Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Купить полную версию книги

Двигатель VWT5Multivan. Зубчатый ремень VWT5Multivan

5. Зубчатый ремень
Важным элементом, передающим крутящий момент от коленчатого вала на механизм газораспределения, является зубчатый ремень. Он установлен с внешней стороны двигателя на зубчатых колесах коленчатого и распределительного вала.
Зубчатый ремень состоит из синтетического материала, укрепленного арматурой из стальной проволоки. Следите за тем, чтобы на него не попадал смазочный материал и ни в коем случае не перетягивайте его. Для автомобилей с 4-цилиндровым двигателем (особенно модели TDI), фирма VW рекомендует выполнять проверку состояния ремня, проверку и, при необходимости, замену натяжного ролика, а также проверку натяжения зубчатого ремня. Для выполнения данных операций снимите зажимы на верхней части защитного кожуха зубчатого ремня и затем аккуратно снимите защитный кожух. С помощью линейки или штангенциркуля выполните замер ширины ремня. Если измеренная ширина меньше 22 мм, замените зубчатый ремень. Если натяжение и положение ремня неправильное (деформация ремня, поврежден натяжной ролик), также, рекомендуется заменить ремень.
Замена зубчатого ремня является трудоемкой операцией. Для этого потребуются различные специальные инструменты: устройство для установки поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ), стопорный болт и промежуточная пластинка, гайковерт, установочная линейка, приспособление для поддержки двигателя с опорами или лебедкой, угломер, контропора и т.д. Будьте внимательны, так как допущенная во время регулировки или подгонки ошибка может привести к серьезному повреждению двигателя.
ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ЗУБЧАТОГО РЕМНЯ
- Удалите защелки с верхней части защитного кожуха зубчатого ремня. Снимите защитный кожух.
- Проверьте зубчатый приводной ремень на наличие трещин, поперечных разрывов, отделение основания, а также на повреждение корпуса зубчатого ремня.
- На поверхности ремня не должны присутствовать обтрепавшиеся края корда, разрывы синтетического покрытия, а также следы масла и смазки.
- В первую очередь проверьте ремень на наличие возможных повреждений, указанных на иллюстрации 14.
- Состояние зубчатого ремня проверяйте также тщательно и внимательно, как и состояние поликлинового ремня. При обнаружении дефектов, обязательно замените ремень. Эта мера необходима, чтобы избежать возникновения дальнейших поломок и неисправностей.
СНЯТИЕ ЗУБЧАТОГО РЕМНЯ
- Соблюдайте все надлежащие меры предосторожности и требования, предъявляемые к аккуратности выполнения работ! Демонтируйте кожух бачка радиатора и снимите болтовые соединения на передней панели справа и слева.
- Открутите защитный кожух справа, а также крышку аккумуляторной батареи на балке с замком капота.
Снятие зубчатого ремня Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 15
1. Расходомер воздуха, 2. Уплотнительное кольцо, 3. Верхняя часть воздушного фильтра, 4. Сменный фильтрующий элемент воздушного фильтра, 5. Воздуховод, 6. К блоку управления дроссельной заслонки, 7,12. Ленточные пружинные хомуты, 8. К впускному коллектору, 9. Место подключения вентиляции картера двигателя, 10. К воздушной трубке электромагнитных форсунок, 11. Впускной шланг.
Снятие зубчатого ремня Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 16
1. Кронштейн 10-222А/23,
Стрелки - крепление верхней опоры амортизационной стойки и балки с замком капота.
- Снимите шланг (11), соединяющий блок управления дроссельной заслонкой и расходомер воздуха (1) (ил. 15).
- Снимите поликлиновой ремень, как описывалось ранее.
- Открутите насос гидроусилителя руля и отложите его в сторону. Шланги при этом остаются подключенными.
- Снимите натяжной элемент поликлинового ремня и верхний защитный кожух зубчатого ремня.
- Поворачивая коленчатый вал, установите приводную шестерню распределительного вала на отметку ВМТ для цилиндра 1 (ил. 4). Отметка на приводной шестерне распределительного вала должна совпадать со стрелкой на крышке головки блока цилиндров (стрелки на ил. 4).
- Снимите чехлы с верхней опоры амортизационной стойки и установите адаптер 10-222А/23 (1, ил. 16) на опору амортизационной стойки и на балку с замком капота
- Теперь воспользуйтесь приспособлением для поддержки двигателя V.A.G 10-222А. Это приспособление, представляющее собой лебедку и необходимое при работе в подкапотном пространстве, устанавливается на кронштейне 10-222А/23.
- На головке блока цилиндров двигателя имеется проушина. Чтобы обеспечить устойчивое положение двигателя зацепите проушину специальным крюком приспособления, установленного на кронштейне.
Предупреждение: Открутите крепежные болты опоры крепления двигателя на кронштейне крепления агрегатов и болты кронштейна крепления агрегатов на кузове (стрелки на ил. 17). Затем полностью снимите кронштейн крепления агрегатов. Эти операции должны проводиться только при условии, что двигатель зафиксирован надлежащим образом! Теперь двигатель можно установить в прежнее положение.
- Удалите крепежные элементы опоры крепления двигателя на головке блока цилиндров (стрелки на ил. 18) и снимите ее.
Снятие зубчатого ремня Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 17
Кронштейн крепления агрегатов на опоре крепления двигателя и кузове. Стрелки указывают на места под крепежные болты.
- Снимите демпферный шкив (ил. 19), а также средний и нижний защитный кожух зубчатого ремня.
- Обозначьте направление вращения зубчатого ремня.
- Ослабьте натяжной ролик и снимите зубчатый ремень. Затем немного прокрутите коленчатый вал в обратную сторону.
УСТАНОВКА И НАТЯЖЕНИЕ ЗУБЧАТОГО РЕМНЯ
Перед выполнением установки зубчатого ремня убедитесь, что двигатель остыл до температуры, допускающей прикосновение рукой. При проворачивании распределительного вала поршни не должны находиться в верхней мертвой точке (ВМТ). Прежде чем приступить к натяжению ремня, с помощью гайковерта Т10020 или подобного инструмента, натяжной ролик на эксцентриковой шайбе необходимо прокрутить пять раз в обоих направлениях до упора (ил. 21).
- Приведите в соответствие отметку на распределительном валу с маркировкой на крышке головки блока цилиндров (ил. 15).
- Наденьте ремень на зубчатое колесо коленчатого вала и водяного насоса (соблюдайте направление вращения).
Установка и натяжение зубчатого ремня Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 18
Стрелки - крепежные болты опоры крепления двигателя на блоке цилиндров.
Установка и натяжение зубчатого ремня Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 19
Демонтаж демпферного шкива.
Установка и натяжение зубчатого ремня Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 20
Отметки показывают положение ВМТ коленчатого вала для цилиндра 1.
- Установите нижний и средний защитный кожух зубчатого ремня, а также демпферный шкив.
- Установите коленчатый вал в положение ВМТ для цилиндра 1 (илл. 20).
- Наденьте зубчатый ремень на натяжной ролик и приводную шестерню распределительного вала.
- После этого зубчатый ремень должен быть в натянутом положении. Однако прежде с помощью гайковерта Т10020 или подобного инструмента (стальная полоса с двумя болтами) натяжной ролик на эксцентриковой шайбе необходимо прокрутить несколько раз в обоих направлениях до упора [ил. 21).
- Натяните зубчатый ремень. Для этого поворачивайте гайковерт Т10020 (или похожий инструмент), надетый на эксцентриковую шайбу, влево до упора (стрелка на ил. 21).
- Затем ослабляйте натяжение зубчатого ремня до тех пор, пока метка (1) и указатель (2) не совпадут (ил. 21). В этом случае целесообразно использовать зеркало.
- Затяните гайку с усилием 20 Нм.
- Прокрутите коленчатый вал на два оборота в направлении вращения двигателя, чтобы поршни цилиндра 1 перешли в положении ВМТ (илл. 20). При этом очень важно, чтобы проворачивание вала, на последних 45° (то есть восьмая часть оборота), происходило непрерывно.
- Проверьте натяжение зубчатого ремня. Если метка и указатель совпали, это свидетельствует о правильно выполненной установке (ил. 21).
- Закрепите опору крепления двигателя на головке блока цилиндров с помощью крепежных болтов (стрелки на ил. 18)] затяните болты с усилием 20 Нм.
Прежде чем установить кронштейн крепления агрегатов, затяните все болты на опоре крепления двигателя.
- Установите кронштейн крепления агрегатов для двигателя/кузова и затяните новые крепежные болты с усилием 50 Нм плюс 90°. Прикрутите кронштейн крепления агрегатов к опоре крепления двигателя. Для этого с помощью приспособления для поддержки двигателя (VAG 10-222А) прижмите контактные поверхности и затяните крепежные болты.
- Установите насос гидроусилителя руля, а также натяжной элемент для поликлинового ремня.
- Установите верхний защитный кожух зубчатого ремня и наденьте шланг, соединяющий блок управления дроссельной заслонкой и расходомер воздуха.
- Присоедините к балке с замком капота переднюю панель (с правой стороны), кожух бачка радиатора, обшивку (с правой стороны) и крышку аккумуляторной батареи.
ПРОВЕРКА ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОГО НАТЯЖНОГО РОЛИКА ЗУБЧАТОГО РЕМНЯ
Перед выполнением этой процедуры убедитесь, что двигатель остыл до температуры, допускающей прикосновение рукой. Крепежный уголок (стрелка) должен входить в паз (ил. 22).
- Снимите верхнюю часть защитного кожуха зубчатого ремня. Установите вал двигателя в положение ВМТ для цилиндра 1 (ил. 20).
- Сильно надавите большим пальцем на зубчатый ремень. Указатель (ил. 21) должен при этом сместиться.
- Теперь уберите палец с зубчатого ремня и проверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы вал двигателя снова оказался в ВМТ для цилиндра 1. Прокручивание вала на последних 45° должно происходить непрерывно, то есть без пауз.
Натяжной ролик должен вернуться в исходное положение: сейчас метка (1) и указатель (2) должны совпадать {ил. 21). Для точной проверки лучше всего использовать зеркало!
ДЕМОНТАЖ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Соблюдайте соответствующие правила техники безопасности и рекомендации по аккуратности выполнения определенных работ; все снятые во время демонтажа кабельные стяжки при монтаже необходимо установить на прежние места. Если установлена сигнализация, необходимо считать, и сохранить код для последующего программирования.
- При выключенном зажигании отсоедините массовую клемму аккумулятора.
- Чтобы снизить давление, откройте и сразу закройте крышку расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Слейте охлаждающую жидкость.
Демонтаж головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 21
С помощью ключа (гайковерта Т10020) прокрутите натяжной ролик в обоих направлениях до упора.
Демонтаж головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 22
Стрелка - крепежный уголок на натяжном ролике.
Демонтаж головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 23
Головка блока цилиндров АХА:
1. Шланг вентиляции, 2. Топливный шланг обратной подачи топлива, 3. Топливный шланг прямой подачи топлива.
- Снимите топливный шланг прямой (3) и синий шланг обратной (2) подачи топлива; вытекающее из отсоединенных шлангов топливо собирайте обтирочной тряпкой. Снимите белый шланг вентиляции (1) (ил. 23). Для снятия шланга нажмите на фиксаторы, расположенные на муфте для соединения шланга. В отсоединенные шланги сразу же вставьте специальные пробки, чтобы туда не попала грязь!
- Снимите шланг, соединяющий блок управления дроссельной заслонкой и расходомер воздуха.
Демонтаж головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 24
Места подключений на головке блока цилиндров АХА.
1. Шланг электромагнитного клапана, 2. Штекер на блоке управления дроссельной заслонкой, 3 и 4 Шланги охлаждающей жидкости, 5. Трубка для подключения шланга 1 и 6 Штекер на клапане рециркуляции ОГ, 7 и 8 Шланги вентиляции картера двигателя, 9 Направляющая шланга.
Демонтаж головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 25
Стрелка - напорная магистраль на комбинированном клапане.
Демонтаж головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 26
Последовательность откручивания болтов крепления головки блока цилиндров.
- Снимите напорную магистраль (стрелка на ил. 25) с комбинированного клапана и отсоедините от направляющей.
- При отсоединении шлангов и штекеров руководствуйтесь информацией, представленной на иллюстрации 24. Отсоедините шланги охлаждающей жидкости (3) и (4) от корпуса дроссельной заслонки.
- Снимите шланг вентиляции картера двигателя с крышки головки блока цилиндров (7).
- Снимите шланг вентиляции картера двигателя с соединительной трубки на держателе масляного фильтра (8).
- Снимите соединительный шланг (1) электромагнитного клапана N80 с трубки (5).
- Разомкните зажимы и снимите направляющую шланга (9).
- Снимите с держателя штекерный разъем для лямбда-зонда, расположенный перед катализатором.
- Снимите штекерный разъем (2) на блоке управления дроссельной заслонкой.
- Снимите штекерный разъем (6) на клапане для рециркуляции ОГ.
- Снимите вакуумные шланги сбоку на верхней части впускного коллектора, а также вакуумный шланг, который подключен к усилителю тормозного привода.
- Снимите трубку для рециркуляции ОГ и открутите от трубчатой опоры верхнюю часть впускного коллектора.
- Демонтируйте верхнюю часть впускного коллектора. Закупорьте чистой тряпкой впускные каналы на верхней части впускного коллектора.
- Отсоедините все шланги охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров.
- Отсоедините также всю необходимую электропроводку и все вакуумные шланги от головки блока цилиндров.
- Освободите от зажимов, отсоединенную от комбинированного клапана (см. ил. 25), напорную магистраль.
- Демонтируйте выпускной трубопровод спереди, верхнюю часть защитного кожуха зубчатого ремня, поликлиновой ремень и натяжной элемент для поликлинового ремня.
- Вращая коленчатый вал, установите приводную шестерню распределительного вала на отметку ВМТ для цилиндра 1. Отметка на приводной шестерне распределительного вала должна совпадать со стрелкой на крышке головки блока цилиндров (ил. 15).
- Ослабьте натяжной ролик и с приводной шестерни распределительного вала снимите зубчатый ремень.
- Немного проверните коленчатый вал в обратную сторону и снимите крышку головки блока цилиндров.
- С помощью ключа (3452) выкрутите болты крепления головки блока цилиндров в указанной на иллюстрации 26 последовательности.
- Аккуратно снимите головку блока цилиндров, будьте очень внимательны, чтобы не нанести повреждений. Теперь можно удалить все следы масла или охлаждающей жидкости из глухих резьбовых отверстий. При монтаже эти резьбовые отверстия должны быть абсолютно чистыми.
УСТАНОВКА ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
С новой прокладкой головки блока цилиндров обращайтесь особенно бережно, вынимайте ее из упаковки непосредственно перед самой установкой. При установке всегда используйте только новые болты крепления головки блока цилиндров. Не допускайте попадания грязи и зерен наждачной бумаги в охлаждающую жидкость.
- Аккуратно очистите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров.
Примечание: Будьте внимательны, на поверхности не должно быть царапин или прочих дефектов. Если Вы используете шлифовальную бумагу, то размер зерна не должен быть менее 100!
- Аккуратно удалите с поверхности зерна наждачной бумаги, воспользовавшись тряпкой.
- Если во время установки коленчатый вал был случайно прокручен, то поршень первого цилиндра необходимо снова установить в положение верхней мертвой точки (ВМТ), для этого коленчатый вал следует немного прокрутить в обратную сторону.
Для правильной установки (центрирование) головки блока цилиндров, в отверстия под болты, со стороны выпуска, на головке блока цилиндров вкручивают направляющие пальцы. Фирма VW рекомендует использовать пальцы типа 3450/2А, для которых предусмотрен специальный инструмент для выкручивания 3450/3.
Примечание: В верхней части направляющие пальцы имеют маленький допуск на диаметр. Поэтому перед установкой головки блока цилиндров необходимо проверить, можно ли извлечь направляющие пальцы сквозь головку блока. Если необходимо, слегка сточите накатку пальцев.
- Установите новую прокладку головки блока цилиндров. Если после установки на прокладке можно прочитать надпись (номер детали), это свидетельствует о том, что прокладка установлена правильно. Установите головку блока цилиндров: в восемь свободных отверстий вставьте болты крепления головки блока цилиндров и затяните их.
- Выкрутите направляющие пальцы сквозь головку блока из болтовых отверстий. Если применялись пальцы согласно нормам фирмы VW, то в таком случае, воспользуйтесь подходящим специальным инструментом для выкручивания. Чтобы выкрутить пальцы, поворачивайте инструмент влево. Два оставшихся болта крепления головки блока цилиндров вставьте в отверстия и затяните их.
- Затем в последовательности обратной демонтажу (ил. 26) затяните все десять болтов. Начинайте от центра (1 и 2) и продолжайте затягивать крест-накрест: 3 - справа внизу, 4 - слева вверху, 5 - слева внизу, 6 - справа вверху, 7 - слева внизу, 8 - справа вверху, 9 - справа внизу, 10 - слева вверху. Затягивание болтов происходит в три этапа:
1 этап выполняется с помощью динамометрического ключа с усилием 40 Нм; 2 и 3 этап - посредством жесткого ключа, поворачивая каждый болт дополнительно еще на 90° (четверть оборота).
Установка головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 27
1. Крышка, 2. Уплотнение, 3. Шланг, 4. Прокладка крышки головки блока цилиндров, 5. Маслоотражатель, 6. Болт крепления головки блока цилиндров, 7. Соединительный патрубок, 8. Проушина, 9. Прокладка головки блока цилиндров, 10. Нижняя часть защитного кожуха зубчатого ремня,11. Зубчатый ремень, 12. Головка блока цилиндров, 13 Крышка головки блока цилиндров
Установка головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 28
Индикатор часового типа с держателем VW387 в работе.
Установка головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 30
Размеры клапана: а и Ь - Диаметр, с - Длина, а - Угол фаски.
Установка головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 29
При установке крышки корпуса подшипника распределительного вала не допускайте смещение центров.
Установка головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 31
Обозначения на распределительном валу:
Между кулачками впускного и выпускного клапана выбиты цифры и буквы.
а. Основная окружность кулачка распределительного вала. I, II. Цилиндр 1 и 2.
Установка головки блока цилиндров Volkswagen Multivan T5
Иллюстрация 32
Прежде чем приступить к притирке седла клапана необходимо точно измерить расстояние «а» между концом стержня клапана и верхней кромкой головки блока цилиндров.
Предупреждение: При проворачивании распределительного вала коленчатый вал не должен находиться в положении ВМТ, так как в противном случае это может повредить клапаны и днище поршня.
- Установите верхнюю часть впускного коллектора, зубчатый и поликлиновой ремень. Установите на места оставшиеся детали в последовательности обратной демонтажу. Залейте новую охлаждающую жидкость.