавить газу, ведь второй автомобиль какое-то время уже ехал следом.

Как же защитить себя от подобных выходок не совсем адекватных водителей? Ведь приведенный мною пример с лужей, пожалуй, один из наиболее безобидных. Куда чаще спешащие водители встречаются на перекрестках, когда одни автомобили еще завершают маневр, другие им уступают, а самые нетерпеливые, стараясь вырваться вперед, но плохо видя дорожную ситуацию, становятся причиной столкновений (рис. 3.105). Как правило, вся «спешность» излишне нетерпеливых водителей носит локальный характер — они с пробуксовкой проезжают несколько десятков метров, после чего «ползут» дальше, поскольку «стравили пар» и вроде как полегчало...

Развязка на перекрёстке
Рисунок 3.105 Часто спешащие водители встречаются на перекрестках, когда одни автомобили еще завершают маневр, другие им уступают, а самые нетерпеливые, стараясь вырваться вперед, но плохо видя дорожную ситуацию, становятся причиной столкновений. не надейтесь на то, что кто-то будет действовать так, как это должно быть по правилам или просто с точки зрения здравого смысла, тогда и не будет неожиданностей и обид на окружающих.

На самом деле, все подобные истории подчиняются одному и тому же закону. Если водитель автомобиля создает ситуацию, при которой его безопасность зависит от окружающих (от их умений, их адекватности и уважительного отношения к людям), то виноват в этом сам водитель! Чтобы не подставляться под удар и не быть заложником водителя-соседа, нужно просто не создавать ситуаций, в которых приходится зависеть еще от кого-то, кроме самого себя.

Давайте разберемся на примере, когда машину облили водой. Всё, что нужно было сделать её водителю — это вовремя добавить газу, ведь второй автомобиль не возник из воздуха, а какое-то время уже ехал следом.

То же самое касается случаев с торопливыми водителями на светофорах — не надейтесь на то, что кто-то будет действовать так, как это должно быть по правилам или просто с точки зрения здравого смысла, тогда и не будет неожиданностей и обид на окружающих.

Нередки истории, когда водитель, полагаясь на случай, попадает в ДТП по той простой причине, что смотрит не туда, куда едет, а в сторону. Как правило, подобные ситуации возникают при выезде со второстепенной дороги на пересекающую её главную. В качестве примера приведу две истории из реальной жизни.

Представьте себе выезд со второстепенной дороги, на которой один за другим стоят два автомобиля. Как и положено, водитель первого автомобиля смотрит влево в ожидании, когда в дорожном потоке главной дороги появится просвет и можно будет продолжить движение. Когда в потоке машин наконец-то образуется просвет, водитель первого автомобиля начинает движение, а водитель второй машины тоже трогается и сам начинает смотреть влево (рис. 3.106). Но вдруг, по какой-то причине первый водитель снова останавливается (возможно, замечает приближающуюся машину, которой не было видно раньше, а возможно по какой-то другой причине — неважно). Поскольку второй водитель в этот момент продолжает смотреть влево, а не вперед, происходит столкновение — задний автомобиль догоняет передний.

Движение за авто
Рисунок 3.106 Представьте себе выезд со второстепенной дороги, на которой один за другим стоят два автомобиля. Водитель первого автомобиля смотрит влево в ожидании, когда на главной дороге появится просвет в потоке и можно будет продолжить движение. Когда же просвет наконец-то образуется, водитель первого автомобиля начинает движение, а водитель второй машины тоже трогается и сам начинает смотреть влево. Но вдруг по какой-то причине первый водитель снова останавливается. Поскольку второй водитель в этот момент продолжает смотреть влево, а не вперед, происходит столкновение — задний автомобиль догоняет передний.

Другая история — водитель, которому нужно повернуть направо изпод знака «Уступить дорогу», смотрит влево, ожидая, когда проедут машины. В это же время на тротуаре, несколько правее от поворачивающего автомобиля, стоит пешеход и тоже смотрит влево, ожидая возможности перейти через дорогу. Когда все машины проезжают, пешеход начинает переходить дорогу, а водитель одновременно с этим поворачивает, по-прежнему глядя влево (рис. 3.107). Хорошо, если повезет и всё обойдется, как, например, произошло в этой истории: в качестве «разведчика» пешеход толкал перед собой тележку — хруст тележка произвела громкий, но, к сожалению, последний...

Проезд пешеходного перехода
Рисунок 3.107 Еще одна опасная ситуация: водитель, которому нужно повернуть направо из-под знака «Уступить дорогу», смотрит влево, ожидая, когда проедут машины. В это же время на тротуаре, несколько правее от поворачивающего автомобиля, стоит пешеход и тоже смотрит влево, ожидая возможности перейти через дорогу. Когда все машины проезжают, пешеход начинает переходить дорогу, а водитель одновременно с этим поворачивает, по-прежнему глядя влево. Вывод: никогда не забывайте переводить взгляд туда, куда в это время движется ваш автомобиль!

Вывод, который можно сделать из обоих приведенных примеров, следующий: на дороге никогда не рассчитывайте на то, что если кто-то начал выполнять какое-то действие, то он непременно завершит его. Выстраивайте свою собственную линию поведения так, чтобы любое изменение действий окружающих никак не повлияло на вашу безопасность. Даже если вам крайне необходимо отслеживать ситуацию где-то сбоку, никогда не забывайте переводить взгляд туда, куда в это время движется ваш автомобиль! Помните о том, что нельзя долго смотреть в одну точку, и не забывайте делать «контрольные» взгляды для оценки обстановки со всех сторон автомобиля. Если вы раз и навсегда усвоите для себя это простое правило, то никогда не ошибетесь.

Обратите особое внимание
Поскольку огромное количество легковых автомобилей попадает в ДТП с участием больших тягачей с прицепами (называемых в народе «фурами»), хотелось бы уделить внимание и этому вопросу. Достаточно распространено мнение, что «водителям фур просто наплевать на всех остальных» (мол, чем больше машина, тем меньше можно смотреть по сторонам). На самом деле всё обстоит совершенно иначе — водители-дальнобойщики в большинстве своём профессионалы экстра-класса и как никто другой внимательны за рулем, поэтому тот факт, что из-под их прицепов периодически приходится доставать легковушки, объясняется вовсе не презрением к «мелким» машинам. Дело в том, что «фуры» рассчитаны, в первую очередь, на движение по прямым междугородным трассам, а не в условиях плотного городского трафика с большим количеством поворотов. Из-за больших размеров автопоездов их водители просто не видят 75% пространства вокруг автомобиля и прицепа (особенно это касается пространства с правой стороны автопоезда — рис. 3.108). Поэтому запомните раз и навсегда — никогда не пытайтесь обойти «фуру» справа. Это совершенно безнадежное дело, которое в большинстве случаев заканчивается наездом грузовика на легковушку.
Слепые зоны фуры
Рисунок 3.108 Слепые зоны «фуры».
Обратите особое внимание
Другой тип дорожно-транспортных происшествий с участием «фур» связан с особенностью поворачивания автопоезда. Дело в том, что, для того чтобы вписаться в поворот, водителю «фуры» приходится делать предварительный «замах» в противоположную сторону, что очень часто неправильно истолковывается водителями, которые сами «ныряют» под бок прицепа. В результате, когда автопоезд все-таки поворачивает туда, куда и собирался, легковой автомобиль оказывается зажат между ним и бордюрным камнем (рис. 3.109). Вывод: если вы видите, что на прицепе начали мигать, например, левые указатели поворота, а при этом вся «фура» поворачивает вправо — это вовсе не связано с рассеянностью водителя. Не торопитесь, и всё будет хорошо.
Поворот фуры
Разворот фуры
Повороты фуры
Рисунок 3.109 Для того чтобы вписаться в поворот, водителю «фуры» приходится делать предварительный «замах» в противоположную сторону, что очень часто неправильно истолковывается водителями, которые сами «ныряют» под бок прицепа. В результате, когда автопоезд всё-таки поворачивает туда, куда и собирался, легковой автомобиль оказывается зажат между ним и бордюрным камнем.
Обратите особое внимание
Отдельного внимания на дороге заслуживают армейские грузовики и прочая колесная военная техника. Их опасность заключается в том, что с большой долей вероятности за рулем находится молодой солдат, который получил права буквально вчера. Если, к тому же, принять во внимание тот факт, что армейская техника вообще не отличается повышенной управляемостью и обзорностью, а хронически невыспавшийся солдат, в общем-то, понимает, что с него спрос в случае чего невелик, то вывод напрашивается сам — старайтесь избегать подобного соседства на дороге.
Слепые зоны грузовиков
Рисунок 3.110 Особенность грузовиков с капотом — огромная слепая зона. если, Например, подъезжая к светофору, вы видите свободное место перед таким грузовиком, Не спешите «Нырять» в Него — когда загорится зеленый, водитель грузовика вас просто Не заметит...

Итак, подводя итог, повторю еще раз то, что хотелось бы донести до вашего сознания. Не создавайте ситуаций, когда вы становитесь заложниками чьих-то умелых или неумелых действий. Выстраивайте ситуацию так, чтобы не зависеть ни от кого (конечно, насколько это возможно). Всё, что нужно для этого, — сделать дистанцию чуть больше, чуть больше оставить себе времени для маневра, возможно, лишний раз перестраховаться и немного острее и трезвее оценить развивающиеся события.

Совет
В завершение повествования о соседях на дороге хочу лишний раз напомнить о том, что дорога — это не место для выяснения отношений. Даже если кто-то повел себя некорректно по отношению к вам (подрезал, выехал вам навстречу через двойную сплошную, опередил ваш автомобиль по обочине и т. п.), но в итоге всё обошлось благополучно, не стремитесь отомстить, переполняясь праведным гневом. Как правило, любая такая «месть» в результате заканчивается дорожно-транспортным происшествием, причем доводы типа «он первый начал» к рассмотрению не принимаются. Лучше вспомните правило «ДДД» и спокойно следуйте далее — поверьте, гораздо лучше потратить лишние деньги не на ремонт автомобиля (в том числе не своего собственного), а на что-то более приятное.

Подраздел 3.6 Обгон и встречный разъезд

Старт автомобиля
Первый выезд на дорогу
Параллельная парковка задним ходом

Глава 4. Парковка


 
comments powered by Disqus