Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Учебник по вождению автомобиля  /  Глава 2. Вождение на учебной площадке » Подраздел 2.5 Змейка передним ходом со старт-остановкой

2.5 Змейка передним ходом со старт-остановкой

Теперь, когда вы освоили змейку передним ходом, настало время усложнить задачу. Как я уже говорил ранее, в один момент времени у водителя должны синхронно работать руки, ноги и глаза. Продолжая свой путь к достижению этой цели, приступим к следующему упражнению.

Итак, когда мы с вами делали упражнение «старт-остановка», то работали ногами, а руками почти не работали, поскольку автомобиль двигался практически по прямой. Когда мы учились проезжать змейку передним ходом, то работали руки, а ноги, если не учитывать момента старта автомобиля, практически не работали — после трогания автомобиль дальше ехал сам (иногда даже с отпущенной педалью газа). Теперь же наша задача — совместить оба этих пройденных упражнения в одно, чтобы синхронизировать работу рук и ног. Выглядит это упражнение следующим образом: подъезжая к первой фишке, мы останавливаемся рядом с ней, например, правым зеркалом; стартуя, мы доезжаем средней стойкой до фишки и поворачиваем руль в первый «карман» змейки, а в момент, когда следующая фишка находится прямо перед глазами, выжимаем педаль сцепления в пол и, выравнивая руль, подъезжаем ко второй фишке левым зеркалом (естественно, наискосок относительно линии фишек, но на прямых колесах) и останавливаемся (рис. 2.70). После этого мы снова стартуем и повторяем все действия, но теперь с поворотом в другую сторону. Чередуя таким образом остановки возле фишек то правым, то левым зеркалами, нужно доехать до конца змейки, развернуться и снова повторить упражнение необходимое количество раз (как и раньше — это одна—две сотни повторений). При этом ваша задача — не расширять траекторию движения, то есть продолжать «прижиматься к фишкам». А самое главное — в момент остановки руль должен быть «прямым», то есть в центральном положении.

Отработка навыков проезда змейкой и старта-остановки
Рисунок 2.70 Упражнение, совмещающее отработку навыков проезда змейкой и старта-остановки.

Наверняка, когда вы приступите к этому упражнению, заметите, что, при повороте руля, ноги по какой-то причине тоже откликаются — при повороте налево правая нога почему-то упирается в газ, а при правом повороте левая нога норовит выжать сцепление. Это вполне нормальный и естественный процесс, ведь голова у нас одна, а конечностей — четыре. Змейка передним ходом со старт-остановкой как раз и необходима для того, чтобы сорганизовать все отдельные части тела и заставить их работать независимо друг от друга.

Сделав несколько подходов, вы убедитесь, что это упражнение довольно непростое. Но, как только змейка со старт-остановками начнет получаться (а это становится заметно сразу же), то попробовав снова выполнить обычную змейку без остановок, вы просто удивитесь, насколько это будет легко! Дело в том, что, когда человек вынужден одновременно заниматься ногами и руками, глазами наблюдать за обстановкой, при этом помнить о траектории и успевать еще слушать инструктора, то он при этом выполняет колоссальную работу в один момент времени. Как только у вас отпадет необходимость делать всё это и вы поедете обычную змейку передним ходом без остановок, всё высвободившееся внимание перераспределится на дорожную ситуацию — всё станет намного понятнее и проще. Самое главное, теперь вы сможете ехать так, как запланируете, а не так, как получится (как это было вначале).

Давайте перечислим все эффекты, достигаемые после прохождения змеек передним ходом.

Первое — чувство габаритов автомобиля. Вам больше не будет казаться, что вы управляете океанским лайнером размером с футбольное поле и вы уверенно сможете оценивать, пройдет ли ваш автомобиль на том или ином участке дороги.

Второе — понятие правильной траектории. Обычно все траектории делятся на правильную и все остальные. Как говорил кто-то из великих гонщиков: «На трассе есть одна единственная самая быстрая дорожка». Данное правило действительно не только для гонок, но и для обычного повседневного вождения.

Третье — ощущение момента начала действия. Если вы где-то хоть на полсекунды, буквально на мгновение замешкаетесь, например, с началом движения руля (хоть на поворот, хоть на выравнивание), то траектория движения заметно собьется. На широкой дороге вы не заметите этого никогда, а на узкой короткой змейке при хорошей скорости (те самые 10—15 км/час на второй передаче) — мгновение, и вы сразу ощутите последствия своей ошибки, «вылетев» с пути.

Четвертое — скорость реакции. Если вы проезжаете змейку достаточно быстро, но при этом четко направляете автомобиль именно туда, куда нужно, то в условиях вождения на реальной дороге будете реагировать с большим запасом, поскольку скорость вашей реакции будет гораздо выше, чем того требуют реальные условия. Например, когда водитель едет по дороге со скоростью 40 км/час (а учебные автомобили обычно ездят именно с такой скоростью) и это всё, на что он способен, то никакого запаса у него нет, как это ни прискорбно. Если же водитель умеет ездить со скоростью, скажем, 60 км/час, но в данный момент времени едет со скоростью 40 км/час, значит у него запас по скорости реакции, грубо говоря, 20 км/час. А если водитель умеет ездить со скоростью 140 км/час, а едет 40 км/час — этот запас уже целых 100 км/час! Есть над чем задуматься, правда?

Пятое — чувство «прямого» руля. Где бы вы ни находились и куда бы ни ехали, вы будете машинально выравнивать руль, глядя на дорогу, а не на руль. Понаблюдайте за водителями на дороге, и вы заметите, что многие из них постоянно поглядывают на руль, чтобы проверить, в каком он положении. А представьте, что в момент, когда водитель посмотрел на руль, на дорогу шагнула бабка или впереди достаточно бодро затормозил белоснежный Lexus... Вспоминая чью-то маму, водителю придется резко бить по тормозам, и хорошо, если он успеет затормозить.

Шестое, и самое главное, что дает змейка передним ходом — это угол обзора. Вы можете свернуть лист бумаги в трубку и посмотреть в него, как в подзорную трубу. Обычно начинающий водитель смотрит на дорогу примерно так же — он не видит ничего, кроме пятнышка впереди. Стоит ему только повернуть голову или отвести взгляд в сторону, и он уже ничего не видит вообще. Потом эта «подзорная труба» постепенно расширяется, превращаясь в своего рода «раструб» — человек начинает видеть примерно на 45 градусов в стороны. Как правило, большинство на этом и останавливается. После выполнения змейки передним ходом водитель начинает видеть ситуацию вокруг автомобиля на 180 градусов и более (рис. 2.71). Поэкспериментируйте со своим периферийным зрением: посмотрите вдаль вперед, сфокусировав зрение на чем-то одном, и постарайтесь описать то, что вы видите «краем глаза» слева и справа от себя. Вы удивитесь, что увидите при этом ну очень много всего. Когда человек умеет правильно вести взгляд по дороге, то, как правило, неожиданностей для него становится значительно меньше. Водитель с точечным зрением видит пешехода лишь тогда, когда тот находится уже перед машиной, а водитель с широким углом обзора может заметить пешехода, который только приближается к дороге.

Ситуация вокруг автомобиля
Рисунок 2.71 После выполнения змейки передним ходом водитель начинает видеть ситуацию вокруг автомобиля на 180 градусов и более, что значительно повышает безопасность езды, позволяя вовремя заметить пешехода или обгоняющий автомобиль.

Не поленитесь и не пожалейте времени для того, чтобы основательно освоить змейку передним ходом — все затраченные усилия вернутся вам сторицей.

Подраздел 2.4 Змейка передним ходом

Особенности движения в дождь
Парковка типа «гараж»
Змейка передним ходом со старт-остановкой

Подраздел 2.6 Основы движения задним ходом


 
comments powered by Disqus