Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Юридическая помощь автомобилистам  /  Раздел 26. Переоборудование ТС. Проверка техсостояния на дороге

26. Переоборудование ТС. Проверка техсостояния на дороге

Довольно часто на дорогах возникает ситуация необоснованного обвинения водителей в переоборудовании транспортного средства. В большинстве случаев это касается владельцев старых автомобилей, запчасти к которым сняты с производства, и микроавтобусов, в которых количество сидений не соответствует данной модели транспортного средства.

Согласно Закону Украины «О дорожном движении»1 под переоборудованием транспортных средств подразумевается изменение типа или марки (модели), назначения или параметров конструкции транспортных средств, которые находятся в эксплуатации, путем установки кабины, кузова или их деталей, специального оборудования и номерных агрегатов, не предусмотренных нормативно-технической документацией на данное транспортное средство.

Не разрешается без согласования с производителями транспортных средств и их составных частей или другой специально уполномоченной на это Кабинетом Министров Украины организации переоборудование, которое приводит к изменению полной массы и ее распределения по осям, размещения центра тяжести, типа двигателя, его веса и мощности, колесной базы или колесной формулы, системы тормозного и рулевого управления и трансмиссии.

1Статья 32 Закона Украины «О дорожном движении»

В каких случаях может быть проведена проверка технического состояния ТС сотрудниками ГАИ на дороге

 

Порядок проверки технического состояния автомобилей сотрудниками ГАИ во время их эксплуатации (на дороге), утвержден Приказом МВД Украины2
Согласно этому Приказу:

  • Проверка технического состояния транспортных средств выполняется сотрудниками ГАИ только в случае явных признаков, которые указывают на неисправность транспортного средства или загрязнение им окружающей среды.
  • Транспортные средства могут быть проверены на автомобильных дорогах независимо от их предназначения и места регистрации. Исключением являются транспортные средства скорой медицинской помощи, оперативных и аварийно-спасательных служб, военных и дипломатических представительств, консульских учреждений, а также тех, которые двигаются в колоннах.

2Приказ МВД № 534 от 13.10.2008
«Об утверждении Порядка осуществления контроля за техническим состоянием колесных транспортных средств при их эксплуатации»

Место проведения контроля

 
  • Проверка технического состояния автобусов, которые осуществляют перевозку пассажиров по установленным маршрутам, осуществляется в местах их стоянки или в начальных, промежуточных либо конечных пунктах маршрута.
  • Проверка остальных ТС осуществляется в местах, где их остановка и стоянка не запрещены ПДД и они не создают препятствия в дорожном движении другим участникам.
 

Условия проведения контроля

 
  • Длительность проведения проверки одного транспортного средства не должна превышать 20 минут с момента остановки ТС сотрудником ГАИ.
  • Техническое состояние и оборудование ТС во время их эксплуатации проверяется визуально и с использованием средств измерительной техники в соответствии с ДСТУ 3649-97 «Средства транспортные дорожные. Эксплуатационные требования безопасности к техническому состоянию и методы контроля» без вмешательства в работу (без разборки) узлов и агрегатов проверяемых ТС. Содержание данного ДСТУ не приведено в этом издании, полный текст вы можете получить из официальных источников.
    Визуально проверяются: система выпуска, внешние осветительные приборы и сигнальные устройства, колеса/шины, переоборудование, другие несоответствия, перечисленные в ПДД Украины3 (ознакомиться с ними вы можете в брошюре нашего издательства или в online-версии ПДД).
    С использованием средств измерительной техники проверяются: тормозная система и её составляющие, содержание СН/дымность выпускных газов дизельного двигателя, содержание СО в топливе, рулевое управление и его составляющие, внешние осветительные приборы и сигнальные устройства.
  • Выполнение контроля технического состояния транспортных средств не относится к перечню платных услуг, которые предоставляются подразделениями Министерства внутренних дел, поэтому плата за проверку технического состояния автомобиля не взимается.4

3Пункт 31.4.7 ПДД Украины

4Постановление Кабинета Министров Украины № 795 от 4 июня 2007 года

Какими приборами проводится проверка

 

Все необходимые приборы для проверки технического состояния автомобилей имеются в мобильных диагностических станциях, оборудованных на базе специальных автомобилей, принадлежащих МВД Украины.

 

При каких неисправностях эксплуатация ТС запрещена

 

Согласно Правилам дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии следующих несоответствий5:
1. Изменена конструкция тормозных систем, применена тормозная жидкость, узлы или отдельные детали, которые не предусмотрены для данной модели транспортного средства или не соответствуют требованиям заводаизготовителя.
2. Имеются не предусмотренные конструкцией ощутимые взаимные перемещения деталей и узлов рулевого управления или перемещение их относительно кузова (шасси, кабины, рамы) транспортного средства. Применены детали, не предусмотренные для данной модели транспортного средства или не отвечающие требованиям завода-изготовителя.
3. Количество, тип, цвет, размещение и режим работы внешних осветительных приборов не отвечают требованиям конструкции транспортного средства. На осветительных приборах используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного осветительного прибора. На рассеивателях осветительных приборов нанесена тонировка или покрытие, уменьшающее их прозрачность или светопропускание.

5Пункт 31.4 ПДД Украины

Обвинение в управлении неисправным или переоборудованным ТС

 

По результатам проверки составляется Акт проверки технического состояния колесного транспортного средства, копия которого предоставляется водителю ТС.
В случае обнаружения технической неисправности: тормозной системы, СН/дымности выпускных газов дизельного двигателя, содержания СО в топливе, рулевого управления, колес/шин, переоборудования, а также неисправностей, перечисленных в КУоАП6, работник ГАИ составляет протокол об административном правонарушении, штраф за совершение которого составляет от 340 до 425 грн.

6Статья 121, часть 1, КУоАП

Что делать, если вас обвиняют в управлении переоборудованным или неисправным ТС

 

1. Требуйте от инспектора представить все необходимые сопроводительные документы на измерительные приборы (свидетельство о регистрации в Украине, свидетельство о прохождении метрологической поверки).
2. Если инспектор отказывается представить вам документы на прибор и составил протокол об административном правонарушении, тогда при заполнении графы пояснений (раздел «Проверка админпротокола», «Задача 2»), кроме основного блока, напишите следующее:

Мне не представили сопроводительных документов на прибор, которым

проводилось измерение, поэтому считаю данную проверку незаконной.

Если проверка проводилась визуально, без использования приборов:

Факт наличия неисправности считаю неустановленным ввиду того, что проверка

проводилась без соответствующих измерительных приборов.

Если инспектор ГАИ прибегает ко временному запрету на эксплуатацию ТС путем доставки на штрафплощадку7, напишите следующее:

Данная неисправность не входит в перечень неисправностей, при которых

эксплуатация ТС запрещена. Считаю, что протокол составлен безосновательно.

При обвинении в переоборудовании:

Считаю обвинения инспектора в переоборудовании ТС необоснованными. Снял заднее

сиденье в связи с необходимостью перетяжки обивки салона/для перевозки багажа/др.

Это никак не повлияло на изменение полной массы автомобиля, её распределение

по осям и смещение центра тяжести.

3. В десятидневный срок обжалуйте вынесенное постановление (подробнее о процедуре обжалования), не пренебрегайте услугами адвоката: с ним защититься будет намного легче.

ВАЖНО:
Установка дневных ходовых огней (ДХО) является переоборудованием транспортного средства (пункт 31.4.3 а) ПДД Украины).

7Исключительные основания для временного задержания ТС приведены в разделе «Временное задержание ТС»

Раздел 25. Тонировка

Права, обязанности водителя и требования к транспортному средству
Автоматическая фиксация нарушений на дороге

Раздел 27. Автострахование


 
comments powered by Disqus