Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Купить полную версию книги

Двигатель Skoda Octavia A5. Головка блока цилиндров автомобиля Skoda Octavia A5

ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Головка блока цилиндров Skoda Oktavia A5
1. Направляющая деталь проводов; 2. Болт; 3. Болт; 4. Болт; 5. К воздушному фильтру; 6. Датчик положения распределительного вала; 7. Уплотнительное кольцо круглого сечения; 8. Патрубок для охлаждающей жидкости с держателем; 9. Распорный болт; 10. Болт крепления головки блока цилиндров; 11. Коромысло; 12. Гидравлический толкатель; 13. Установочные штифты; 14. Выключатели-датчики падения давления масла с гидроприводом 0,05 МПа (0,5 бар); 15. Головка блока цилиндров; 16. Прокладка головки блока цилиндров; 17. Направляющие штифты; 18. Проушина; 19. Болт; 20. Корпус распределительных валов; 21. Тарельчатый толкатель; 22. Уплотнительное кольцо круглого сечения; 23. Топливный насос высокого давления.
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЕЗ РАЗБОРКИ
1. Снять кожух двигателя с воздушным фильтром.
2. Извлечь клапан системы рециркуляции ОГ и снять крышку распределительных валов.
3. Извлечь катушку зажигания 1-го цилиндра.
4. Навернуть на резьбу свечи зажигания до упора адаптер для индикатора отклонений часового типа (Т10170).
Проверка технического состояния Skoda Oktavia A5
5. Надев индикатор отклонений (А) с удлинителем (Т10170/1) вплоть до упора, зажать его прижимной гайкой, как указано на рисунке.
6. Поворачивать коленчатый вал по направлению вращения вала двигателя до тех пор, пока поршень 1-го цилиндра не будет в ВМТ.
7. Отметить положение на индикаторе отклонений при помощи малой стрелки.
8. Отверстия в распределительных валах должны находиться в представленном на рисунке положении. При необходимости повернуть коленчатый вал на один оборот (360°).
Проверка технического состояния Skoda Oktavia A5
9. Если коленчатый вал повернется на более, чем 0,01 мм за ВМТ, то следует повернуть коленчатый вал назад примерно на 45°. Затем повернуть его по направлению вращения вала двигателя в положение ВМТ 1-го цилиндра. Допускаемое отклонение от ВМТ поршня 1-го цилиндра: ± 0,01 мм.
10. Установить стопорный инструмент для распределительных валов (Т10171) в отверстия в распределительных валах до упора.
Проверка технического состояния Skoda Oktavia A5
11. Стопорные дорны должны входить в отверстия, как показано на рисунке. Нужно, чтобы надпись „ТОР» была сверху.
12. Если не удается установить стопорный инструмент для распределительных валов (Т10171) в отверстия распределительных валов до упора, то это означает, что валы установлены не правильно, необходимо произвести установку повторно.
13. В дальнейшем осуществляют установку аналогично, в противоположной последовательности действий, чем извлечение. При этом необходимо соблюдать следующие указания:
- Заменить уплотнительные кольца крышки распределительных валов и перед тем как приступить к установке, смазать их маслом.
- Установить клапан системы рециркуляции ОГ.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАЗ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Снять крышку распределительных шестерен.
2. Для поворачивания коленчатого вала следует надеть втулку подшипника на шкив коленчатого вала (2) и крепко затянуть винт коленчатого вала (3) при одновременном применении контропоры (Т30004).
3. Извлечь катушку зажигания 1-го цилиндра и вывернуть свечу зажигания.
4. Навернуть на резьбу свечи зажигания до упора адаптер для индикатора отклонений часового типа (Т10170).
5. Надев индикатор часового типа (А) с удлинителем (Т10170/1) вплоть до упора, зажать его прижимной гайкой, как указано на рисунке.
8. Повернуть коленчатый вал на 45° против направления вращения вала двигателя.
9. Отжав натяжную планку (1) по направлению стрелки на рисунке, зафиксировать поршень при помощи стопорного дорна (Т40011).
Регулирование фаз газораспределения Skoda Oktavia A5
10. Подходящим фломастером отметить направление движения цепи привода распределительного вала (3).
Регулирование фаз газораспределения Skoda Oktavia A5
11. У центрового винта механического устройства для перестановки распределительного вала (2) нарезана левая резьба.
12. Отвернув винты (2) и (4), извлечь фазовращатель распределительного вала (1) с цепью привода распределительного вала (3).
ПРИМЕЧАНИЕ:
При этом воспользоваться контропорой (Т10172).
13. Установить фазовращатель распределительного вала (1).
14. Заменив винты (2) и (4), затянуть винт (2) с моментом затяжки 40 Н-м, а винт (4) - 50 Н-м; воспользоваться при этом (контропорой Т10172).
15. Поворачивать распределительные валы, приводящие в действие впускные и выпускные клапаны до тех пор, пока не удастся установить в отверстия в распределительных валах стопорный инструмент для распределительных валов (Т10171) до упора.
Регулирование фаз газораспределения Skoda Oktavia A5
16. Стопорные дорны (1) должны входить в отверстия (2). Необходимо, чтобы надпись «ТОР» была сверху.
ВНИМАНИЕ
Нельзя, чтобы распределительные валы смещались во время поворачивания в осевом направлении.
17. Для фиксирования стопорного инструмента для распределительных валов (Т10171)следует завернуть вручную винт Мб, как указано на рисунке.
Регулирование фаз газораспределения Skoda Oktavia A5
18. Ослабить винты шестерен на распределительных валах, используя контропору (Т10172).
ПРИМЕЧАНИЕ:
Стопорным инструментом для распределительных валов (Т10171) нельзя пользоваться в качестве инструмента для удерживания.
19. Извлечь звездочку цепной передачи распределительного вала.
20. Надеть цепь привода распределительного вала на звездочки на распределительных валах (соблюдая при этом направление движения цепи) и снова установить предварительно снятую звездочку.
21. Завернуть винты распределительных валов так, чтобы звездочки цепной передачи на распределительных валах возможно было провернуть.
22. Натянуть цепь привода распределительного вала вытягиванием стопорного дорна (Т40011).
23. Повернуть коленчатый вал в положение ВМТ поршня 1-го цилиндра. Допускаемое отклонение от ВМТ поршня 1-го цилиндра: ± 0,01 мм.
Регулирование фаз газораспределения Skoda Oktavia A5
ПРИМЕЧАНИЕ:
Если коленчатый вал повернется на более, чем 0,01 мм за ВМТ, то следует повернуть коленчатый вал назад примерно на 45°. Затем повернуть его по направлению вращения вала двигателя в положение ВМТ 1-го цилиндра.
24. Используя контропору (Т10172) придержать звездочки цепной передачи на распределительных валах в этом положении и затянуть винты (левая резьба) с моментом затяжки 40 Н-м (2) и 50 Н-м (4) (см. рисунок после пункта 10).
ВНИМАНИЕ
Во время затягивания винтов распределительных валов нельзя, чтобы коленчатый вал поворачивался, и цепь привода распределительного вала (3) должна остаться натянутой.
25. Снять стопорный инструмент для распределительных валов (Т10171).
26. Повернуть по направлению вращения вала двигателя коленчатый вал на 2 оборота в положение ВМТ 1-го цилиндра. Допускаемое отклонение от ВМТ поршня 1-го цилиндра: ± 0,01 мм.
27. Вставить стопорный инструмент для распределительных валов (Т10171) в отверстия в распределительных валах до упора.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Если стопорный инструмент для распределительных валов (Т10171) не удается установить. Необходимо повторить регулировку.
28. Сняв стопорный инструмент для распределительных валов, придержать, используя контропоры (Т10172) звездочки цепной передачи на распределительных валах и ключом повернуть дополнительно винты (2) (левая резьба) и (4) на 1/4 оборота (90°).
ПРИМЕЧАНИЕ:
У центрового винта фазовращателя имеется левая резьба. Нельзя, чтобы звездочки цепной передачи на распределительных валах во время затягивания поворачивались.
29. Повернуть по направлению вращения коленчатый вал еще на 2 оборота в положение ВМТ 1-го цилиндра. Допускаемое отклонение от ВМТ поршня 1-го цилиндра: ± 0,01 мм.
30. Установить стопорный инструмент для распределительных валов (Т10171) в отверстия в распределительных валах до упора.
31. Последующая установка производится в последовательности обратной снятию, с учетом нижеприведенных условий:
- Установить клапан системы рециркуляции ОГ (отработавших газов).
СНЯТИЕ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
ВНИМАНИЕ
Запрещается снимать головку блока цилиндров, если температура двигателя превышает 35°С, это моет привести к короблению и нарушению геометрии головки блока.
ПРИМЕЧАНИЕ:
На данном двигателе распределительные валы уложены в корпус. Прежде чем снять корпус распределительных валов, необходимо снять крышку корпуса.
ВНИМАНИЕI
Нельзя обрабатывать уплотняющую поверхность крышки головки блока цилиндров.
1. При выключенном зажигании отсоединить провод, соединяющий полюсный вывод аккумуляторной батареи с «массой» (корпусом) автомобиля.
2. Снять крышку распределительных шестерен.
3. Повернуть коленчатый вал в ВМТ поршня 1-го цилиндра, затем повернуть его примерно на 45° назад против направления вращения и снять звездочки цепной передачи вместе с цепью привода распределительного вала.
4. Извлечь клапан системы рециркуляции ОГ и снять крышку распределительных валов.
5. Отсоединить разъемы на датчике давления подачи топлива, низкого давления и от насоса высокого давления.
6. Отвернуть провод для замыкания на «массу» из корпуса распределительных валов.
7. Извлечь свечи зажигания.
8. Снять держатель проводов вместе со жгутом проводов с корпуса распределительных валов.
ВНИМАНИЕ
Подводящий топливопровод и трубопровод высокого давления под давлением! Перед тем как приступить к ослаблению соединения, обложить место соединения чистой ветошью. Затем понизить давление осторожным снятием шланга и освобождением трубопровода высокого давления.
9. Отсоединить подводящий шланг (7) от топливного насоса высокого давления.
Снятие головки блока цилиндров Skoda Oktavia A5
10. Вытекающее топливо следует направить в ветошь.
11. Отсоединить трубопровод высокого давления (5).
12. Отвернуть накидные гайки (2) и (3) и винт (4).
13. Отсоединить штекерные соединители (1) и (6).
14. Извлечь щуп уровня масла.
15. Снять нижнюю часть впускного трубопровода.
16. Отвернуть и снять левую проушину (8).
17. Ослаблять болты крышки головки блока цилиндров накрест снаружи по направлению внутрь и вывинтить их.
18. Осторожно снять корпус распределительных валов.
19.Отсоединить коробку передач от двигателя.
20. Закрепить двигатель на сборочном стенде.
21. Извлечь регулятор температуры охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров.
22. Сняв коромысла вместе с опорными элементами, положить их на чистую поверхность.
23. Проследить за тем, чтобы не перепутать коромысло и гидравлический толкатель.
24. При необходимости разборки головки блока цилиндров, необходимо удалить следующие детали:
- Впускной коллектор.
- Нижнюю часть впускного коллектора.
- Выпускной коллектор.
25. Ослабив болты крепления головки блока цилиндров в указанной последовательности, отвернуть их.
26. Снять осторожно головку блока цилиндров.
Снятие головки блока цилиндров Skoda Oktavia A5
УСТАНОВКА ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
ПРИМЕЧАНИЕ:
Новую прокладку головки блока цилиндров следует извлекать из упаковки только перед самой установкой.
ВНИМАНИЕ
С новой прокладкой необходимо обращаться с повышенной осторожностью. Повреждение приводит к нарушениям герметичности.
1. Закупорить цилиндры чистой ветошью во избежание попадания какой-либо грязи в пространство между поверхностью трения цилиндра и поршнем.
ПРИМЕЧАНИЕ:
При ремонте необходимо очистить поверхности прилегания головки блока цилиндров и блока цилиндров двигателя от остатков уплотнения, используя растворитель.
2. Провернуть коленчатый вал, чтобы выставить поршень 1-го цилиндра в ВМТ.
3. Установить новую прокладку головки блока цилиндров. Надпись (номер запчасти) должна быть направлена вверх.
4. Установить головку блока цилиндров. При этом следует руководствоваться центрирующими штифтами в блоке цилиндров.
5. Установив новые болты крепления головки блока цилиндров, затянуть от руки.
6. Затянуть болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, указанной на рисунке. Момент затяжки болтов крепления: 30 Н-м + повернуть на 90°, затем повернуть еще раз на 90°.
Установка головки блока цилиндров Skoda Oktavia A5
7. Установить гидравлические толкатели в головку блока цилиндров и установить соответствующие коромысла на стержни клапанов.
ПРИМЕЧАНИЕ:
При установке исключить, чтобы какой-либо из поршней находился в ВМТ.
ВНИМАНИЕ
Для работы со средством для устранения уплотнения и обезжиривающим средством следует пользоваться защитными перчатками и очками!
8. Удалить остатки герметика с головки блока цилиндров и крышки головки блока цилиндров растворителем.
9. Обезжирить поверхности контакта.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Исключить попадание загрязнений и остатков герметика в головку блока цилиндров.
10. Тщательно очистить поверхности контакта, затем обезжирить.
11. Поворачивать распределительные валы, приводящие в действие впускные и выпускные клапаны, до тех пор, пока не удастся установить в отверстия в распределительных валах стопорный инструмент (Т10171) до упора.
Установка головки блока цилиндров Skoda Oktavia A5
12. Для фиксирования стопорного инструмента для распределительных валов (Т10171) следует завернуть вручную винт Мб, не затягивая его.
13. Нанести герметик равномерным и тонким слоем на чистую поверхность корпуса распределительных валов (см. поверхность, отмеченную на рисунке темным цветом).
Установка головки блока цилиндров Skoda Oktavia A5
ВНИМАНИЕ
Герметик нельзя наносить слишком толстым слоем, так как остатки герметика могут попасть в смазочные отверстия и привести к повреждению двигателя.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Убедиться в том, что все коромысла прилегли должным образом к концам стержней клапанов (1) и к соответствующим гидравлическим толкателям (2).
Установка головки блока цилиндров Skoda Oktavia A5
14. Перед установкой корпуса распределительных валов, завернуть в головку блока цилиндров два болта (М 6 х 80).
15. Осторожно установить корпус распределительных валов по вертикали сверху на болты и на центрирующие штифты в головке блока цилиндров.
Установка головки блока цилиндров Skoda Oktavia A5
16. Убедиться в том, что на уплотнительную прокладку фланца не опали остатки масла и, чтобы корпус распределительных валов не перекосился.
17. Затянуть новые крепежные болты крышки головки блока цилиндров равномерно накрест изнутри наружу. Момент затяжки: 10 Н-м + повернуть дополнительно на 90° (1/4 оборота).
18. После установки крышки головки блока цилиндров уплотняющее средство должно сохнуть 30 минут.
19. Отрегулировать фазы газораспределения (см. выше).
20. Далее операции по установке производятся в последовательности обратной снятию.