Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;

Как пользоваться руководством по ремонту?

Казалось бы, ответ на этот вопрос прост – в машине появилась неисправность, купил книгу и починил, что смог, пользуясь приведенным описанием операций. Однако на практике автолюбители (особенно те, кто знаком с конструкцией автомобиля лишь понаслышке) зачастую сталкиваются с некоторыми затруднениями при поиске в приобретенном руководстве необходимой информации. А иногда ситуация осложняется еще и тем, что человек не только не знает ГДЕ искать, но и не до конца понимает ЧТО именно он ищет. В связи с этим ниже мы постараемся разобраться в том, как же всё-таки пользоваться руководствами по ремонту автомобилей, чтобы получать от них максимальную пользу. Итак, кроме того, что купленная книга может служить заменой отломанной ножке холодильника или играть ведущую роль в розжиге мангала на пикнике, она еще содержит большое количество очень полезной информации касательно Вашего автомобиля.

Если, покупая книгу, владелец автомобиля не планирует совершать каких-либо подвигов на трудовой почве для ремонта своего железного коня, а решает в будущем ограничиться максимум заменой колеса, то соответствующую информацию для проведения такого рода операций он может найти в самых первых главах руководства по ремонту. К слову, обычно подобная информация также содержится в инструкциях по эксплуатации, прилагаемых к автомобилю при его приобретении.

Однако иногда автолюбитель видит в машине не только средство для передвижения из пункта А в пункт В, но и намерен пополнить ряды тех, для кого автомобиль – это еще и нечто наподобие конструктора Lego для взрослых, с которым можно занимательно и с ощутимой пользой для кошелька провести некоторое время в гараже. Для того чтобы поддержать такие начинания, пишутся все остальные главы в книгах по ремонту автомобилей.

Для начала стоит отметить, что как ни крути, а знание хотя бы самих азов по конструкции автомобиля будет совсем не лишним для того, чтобы полноценно использовать приобретенное руководство. Общую информацию об устройстве автомобиля преподают на курсах вождения, но даже если вдруг так уж вышло, что именно это занятие в силу обстоятельств непреодолимой силы (землетрясение, наводнение, пожары и тому подобные явления) было пропущено, – не беда. Мы постараемся помочь. Для этого совершим небольшой экскурс по общему устройству автомобиля, а если более точно – легкового автомобиля, поскольку хочется надеяться, что водители грузовиков всё-таки худо-бедно с устройством знакомы (недаром ведь в советское время категории С и выше еще называли «водитель-профессионал»).

Итак, автомобиль можно условно разделить на несколько частей. Первая – это собственно корпус со всем необходимым для размещения водителя с пассажирами и грузов, или кузов. Да-да, кузов это не только часть грузового автомобиля для перевозки грузов (которая, к слову сказать, на самом деле называется «грузовая платформа»), но и вся видимая часть легкового автомобиля, установленная на колеса.

Вторая часть автомобиля, заслуживающая отдельного рассмотрения – двигатель. Он необходим для приведения автомобиля в движение и может находиться как в передней, так и в задней части кузова (в крайнем случае, где находится двигатель на Вашем автомобиле, должны были показать продавцы в салоне или предыдущий владелец). Энергия от сгорающего в двигателе топлива заставляет вращаться все элементы третьей составляющей автомобиля – трансмиссии. Трансмиссия – это общее название всех компонентов автомобиля, начинающихся за двигателем и заканчивающихся колесами: коробка передач со сцеплением (если трансмиссия механическая) или автоматическая коробка передач, приводные валы (в том числе карданные), главные передачи с дифференциалами и собственно колеса. Не пытайтесь найти все эти компоненты на своей машине – современные трансмиссии настолько разнообразны и могут быть настолько не похожи друг на друга, что на их описание пришлось бы затратить уйму времени. Краткое описание устройства конкретно Вашего автомобиля можно найти в начале соответствующих глав пособия по ремонту. Можно сказать, что по устройству всё – автомобиль, имеющий эти три компонента уже может передвигаться. Остальные «мелочи», типа рулевого управления и тормозов, нужны лишь для того, чтобы передвижением машины можно было еще и управлять, а подвеска автомобиля делает так, чтобы поездка на автомобиле не напоминала зубодробилку. Ну, и начинка электроприборами с проводами и источниками питания, чтобы сделать автомобиль комфортным (современные машины отличаются от самых первых примерно как современные дома от первобытных пещер).

Теперь, вооружившись полученными знаниями, можно уверенно начинать поиск интересующей нас информации. Для этого необходимо, несколько поразмыслив, сузить поле поиска неисправности в зависимости от имеющихся признаков. Например, ЧТО-ТО громко стукнуло ГДЕ-ТО в задней части автомобиля. Нужно сказать, что обычная эксплуатация легкового автомобиля не предусматривает сильных ударов или стуков, поэтому то, что произошло, уже нельзя назвать нормальным. Однако сразу начинать паниковать также не стоит – если стук больше не повторяется и не несет за собой никаких последствий (наподобие, скажем, заднего колеса, пошедшего на обгон всего автомобиля или же возникновения различных явлений, как то: посторонних запахов, шумов или видимых эффектов вроде задымленности или чего-либо подобного), значит можно условно считать, что на этот раз пронесло – просто колесо провалилось в яму или по днищу автомобиля ударил вылетевший из-под колеса булыжник. Хотя и в этом случае при первой возможности стоит на всякий случай осмотреть автомобиль со всех сторон. Если же стук повторяется или вслед за ним в поведении машины что-то меняется (обычно человек, проведший за рулем хотя бы месяц, уже в состоянии отличить «нормальную езду» от «что-то не так»), то необходимо начать поиск неисправности методом исключения. К примеру, если стук был сзади, а двигатель в машине находится спереди, значит всё, что касается двигателя можно с большой долей уверенности отмести, что значительно сузит круг поиска. Убедившись, что автомобиль всё еще в состоянии перемещаться (передачи переключаются как обычно, без посторонних шумов и заклиниваний), можно предположить, что элементы трансмиссии тоже ни при чем. Рулевое управление, как также находящееся спереди автомобиля, тоже можно исключить из зоны поиска. Нажав на педаль тормоза и убедившись, что ничего необычного не происходит, а автомобиль, как и раньше в подобных случаях, просто начинает замедляться, можно исключить из списка подозреваемых тормозную систему. В итоге, из всего содержания руководства по ремонту к концу поиска останется, к примеру, глава «Подвеска», или, как она еще может называться, «Ходовая часть». Перейдя к содержанию этой конкретной главы, можно еще более сузить поле поиска, пока, наконец, не найдется необходимый раздел с описанием конкретных действий для проверки компонентов необходимой системы, а вместе с ним и информация по устранению неисправности.

Нужно отметить, что в книгах издательства «Монолит», такая процедура поиска неисправности значительно упрощена, благодаря имеющейся в книге схеме месторасположения неисправностей с таблицей, отсылающей читателя сразу к необходимой главе. В случае если ко всему прочему точно известно, какая деталь поломана, но по понятным причинам не известно её название, и, как следствие, поиск процедуры замены или ремонта этой детали затруднен, пригодятся рисунки общего вида с названиями составляющих компонентов, имеющиеся в соответствующих главах (как выйти на нужную главу, мы уже знаем).

Найдя в пособии по ремонту необходимый раздел, не стоит сразу же хвататься за гаечный ключ и приступать к выполнению описанных действий. Прежде всего, рекомендуется, как минимум, один раз полностью прочесть весь раздел. Это необходимо для того, чтобы определиться с нужными для ремонта инструментами и приспособлениями, а также запасными частями и материалами, которые предстоит приобрести для выполнения ремонта. Кроме того, что в самый неподходящий момент не придется с диким взглядом бежать в ближайший магазин запасных частей, чтобы срочно приобрести «нужную прокладочку», заранее продуманные расходы помогут определиться вообще с целесообразностью ремонта своими силами. Например, зная, что замена головки блока цилиндров у мастера на СТО стоит, скажем, $50, можно решить сэкономить и проделать всю процедуру самому. Однако, узнав, что прокладка головки блока цилиндров, которую в любом случае придется менять, стоит, к примеру, $40 (а такое очень часто бывает), возникает закономерный вопрос – а будут ли стоить те $10 затраченного времени? К тому же, при этом результат самостоятельной работы, проделанной впервые и без наличия нужных навыков, предсказать довольно трудно… Кроме того, несомненную пользу для владельца автомобиля несет справочная информация, предоставляемая в руководстве по ремонту. Вспоминается случай из практики, когда юная блондинка, рассчитываясь на СТО за замену масла в двигателе, увидела в счете количество замененного масла - 5 литров - и возмутилась: «Вы что меня за дуру держите? Я прекрасно знаю, что у меня двигатель объемом 1,6 литра…» Именно на такие случаи для защиты от «коварных» автомехаников рассчитаны заправочные объемы всех рабочих жидкостей и эксплуатационных материалов, используемых в автомобиле. Ну и, конечно же, даже если выполнение ремонта своими силами окажется слишком сложным, знание основных этапов предстоящей работы убережет автолюбителя от лишней замены компонентов особо предприимчивыми и не слишком честными слесарями, желающими несколько увеличить свой гонорар.

Стоит обратить внимание на то, что в большинстве случаев в руководстве по ремонту приводится описание не одной версии автомобиля какой-либо конкретной комплектации, а рассматриваются сразу все возможные модификации этой модели с соответствующими указаниями на те или иные отличия. Поэтому, если вдруг в приобретаемой или уже купленной книге Вы увидите описание кондиционера, а в Вашем автомобиле никакого кондиционера нет, не стоит делать скоропалительные выводы о бессмысленности руководства.

Конечно, бывают и прямо противоположные случаи, когда вместо избытка информации не удается найти даже конкретно того, что Вас на данный момент интересует. На самом деле, это объясняется лишь тем, что, к сожалению, объем книги не безграничен, поэтому в неё входит только самое основное – то, что интересует подавляющее большинство читателей. Как правило, те процедуры, описание которых не вошло в руководство, или слишком просты для того, чтобы заострять на них внимание, или, наоборот, настолько сложны, что для выполнения соответствующего ремонта в любом случае необходимо специальное оборудование и персонал соответствующей квалификации.

Вот, в общем-то, и всё. Хочется надеяться, что советы, изложенные в данной статье, пригодятся для того, чтобы приобретенное руководство по ремонту стало надежным и незаменимым помощником в Вашем гараже.


Советуем почитать еще:

Как пользоваться руководством по ремонту? Зачем вообще нужна автокнига? Чем наши книги лучше


Содержание этой страницы защищено авторским правом. Копирование, перепечатка, либо использование материалов данной страницы для воспроизведения, переноса на другие носители информации ЗАПРЕЩЕНО и преследуется в соответствии с действующим законодательством.

© ООО «Издательство «Монолит», 2012



Геша Столяров
2013-04-13 12:39:59

азы надо знать, иначе макулатура

comments powered by Disqus
Сорочинская ярмарка