Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Учебник по вождению автомобиля  /  Глава 6. Заключение » Подраздел 6.2 Заключительные наставления

6.2 Заключительные наставления

Сегодня огромное количество людей, буквально миллионы, садятся за руль каждый день. По сути, управление автомобилем превратилось в повседневную, рутинную деятельность. И, к сожалению, некоторые водители ошибочно полагают, что полученное удостоверение на право управления транспортным средством является достаточным основанием для полноценного управления автомобилем. На самом же деле это не совсем так. Дело в том, что после сдачи экзаменов в органах госавтоинспекции и получения водительских прав всё только начинается. Нужно понимать, что, даже получив от государства официальное разрешение на управление автомобилем (в чем, собственно, и заключается смысл выдачи водительского удостоверения), новоиспеченный водитель нуждается в дальнейшем самосовершенствовании, самообучении и планомерном накапливании опыта. Навыков, полученных в автошколе в течение нескольких часов вождения по учебной площадке и нескольких часов по городу, совсем недостаточно для того, чтобы водитель ознакомился со всеми возможными ситуациями на дороге, со всеми случайностями и неожиданностями дорожного движения.

Полученные права — это лишь базовые навыки, которые позволят достаточно безопасно начинать свой путь становления водителя и, собственно, набирать тот самый опыт. Даже самая осторожная и виртуозная манера вождения не заменит внимательного наблюдения за дорожной ситуацией, за другими водителями и за тем, чего следует опасаться.

Одинаковых водителей просто не бывает, поэтому оценка дорожной ситуации каждым из них индивидуальна. Невозможно абсолютно четко Правилами дорожного движения регламентировать все аспекты безопасности. Только наличие длительного опыта и критического осмысления всего того, что происходит с вами на дороге, позволяет каким-то образом предугадывать непредвиденное, ожидать неприятностей там, где их, казалось бы, нет. А самое главное — с опытом приходит способность не дать застать себя врасплох.

Хотелось бы рассмотреть несколько вопросов, относящихся к переходу с этапа начинающего вождения во «взрослую» жизнь водителя.

Очень часто спрашивают, нужно ли вешать на автомобиль треугольник с буквой «У». Согласно Правилам дорожного движения, опознавательный знак «Учебное транспортное средство» (то есть тот самый треугольник с буквой «У») устанавливается на транспортные средства, на которых проводится обучение вождению (рис. 6.12). Автомобиль, за рулем которого находится водитель со стажем вождения до двух лет (другими словами, начинающий водитель), обозначается круглым знаком «70» (рис. 6.11), который говорит об ограничении скорости движения данного транспортного средства.

Знак 70 автомобиля
Рисунок 6.11 Автомобиль, за рулем которого находится водитель со стажем вождения до двух лет, обозначается знаком «70».

Дело в том, что, как это ни печально, буква «У» на автомобиле для очень многих водителей служит раздражающим фактором — как красная тряпка для быка. Поэтому водитель, который, приклеивая на свою машину букву «У», рассчитывает на какое-то снисхождение со стороны окружающих участников дорожного движения, в итоге получает обратный эффект. К сожалению, очень многие водители с определенным стажем вождения забывают совершенно, с чего им приходилось начинать самим, и ведут себя на дороге несколько некорректно, стараясь как-то притеснить, подрезать или подставить автомобиль с буквой «У». По их мнению, в случае чего весь спрос будет с начинающего водителя, как более неопытного, а значит однозначно виновного в любой неприятности на дороге. С подобными ситуациями порой приходится сталкиваться даже мне лично: поскольку мой автомобиль, оборудованный для учебной езды, как и положено, отмечен той самой буквой «У», то многие воспринимают это как сигнал о том, что за рулем находится «зеленый» неуверенный в себе водитель. А однажды даже приключилась другая забавная история, когда я, встретив одну из своих учениц после двух-трех лет после завершения обучения, услышал: «Ты всё еще учишься? А я свою «У» уже сняла...».

Знак буква У
Рисунок 6.12 Буква «У» на автомобиле для очень многих водителей служит раздражающим фактором, поэтому начинающему водителю лучше наклеить знак ограниченной скорости движения — «70».

Очевидно, что наличие буквы «У» на автомобиле не дает вам права нарушать Правила дорожного движения и не дает вам права грубо ошибаться. С точки зрения закона, вы, имея удостоверение на право вождения, являетесь полноценным водителем, а значит, в случае чего, спрашивать с вас будут по всей строгости. Поэтому не создавайте себе лишних проблем, привлекая к внимание водителей, неадекватно относящихся к знаку «У». Если уж вам хочется выделить себя как начинающего водителя, лучшим вариантом является знак «70» — это и более корректно с точки зрения Правил дорожного движения, и, на мой взгляд, не так «болезненно» воспринимается окружающими.

К слову сказать...
Наклейки типа «Каблучок», «Чайник», «Дама за рулем» и тому подобные проявления народного творчества (рис. 6.13) — всего лишь шутки, которые вообще никак не влияют на повышение безопасности, а значит, не являются самым необходимым аксессуаром в автомобиле. Устанавливать или нет подобные наклейки — личное дело любого водителя.
Поклейка наклеек
Рисунок 6.13 Клеить ли на автомобиль любые другие наклейки, не предусмотренные Правилами дорожного движения, — личное дело любого водителя.

Естественно, будучи начинающим водителем, который еще не до конца разбирается во всех тонкостях вождения, вы можете допускать какие-то ошибки. Но это вовсе не повод «забиваться в угол», равно как и не повод для профессионального водителя щеголять своим мастерством на дороге. Помните о том, что вокруг вас такие же водители, которые имеют те же права и обязанности, что и вы. Поэтому, относясь корректно и уважительно к окружающим, вы заслужите такое же отношение к себе. Не нужно думать о том, что вы ничего не умеете или чего-то не знаете, а все остальные на дороге — очень опытные и понимающие. Не чувствуйте себя на дороге случайным гостем, которого вот-вот разоблачат и попросят удалиться, чтобы не мешал всем остальным.

Искусство управления автомобилем — это делать то, что нужно, и тогда, когда нужно. Поэтому, еще раз повторюсь, что получение удостоверения права на вождение автомобиля — это всего лишь начало вашего пути в безопасной, комфортной и наполненной яркими красками жизни водителя. Не забывайте о дальнейшем усовершенствовании собственных навыков вождения, особенно в течение первых лет управления автомобилем. Прочувствуйте свои достоинства и недостатки, старайтесь не допускать возникновения какой-то переоценки собственных сил и чрезмерной уверенности в себе. По-настоящему овладевают вождением только те водители, которые четко и ясно представляют себе все факторы, воздействующие на автомобиль, движущийся на высокой скорости. Таких факторов очень много — это и неровности дорожного покрытия, и порывы ветра и многое-многое другое. Любой из этих факторов может потребовать от водителя огромной скорости реакции и правильных адекватных действий. Именно по этой причине Правила дорожного движения запрещают начинающим водителям первые два года превышать скорость движения 70 км/час на любой дороге. Со временем у каждого водителя формируется собственный ритм и гармония движения, что позволяет постепенно повышать скорость без угрозы собственной безопасности.

Грамотное и эффективное управление автомобилем предполагает три вещи: знание ПДД, понимание физических явлений, действующих на автомобиль, а также способность чувствовать поведение автомобиля как такового. Так вот, первые две мы получаем из учебников и от преподавателей автошкол, а третье приходит только с опытом, который нарабатывается в процессе всей жизни. Не получится знания заменить интуицией, то есть грамотный обученный водитель, понимающий, какую реакцию ему нужно получить от автомобиля на данных момент, знает наперед, что ему нужно делать. В качестве примера, представьте себе какой-то поворот, нарисованный на бумаге. Если теперь попросить любого водителя нарисовать траекторию движения автомобиля в этом повороте, то все без труда справятся с этой задачей. Если мы сядем за руль автомобиля и проедем эту же траекторию со скоростью 20-30 км/час, то большинство водителей опять же с этим справится. Если попробовать пройти этот же поворот со скоростью 60 км/час, то справиться с такой задачей смогут уже не все. А прохождение этого же поворота на скоростях 90~100 км/час будет уже основываться даже не на знаниях, а на уровне инстинктов, поскольку думать что и как делать на такой скорости просто некогда. Именно поэтому не забегайте наперед, всему своё время. Накопив определенный опыт, можно задуматься о повышении водительских навыков по программе контраварийной подготовки, в процессе которой нарабатывается скорость реакции, видение поведения автомобиля в экстренной ситуации, а самое главное, на мой взгляд, данная программа обучения остужает горячие головы — очень часто люди, прошедшие обучение контраварийному вождению, благодарят именно за то, что они начинают ездить более аккуратно, более осмысленно, более корректно (как по отношению к себе, так и к окружающим). Действующие автогонщики, которые занимаются автоспортом профессионально, на дорогах общего пользования ведут себя очень сдержанно и ездят с четким соблюдением Правил дорожного движения, то есть довольно медленно, по меркам среднестатистического водителя.

Сейчас, когда ваше обучение базовым навыкам вождения подходит к финалу, нужно понимать, что у вас всё получится — вы успешно сдадите экзамен, сядете за руль своего автомобиля и уже через некоторое время будете чувствовать себя полноправным участником автомобильного сообщества. Берегите себя, и время, проведенное за рулем, будет приносить вам только положительные эмоции.

Время за рулём
Рисунок 6.14 Пусть время за рулем приносит только положительные эмоции!

Подраздел 6.1 Что нужно брать с собой в дорогу

Автомат или механика?
Старт в гору
Особенности движения в дождь

Приложения


 
comments powered by Disqus