Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Читать ПДД Украины онлайн  /  Раздел 1. Общие положения
1.1Данные Правила в соответствии с Законом Украины «О дорожном движении» устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Украины. Другие нормативные акты, которые касаются особенностей дорожного движения (перевозка специальных грузов, эксплуатация транспортных средств отдельных видов, движение на закрытой территории и т.п.), должны основываться на требованиях данных Правил.
Комментарии эксперта
В настоящее время в Украине действуют единые Правила дорожного движения, которые имеют нормативный характер. Они утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 года №1306 и основаны на Законе Украины «О дорожном движении».
Аналогичные документы существуют во всех цивилизованных странах.
Правила дорожного движения не должны противоречить Конституции Украины и другим законодательным актам Украины.
1.2В Украине установлено правостороннее движение транспортных средств.
Комментарии эксперта
ПДД: Полосы движения
Правостороннее движение установилось стихийно и сейчас является для нас наиболее привычным. Главным фактором, повлиявшим на выбор стороны движения, стало то, что большинство людей правши. В те далекие времена, когда конные экипажи были основным средством передвижения, кучера выбирали правую сторону дороги, так как с нее легче было направлять лошадей на обочину более сильной правой рукой. Сначала это была негласная традиция, которая позже закрепилась как норма правостороннего движения.
В современных механических транспортных средствах водительское место и руль, как правило, располагаются так, чтобы водитель мог лучше контролировать движение относительно встречного транспортного потока. Так, на автомобилях, предназначенных для правостороннего движения, руль должен располагаться слева, а для левостороннего движения - справа.
Передвижение транспортных средств на гусеничном ходу разрешается только на местных дорогах без твердого покрытия при минусовой температуре атмосферного воздуха (ст. 29 Закона «О дорожном движении»).
В соответствии со ст. 29 Закона «О дорожном движении», на территории Украины не допускается участие в дорожном движении транспортных средств с правосторонним расположением руля, так как такие транспортные средства будут создавать опасность другим участникам дорожного движения.
1.3Участники дорожного движения обязаны знать и неукоснительно выполнять требования данных Правил, а также быть взаимно вежливыми.
Комментарии эксперта
Любой участник дорожного движения должен знать и выполнять Правила дорожного движения. Незнание Правил дорожного движения не освобождает от ответственности за их нарушение. Участники дорожного движения должны соблюдать этику поведения и помогать другим участникам в сложных дорожных условиях движения. Водители должны заранее занимать нужные полосы движения, для того чтобы не создавать "пробок" и не препятствовать движению общественного транспорта.
1.4Каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники выполняют данные Правила.
Комментарии эксперта
Каждый участник дорожного движения должен соблюдать Правила дорожного движения и может рассчитывать на соблюдение этих Правил любым иным лицом, участвующим в движении. Всякое отступление от требований и положений Правил может привести к нарушению установленного порядка движения на дорогах Украины и созданию аварийной обстановки. Это должно являться гарантией предсказуемости развития ситуации на дороге.
1.5Действия или бездействия участников дорожного движения и других лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, причинять материальный ущерб.
 Лицо, которое создало такие условия, обязано незамедлительно принять меры к обеспечению безопасности дорожного движения на этом участке дороги и принять все возможные меры для устранения препятствий, а если это невозможно, предупредить о них других участников дорожного движения, сообщить в уполномоченное подразделение Национальной полиции, владельцу дороги или уполномоченному им органу.
Комментарии эксперта
ПДД: Действия при ДТП
ПДД: Действия при ДТП
Под термином «бездействие», в основном, подразумевается неоказание помощи лицу, причастному к дорожно-транспортному происшествию. Если участник или случайный свидетель происшествия обладает необходимыми знаниями для оказания медицинской помощи, то он обязан оказать первую помощь пострадавшим до прибытия скорой помощи. В любом случае необходимо как можно скорее сообщить соответствующим службам о произошедшем. За неоказание помощи лицу, нуждающемуся в ней, может наступить даже уголовная ответственность согласно ст. 136 Уголовного кодекса Украины.
1.6Использовать дороги не по их назначению разрешается с учетом требований статей 36-38 Закона Украины «Об автомобильных дорогах». (№263 от 21.02.2007)
Комментарии эксперта
По согласованию с органами государственного управления автомобильными дорогами, на них могут осуществляться демонстрации, массовые гуляния и спортивные соревнования, может быть организована производственная деятельность (строительство), а также могут быть установлены рекламоносители.
1.7Водители обязаны быть особенно внимательными к таким категориям участников дорожного движения, как велосипедисты, лица, передвигающиеся в креслах колёсных, и пешеходы. Все участники дорожного движения должны быть особенно осторожными по отношению к детям, пожилым людям и лицам с явными признаками инвалидности. (№ 553 от 11.07.2018)
Комментарии эксперта
Данный пункт Правил дорожного движения подчеркивает обязанности водителей, пешеходов и пассажиров перед такими категориями участников дорожного движения как дети, пожилые граждане, а также лица с признаками инвалидности, которые в силу определенных обстоятельств не могут выполнить требования Правил дорожного движения или недостаточно осознают, что они своими действиями создают опасность или препятствие для других участников дорожного движения.При появлении детей, людей преклонного возраста или людей с признаками инвалидности в пределах проезжей части водитель обязан снизить скорость, уступить дорогу и т. п., пешеход обязан помочь перейти проезжую часть, если в этом есть необходимость, сориентироваться на местности и т. п.; пассажир обязан создать хорошие условия пребывания указанных лиц в транспортном средстве, помочь сориентироваться на местности, если указанные лица находятся вне транспортного средства, и т. п.
1.8Ограничения в дорожном движении, кроме предусмотренных данными Правилами, могут быть введены в установленном законодательством порядке.
Комментарии эксперта
Ограничения в дорожном движении или запрещение движения могут быть организованы на основе ордера, выданного Укравтодором, службой государственного органа исполнительной власти или местного самоуправления, который должен быть согласован с органами внутренних дел Украины. Без ордера ограничение в дорожном движении или запрещение движения может быть организовано в случае стихийного бедствия или при выполнении аварийных работ. Условия введения ограничений в дорожном движении, не предусмотренных данными Правилами, указаны в ст. 26 и 26-1 Закона Украины «О дорожном движении». Несоблюдение требований нормативных актов является неправомерным.
1.9Лица, нарушающие данные Правила, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Комментарии эксперта
В связи с тем, что некоторые лица не желают добровольно соблюдать правила дорожного движения, возникла необходимость применения к ним принудительных мер воздействия. В зависимости от вида нарушения, согласно действующему законодательству, предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданская ответственность.
За нарушение Правил дорожного движения применяются, в основном, меры административного воздействия в виде предупреждения, штрафа или временного лишения права на управление транспортным средством.
Если нарушения Правил привели к гибели или травмированию людей, лица, виновные в этом, привлекаются к уголовной ответственности.
Согласно Гражданскому кодексу, владелец (водитель) транспортного средства, причастный к совершению дорожно-транспортного происшествия, может нести материальную ответственность за причиненный ущерб
1.10Термины, которые приведены в данных Правилах, имеют такое значение:
автобус - автомобиль с количеством мест для сидения больше девяти, включая место водителя, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности;
Комментарии эксперта
ПДД: Автобус
Автобус - это автомобиль предназначенный для перевозки пассажиров, который оборудован местами для сидения в количестве более девяти, включая место водителя. Согласно ДСТУ 2984-95, выделяют семь видов автобусов: микроавтобус; автобус общего назначения; городской автобус; междугородный автобус; автобус дальнего следования; специализированный автобус; сочлененный автобус.
автомагистраль- автомобильная дорога, которая:
 специально построена и предназначена для движения транспортных средств, не предназначена для въезда на приле­гающую территорию или выезда с нее; (№395 от 22.04.2009)  имеет для каждого направления движения отдельные проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой; (№395 от 22.04.2009)
 не пересекает на одном уровне другие дороги, железно­дорожные и трамвайные пути, пешеходные и велосипедные дорожки, пути прохода животных, имеет ограждения на обочинах и разделительной полосе и ограждена сеткой; (№395 от 22.04.2009)  обозначена дорожным знаком 5.1; (№395 от 22.04.2009)
Комментарии эксперта
автомобильная дорога, улица (дорога) - часть территории, в том числе в населенном пункте, со всеми расположенными на ней сооружениями (мостами, путепроводами, эстакадами, надземными и подземными пешеходными переходами) и средствами организации дорожного движения, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов и ограниченная по ширине внешним краем тротуаров или краем полосы отвода. Этот термин включает также специально построенные временные дороги, кроме произвольно накатанных дорог (колей); (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
автомобильные дороги государственного значения- автомобильные дороги общего пользования, к которым относятся международные, национальные, региональные и территориальные автомобильные дороги, обозначенные соответствующими дорожными знаками; (№1091 от 29.09.2021)
Комментарии эксперта
ПДД: автомобильные дороги государственного значения
В соответствии с Законом Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.2005 № 2862-IV автомобильные дороги подразделяют на четыре вида: автомобильные дороги общего пользования; улицы и дороги города, а также других населенных пунктов; ведомственные (технологические) автомобильные дороги; автомобильные дороги на частных территориях.
автопоезд (транспортный состав)- механическое транспортное средство, соединенное с одним или несколькими прицепами с помощью сцепного устройства; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
ПДД: автопоезд
Автопоезда используются для повышения производительности грузовых перевозок, для транспортировки длинномерных и крупногабаритных грузов. Автопоезда обозначаются тремя фонарями оранжевого цвета, установленными в ряд на крыше кабины тягача.
безопасная дистанция- расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же самой полосе, которое в случае его внезапного торможения или остановки даст возможность водителю транспортного средства, движущегося сзади, предотвратить столкновение без осуществления какого-либо маневра;
Комментарии эксперта
При выборе безопасной дистанции водителю необходимо учитывать техническое состояние транспортного средства, погодно-климатические условия, состояние проезжей части, скорость движения и траекторию движения участников дорожного движения.
безопасный интервал- расстояние между боковыми частями движущихся транспортных средств, или между ними и другими объектами, при котором гарантирована безопасность дорожного движения;
Комментарии эксперта
ПДД: безопасный интервал
Расстояние между боковыми частями различных объектов или субъектов, участвующих в дорожном движении, должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Водители должны помнить, что увеличение скорости транспортного средства может привести к снижению его маневренности при обгоне, опережении или объезде препятствий, находящихся в пределах проезжей части, в связи с этим следует особенно внимательно относится к выбору безопасного интервала.
безопасная скорость- скорость, при которой водитель имеет возможность безопасно управлять транспортным средством и контролировать его движение в конкретных дорожных условиях;
Комментарии эксперта
Теоретически безопасной скоростью может считаться только скорость автомобиля, равная нулю, так как лишь тогда транспортное средство не может причинить никакого вреда другим участникам дорожного движения. Однако такой подход к пониманию термина «безопасная скорость» противоречит сущности движения, поэтому в Правилах дорожного движения под термином «безопасная скорость» понимается скорость движения, при которой водитель может безопасно управлять транспортным средством и которая позволяет водителю в случае экстренного торможения остановить транспортное средство перед внезапно возникшим препятствием.
буксировка- перемещение одним транспортным средством другого транспортного средства, не относящееся к эксплуатации автопоездов (транспортных составов) на жесткой или гибкой сцепке или способом частичной погрузки на платформу или на специальное опорное приспособление; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
ПДД: буксировка
Правила буксировки изложены в пункте 23 данных Правил.
велосипед- транспортное средство, кроме кресел колёсных, приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем; (№ 553 от 11.07.2018)
Комментарии эксперта
ПДД: велосипед
Велосипед (от лат. velox – «быстрый» и pedis – «ноги») - колесное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (редко) через ручные рычаги. Наиболее распространены велосипеды с двумя колесами, но бывают также одноколесные и трехколесные велосипеды, а также велосипеды с большим количеством колес. Если на велосипед устанавливается электродвигатель, то он автоматически становится мопедом. В связи с отсутствием двигателя велосипеды не причислены к механическим транспортным средствам, но, несмотря на это, лица, управляющие велосипедами, обязаны выполнять не только требования пункта 6 Правил, но и других пунктов, касающихся порядка движения транспортных средств.
велосипедист- лицо, управляющее велосипедом; (№1029 от 26.09.2011)
Комментарии эксперта
Велосипедист - это человек, который использует велосипед в качестве транспортного средства. Велосипедист является водителем в соответствии с Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года), несмотря на то, что в терминологии Правил дорожного движения Украины используется иное понятие «водитель».
велосипедная дорожка- дорожка с покрытием за пределами проезжей части улицы и/или дороги, расположена отдельно или смежно с тротуаром или пешеходной дорожкой, которая предназначена для движения на велосипедах, и обозначена дорожным знаком 4.14 и горизонтальной разметкой 1.36 (№1091 от 29.09.2021);
Комментарии эксперта
4.14 «Дорожка для велосипедистов»
ПДД: велосипедная дорожка
ПДД: велосипедная дорожка
1.1 Обозначение полос движения, разделения транспортных потоков 1.15 Обозначение мест, где проезжую часть пересекает дорожка для велосипедистов
В целях обеспечения безопасности велосипедистов велосипедная дорожка выполняется отдельно от проезжей части, а в случаях когда она совмещена с проезжей частью, такая дорожка отделяется от проезжей части сплошной линией разметки (1.1). Водителям механических транспортных средств запрещается заезжать на велосипедную дорожку, а при поворотах налево или направо они должны уступать дорогу велосипедистам, движущимся по велосипедной дорожке, совмещенной с проезжей частью. В разрешенных местах пересечения велосипедной дорожки транспортными средствами велосипедная дорожка обозначается разметкой 1.15. Если велосипедная дорожка пересекает проезжую часть и не совмещена с проезжей частью, то водители велосипедов обязаны предоставить преимущество в движении водителям механических транспортных средств, движущимся по проезжей части.
велосипедная полоса- полоса, предназначенная для движения на велосипедах в пределах проезжей части улицы и / или дороги, обозначенная дорожным знаком 5.88 и соответствующей горизонтальной дорожной разметкой; (№ 1091 от 29.09.2021);
Комментарии эксперта
велосипедный переезд- место пересечения велосипедистами проезжей части в пределах перекрестка или вне их, обозначенное дорожной разметкой 1.15; (№1091 от 29.09.2021);
Комментарии эксперта
видимость в направлении движения- максимальное расстояние, на котором с места водителя можно четко распознать границы элементов дороги и размещение участников движения, которое дает возможность водителю ориентироваться во время управления транспортным средством, в частности, для выбора безопасной скорости и осуществления безопасного маневра;
Комментарии эксперта
ПДД: видимость в направлении движения
Главная цель введения этого определения состоит в том, чтобы сформировать у водителя правильное отношение к выбору безопасной скорости движения, что, в свою очередь, обеспечивает возможность остановки транспортного средства, не допуская его столкновения с объектом, появившимся в поле зрения водителя.
владелец транспортного средства- физическое или юридическое лицо, которое владеет имущественными правами на транспортное средство, и имеет на это соответствующие документы; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
ПДД: владелец транспортного средства
ПДД: владелец транспортного средства
Не всегда владелец транспортного средства является лицом, которое управляет транспортным средством. Поэтому введение термина «владелец транспортного средства» обусловлено тем, что отдельные законодательные и нормативно-правовые акты предусматривают ответственность за последствия правонарушения именно владельца, а не иного лица, управляющего транспортным средством.
водитель- лицо, управляющее транспортным средством и имеющее удостоверение водителя (удостоверение тракториста-машиниста, временное разрешение на право управления транспортным средством, временный талон на право управления транспортным средством) соответствующей категории. Водителем также является лицо, которое обучает управлению транспортным средством, находясь непосредственно в транспортном средстве; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
ПДД: водитель
В Правилах дорожного движения подчеркивается, что водителем может быть лицо, которое управляет любым транспортным средством и имеет удостоверение водителя, дающее право управления этим транспортным средством. Категории транспортных средств, которыми разрешено управлять, имея при себе удостоверение водителя, изложены в пункте 2.13 Правил дорожного движения Украины.
вынужденная остановка- прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, вызванной перевозимым грузом, состоянием участника дорожного движения, появлением препятствия для движения; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
ПДД: вынужденная остановка
ПДД: вынужденная остановка
ПДД: вынужденная остановка
Опознавательный знак аварийной остановки
При использовании данного термина следует обратить внимание на то, что в правилах четко оговорены случаи, которые могут вынудить лицо, управляющее транспортным средством, остановиться. При этом имеется в виду непреднамеренное прекращение движения даже в местах, где остановка может быть запрещена Правилами дорожного движения. В таких случаях на транспортном средстве включается аварийная световая сигнализация, устанавливается знак аварийной остановки на удалении от транспортного средства: в населенном пункте – 20 м, за пределами населенного пункта – 40 м, при этом должны быть приняты все меры для того, чтобы убрать транспортное средство за пределы той проезжей части, где остановка запрещена.
Необоснованное прекращение движения в месте, где это запрещено, является нарушением Правил дорожного движения.
габаритно-весовой контроль- проверка габаритных и весовых параметров транспортного средства (в том числе механического транспортного средства), прицепа и груза на предмет соответствия установленным нормам касательно габаритов (ширина, высота от поверхности дороги, длина транспортного средства) и нагрузки (фактическая масса, осевая нагрузка), которая проводится в соответствии с установленным порядком на стационарных или передвижных пунктах габаритно-весового контроля; (№879 от 27.06.2007)
Комментарии эксперта
ПДД: габаритно-весовой контроль
Приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины и Министерством внутренних дел Украины утвержден Технологический регламент №219/198 от 07.05.08, который определяет процедуру габаритно-весового контроля транспортных средств и других самоходных машин и механизмов на автомобильных дорогах общего пользования при помощи стационарных или передвижных пунктов габаритно-весового контроля. Габаритно-весовой контроль осуществляется уполномоченными Укравтодором дорожными предприятиями и организациями совместно с соответствующими подразделениями МВД Украины исключительно в пунктах габаритно-весового контроля. Передвижной пункт габаритно-весового контроля должен быть оснащен соответствующими знаками и оборудованием. В передвижной пункт габаритно-весового контроля транспортные средства направляются соответствующим подразделением МВД Украины. В пункте габаритно-весового контроля транспортное средство проверяется на соответствие требованиям пункта 22.5 Правил дорожного движения. Если транспортное средство соответствует требованиям пункта 22.5, оно продолжает дальнейшее движение, если же имеются нарушения, то составляется акт в двух экземплярах (второй экземпляр передается водителю), и водитель обязан внести плату за проезд по автомобильным дорогам общего пользования (от пункта загрузки до пункта разгрузки), после чего сотрудники подразделения МВД Украины выдают разрешение на дальнейшее движение такого транспортного средства. Водитель тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства или уполномоченное им лицо имеет право привести габаритно-весовые параметры транспортного средства в соответствие с установленными нормативами, предварительно оплатив проезд автомобильными дорогами общего пользования от места загрузки до пункта габаритно-весового контроля. После приведения транспортного средства в соответствие с требованием пункта 22.5 Правил дорожного движения, должен быть проведен повторный габаритно-весовой контроль. При условии удовлетворения пункту 22.5 Правил дорожного движения транспортное средство может продолжить движение до места назначения без внесения какой-либо оплаты за пользование автомобильными дорогами общего назначения от пункта габаритно-весового контроля до пункта разгрузки.
газон - участок однородной территории с дерновым покрытием, которое искусственно создается путем посева и выращивания дернообразующих трав (преимущественно многолетних злаков) или дернования; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
Газоны - искусственно создаваемые участки на склонах и откосах дорог, не предназначенные для движения ТС и пешеходов. Газон позволяет создавать гармоничный вид города.
главная дорога- дорога с покрытием относительно грунтовой или обозначаемая знаками 1.22, 1.23.1 - 1.23.4 и 2.3. Наличие на второстепенной дороге покрытия непосредственно перед перекрестком не приравнивает ее по значению к пересекаемой;
Комментарии эксперта
ПДД: главная дорога
Термин «главная дорога» используется для определения очередности движения транспортных средств через нерегулируемые пересечения двух или более проезжих частей. Если две проезжие части, пересекающиеся на одном уровне, имеют одинаковый статус и движение не регулируется регулировщиком или светофором, то на таких пересечениях необходимо руководствоваться требованиями пункта 10.11 настоящих Правил. В соответствии со строительными нормами и правилами ДБН В.2.3-4-2000 «Автомобильные дороги», въезды и съезды с дорог должны иметь покрытие длинной от 100 м до 200 м, аналогичное главной дороге. Наличие такого покрытия при въезде на главную дорогу не делает второстепенную дорогу равнозначной главной.
грузовой автомобиль- автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов;
Комментарии эксперта
ПДД: грузовой автомобиль
Грузовые автомобили подразделяются на пять видов: грузопассажирский автомобиль – автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки как пассажиров, так и грузов, если такой автомобиль имеет полную массу до 3,5 т, для управления им достаточно иметь удостоверение водителя категории «В»; грузовой автомобиль общего назначения – грузовой автомобиль с бортовой платформой открытого или закрытого типа, который не оборудован средствами самозагрузки, саморазгрузки или другим специальным оборудованием (необходимо иметь водительское удостоверение категории «С1» или «С»); грузовой автомобиль автопоезд – грузовые автомобили с бортовой платформой и тягово-сцепным устройством или седельным приспособлением, предназначенные для буксировки прицепа или полуприцепа, полная масса которого более 750 кг (необходимо иметь водительское удостоверение категории «С1Е» или «СЕ»); специальный грузовой автомобиль – автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для выполнения специальных рабочих функций (автокраны, пожарные автомобили, бетономешалки и т. д.);специализированный автомобиль – грузовой автомобиль, оборудованный средствами самозагрузки, саморазгрузки или другим специальным оборудованием и предназначен для перевозки грузов определенной категории (автомобиль-самосвал, автомобиль-цистерна, автомобиль-рефрижератор).
дневные ходовые огни- внешние световые устройства белого цвета, предусмотренные конструкцией транспортного средства, установленные спереди транспортного средства и предназначенные для улучшения видимости транспортного средства во время его движения в светлое время суток; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
ПДД: дневные ходовые огни
Дневные ходовые огни (ДХО) используются для обозначения ТС в светлое время суток для обеспечения безопасности дорожного движения. С 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства - ближний свет фар.
дорожная обстановка- совокупность факторов, которые характеризуются дорожными условиями, наличием препятствий на определенном участке дороги, интенсивностью и уровнем организации дорожного движения (наличие и состояние дорожной разметки, дорожных знаков, дорожного оборудования, светофоров), которые должен учитывать водитель при выборе скорости, полосы движения и приемов управления транспортным средством; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
ПДД: дорожная обстановка
Факторы, определяющие дорожную обстановку, разнообразны и непостоянны. Они существенно влияют на дорожное движение в целом и водитель обязан заранее прогнозировать поведение других участников дорожного движения, а также должен своевременно успевать реагировать на изменение сложившейся ситуации в процессе управления транспортным средством.
дорожно-транспортное происшествие- событие, которое произошло во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены люди или причинен материальный ущерб;
Комментарии эксперта
ПДД: дорожно-транспортное происшествие
Опознавательный знак аварийной остановки
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это нежелательное событие, возникшее в процессе движения транспортного средства. Данный термин дает возможность участникам дорожного движения четко определить свершившееся действие и выполнить связанные с ним обязанности, определенные Правилами дорожного движения Украины (включить аварийную световую сигнализацию, установить знак аварийной остановки, вызвать сотрудников полиции и т. д.). ДТП может произойти не только на проезжей части, но и за ее пределами. Основными признаками ДТП являются: факт наличия движения транспортного средства; факт нанесения травм людям и/или повреждение их имущества в результате столкновения; событие должно быть связано с движением транспортного средства (если при открывании дверей стоящего транспортного средства повреждается другое стоящее транспортное средство, это не считается дорожно-транспортным происшествием и т. п.).
дорожные работы- работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом или содержанием автомобильной дороги (улицы), искусственных сооружений, сооружений дорожного водоотвода, инженерного обустройства, установкой (ремонтом, заменой) технических средств организации дорожного движения (№395 от 22.04.2009);
Комментарии эксперта
ПДД: дорожные работы
В процессе эксплуатации автомобильных дорог они изнашиваются и разрушаются, время от времени дорожно-эксплуатационные службы осуществляют ремонт дорог и их отдельных участков. В связи с этим в Правила дорожного движения введен термин «дорожные работы», для того чтобы участники дорожного движения четко понимали, какие мероприятия осуществляются дорожными службами при проведении ремонтных работ.
дорожные условия- совокупность факторов, которые характеризуют (с учетом времени года, периода суток, атмосферных явлений, освещенности дороги) видимость в направлении движения, состояние поверхности проезжей части (чистота, ровность, шероховатость, сцепление), а также ее ширину, величину уклонов на спусках и подъемах, виражей и закруглений, наличие тротуаров или обочин, средств организации дорожного движения и их состояние;
Комментарии эксперта
ПДД: дорожные условия
ПДД: дорожные условия
Условия дорожного движения зависят от множества факторов и являются составной частью понятия «дорожная обстановка». Участники дорожного движения обязательно должны учитывать при выборе безопасной скорости движения и приемов управления транспортным средством дорожные условия движения, для того чтобы избежать ситуаций, которые могут привести к ДТП.
железнодорожный переезд- пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне;
Комментарии эксперта
ПДД: железнодорожный переезд
ПДД: железнодорожный переезд
Железнодорожный переезд – это пересечение автомобильной дороги с путями железнодорожного транспорта на одном уровне. Следует отметить, что пересечение дороги с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам независимо от того, устроены ли трамвайные пути отдельно от проезжей части или совмещены с ней.
жилая зона- дворовые территории, а также части населенных пунктов, обозначенные дорожным знаком 5.34; (см. приложение 1);
Комментарии эксперта
ПДД: жилая зона
Одной из составных частей любого населенного пункта является так называемая «жилая зона», которая соответствует определенным жилищно-коммунальным и санитарно-гигиеническим нормам проживания людей в определенной местности. Очевидно, что в таких местах пешеходы имеют преимущество в движении, а скоростные режимы движения транспортных средств ограничиваются и составляют не более 20 км/ч. В таких зонах знаки 5.34 «Жилая зона» и 5.35 «Конец жилой зоны» могут и не устанавливаться, но водители, независимо от наличия знаков 5.34 и 5.35, обязаны пропускать пешеходов в этих зонах. Движение в жилой и пешеходной зонах регламентируется пунктом 26 данных Правил.
колонна пешеходов - организованная группа людей, движущихся по проезжей части в одном направлении;
Комментарии эксперта
ПДД: колонна пешеходов
Организованные группы людей иногда могут создавать препятствия для других пешеходов или велосипедистов, поэтому Правилами дорожного движения допускается их движение по проезжей части или обочине. Для того чтобы водители могли распознать движение организованных групп людей в пределах проезжей части, введен термин «колонна пешеходов». Колонна пешеходов должна сопровождаться людьми с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости с фонарями: спереди – белого цвета; сзади – красного цвета (пункт 4.5 ПДД)
колонна транспортных средств- организованная группа из трех и более транспортных средств, движущихся вместе в одном направлении непосредственно друг за другом с постоянно включенным ближним светом фар;
Комментарии эксперта
ПДД: колонна транспортных средств
Понимание термина «колонна транспортных средств» позволяет другим участникам дорожного движения выделить колонну из общего потока транспортных средств и соблюсти правила движения, объезда, опережения или их обгона в сложившейся дорожной обстановке. Порядок движения транспортных средств в колонне регламентируется требованиями раздела 25 Правил.
край проезжей части (для нерельсовых транспортных средств)- видимая условная или обозначенная дорожной разметкой линия на проезжей части в месте ее прилегания к обочине, тротуару, газону, разделительной полосе, полосе для движения трамваев, велосипедной или пешеходной дорожке;
Комментарии эксперта
ПДД: край проезжей части (для нерельсовых транспортных средств)
ПДД: край проезжей части (для нерельсовых транспортных средств)
Понимание данного термина позволяет водителю сориентироваться на проезжей части. Водитель, управляя транспортным средством, должен двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части (пункт 11.2 настоящих Правил).
крайнее положение на проезжей части- положение транспортного средства на расстоянии от края проезжей части (середины проезжей части или разделительной полосы), которое не дает возможности двигаться попутному транспортному средству (в том числе и двухколесному) еще ближе к краю проезжей части (середине проезжей части или разделительной полосе);
Комментарии эксперта
ПДД: крайнее положение на проезжей части
ПДД: крайнее положение на проезжей части
Этот термин конкретизирует положение транспортного средства в пределах проезжей части. При движении любое лицо, управляющее транспортным средством, должно придерживаться Правил дорожного движения на проезжей части и не должно создавать опасных ситуаций, которые могут спровоцировать возникновение ДТП.
кресло колесное- специально сконструированное колесное средство, предназначенное для движения на дороге лиц с инвалидностью или лиц, относящихся к другим маломобильным группам населения. Кресло колесное имеет по меньшей мере два колеса и оснащается двигателем или приводится в движение мускульной силой человека. (№ 553 от 11.07.2018)
Комментарии эксперта
легковой автомобиль- автомобиль с количеством мест для сидения не более девяти, включая место водителя, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности;
Комментарии эксперта
ПДД: легковой автомобиль
Легковой автомобиль – это автомобиль предназначенный для перевозки пассажиров, который оборудован местами для сидения в количестве не более девяти, включая место водителя. Легковые автомобили бывают как с открытыми, так и с закрытыми типами кузовов. Легковые автомобили подразделяются на три вида: легковые автомобили общего назначения – легковой автомобиль, который не имеет специального оборудования и предназначен для перевозки пассажиров и их багажа; легковой автомобиль специальный – легковой автомобиль, который имеет специальное оборудование и предназначен для выполнения специальных рабочих функций (лаборатории на базе легковых автомобилей для исследований и т. п.);легковой автомобиль специализированный – легковой автомобиль, который имеет специальное оборудование и предназначен для перевозки пассажиров определенных категорий (автомобили полиции, автомобили скорой помощи, такси, учебные автомобили и т. п.).
лицо, движущееся в кресле колёсном- человек с инвалидностью или лицо, относящееся к другим маломобильным группам населения и самостоятельно движущееся по дороге в кресле колесном; (№ 553 от 11.07.2018)
Комментарии эксперта
маневрирование (маневр)- начало движения, перестроение транспортного средства в движении с одной полосы на другую, поворот направо или налево, разворот, съезд с проезжей части, движение задним ходом; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
ПДД: маневрирование
Любое изменение направления движения ТС можно отнести к такому понятию, как маневр (маневрирование). Все признаки данного движения перечислены в данном термине.
маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования)- автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и такси, движущиеся по установленным маршрутам и имеющие определенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров;
Комментарии эксперта
ПДД: маршрутные транспортные средства
Этот термин выделяет некоторые категории транспортных средств, которые могут отступать от требований дорожных знаков 3.1; 3.2; 3.21-3.24; 3.34; 4.1-4.6 и дорожной разметки 1.4 (желтой).
Туристические транспортные средства не являются маршрутными, поэтому лица, управляющие ими, обязаны выполнять все положения Правил дорожного движения, касающиеся водителей механических транспортных средств.
механическое транспортное средство- транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя. Этот термин распространяется на тракторы, самоходные машины и механизмы, а также троллейбусы и транспортные средства с электродвигателем мощностью свыше 3 кВт; (№1029 от 26.09.2011)
Комментарии эксперта
ПДД: механическое транспортное средство
Термин «механическое транспортное средство» конкретизирует перечень транспортных средств, на которые распространяются некоторые требования Правил дорожного движения Украины. Водители иных транспортных средств могут отступать от требований, предъявляемых к механическим транспортным средствам.
микроавтобус- одноэтажный автобус с количеством мест для сидения не более семнадцати, включая место водителя;
Комментарии эксперта
ПДД: микроавтобус
В Правилах дорожного движения термин «микроавтобус» имеет значение отличное от термина "автобус", поскольку, несмотря на то, что "микроавтобус" в соответствии с ДСТУ 2984-85 является автобусом, на него не распространяются требования п. 12,6 г), которые касаются скорости движения за пределами населенного пункта и на дорогах, которые обозначены знаком 5.47 и проходят через населенные пункты.
мопед- двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт; (№1029 от 26.09.2011)
Комментарии эксперта
ПДД: мопед
ПДД: мопед
Термин «мопед» обозначает в Правилах дорожного движения категорию двухколесных транспортных средств, которые по своим техническим характеристикам уступают более быстрым двухколесным транспортным средствам и превосходят велосипеды. Мопед, независимо от его внешнего вида, имеет такие характерные признаки: двигатель объемом до 50 см3 и/или электродвигатель мощностью до 4 кВт. Если двухколесное транспортное средство оборудуется одновременно педалями и электродвигателем мощностью до 4 кВт, то оно приравнивается к мопеду, а лицо, управляющее им, обязано иметь удостоверение на право управления транспортным средством категории «А1». Максимальная скорость движения мопеда ограничивается 60 км/ч.
мост- сооружение, предназначенное для движения через реку, овраг и прочие препятствия, границами которого являются начало и конец пролетных сооружений;
Комментарии эксперта
ПДД: мост
В Правилах дорожного движения не случайно введен данный термин. Он позволяет участникам дорожного движения отличить мост от других инженерных сооружений мостового типа, таких как эстакада и путепровод.
мотоцикл- двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, имеющее двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и более. К мотоциклам приравниваются мотороллеры, мотоколяски, трехколесные и прочие механические транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг;
Комментарии эксперта
ПДД: мотоцикл
Эта категория транспортных средств по своим техническим характеристикам уступает легковым автомобилям, но превышает характеристики таких транспортных средств, как мопеды. Мотоциклы способны разгоняться до скоростей, с которыми двигаются легковые автомобили, но ввиду того, что двухколесные транспортные средства могут быть менее устойчивыми, чем автомобили, при внезапном изменении дорожной обстановки, максимальная скорость движения мотоциклов ограничивается 80 км/ч Правилами дорожного движения Украины.
населенный пункт- застроенная территория, въезды на которую и выезды из которой обозначаются дорожными знаками 5.49 , 5.50, 5.51, 5.52; (см. приложение 1);
Комментарии эксперта
ПДД: населенный пункт
В таких местах водитель обязан снизить скорость и соблюдать порядок движения в населенном пункте, поскольку на проезжую часть могут выходить люди разных категорий и возрастов. Максимальная скорость движения любых транспортных средств на участке дорог населенного пункта от знака 5.49 до знака 5.50 ограничивается 50 км/ч, но в некоторых случаях, если проезжая часть обозначена знаком 5.51, водитель может не выполнять это требование и двигаться со скоростью до 90 км/ч или большей, если дорога до знака 5.51 позволяла такое движение. Если после знака 5.51 установлен дорожный знак 5.53 то скоростной режим движения на обозначенном участке ограничивается 50 км/ч Правилами дорожного движения. Действие знака 5.53 отменяется знаком 5.54.
недостаточная видимость- видимость дороги в направлении движения менее 300 м в сумерках, в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п.;
Комментарии эксперта
ПДД: недостаточная видимость
Данный термин Правил дорожного движения подразумевает видимость дороги в направлении движения транспортного средства, обусловленную временным ухудшением обзорности вследствие образования тумана, выпадения осадков (дождя или снега), запыленностью воздуха или образованием смога, который возникает в результате чрезмерного выброса в атмосферу продуктов сгорания. Величина расстояния недостаточной видимости в 300 м выбрана неслучайно, эта величина определена из расчета движения транспортных средств на скорости 90 км/ч по дороге с мокрым асфальтовым покрытием.
обгон- опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения;
Комментарии эксперта
ПДД: обгон
В процессе движения транспортных средств возникают случаи, когда необходимо осуществить движение по встречной полосе. Такой маневр сам по себе является опасным, поскольку может привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия. Во время выполнения обгона водитель обязан контролировать не только траекторию своего движения, но и траекторию движения обгоняемого транспортного средства, а также оценивать скорость всех участников дорожного движения.
обзорность- объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя;
Комментарии эксперта
ПДД: обзорность
ПДД: обзорность
ПДД: обзорность
Для повышения безопасности дорожного движения, а также всестороннего обозрения дорожной обстановки водителем, при проектировании транспортного средства обзорности с места водителя уделяется большое внимание. Грамотно спроектированные транспортные средства при помощи зеркал заднего вида и видеокамер с цифровыми видеотерминалами обеспечивают всестороннюю обзорность водителю, когда его взгляд направлен вперед, по ходу движения транспортного средства.
обочина- выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент автомобильной дороги, прилегающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных данными Правилами. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, мопедов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек или при невозможности передвигаться по ним), гужевых повозок (саней);
Комментарии эксперта
ПДД: обочина
1.1 Обозначение полос движения, разделения транспортных потоков.
Термин «обочина» в ПДД обусловлен необходимостью формирования у водителя понимания того, что с краю от проезжей части есть элемент дороги, не предназначенный для постоянного движения, но позволяющий водителю осуществить остановку в его пределах. Обочина отделяется от проезжей части сплошной линией разметки 1.1, которую водитель может пересекать с любой стороны, соблюдая правила перестроения. Съезжая на обочину, следует помнить, что она обладает худшими, по сравнению с проезжей частью, сцепными свойствами.
ограниченная обзорность- видимость дороги в направлении движения, которая ограничена геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и другими объектами, а также транспортными средствами;
Комментарии эксперта
ПДД: ограниченная обзорность
ПДД: ограниченная обзорность
ПДД: ограниченная обзорность
В отличие от термина «Недостаточная видимость» термин «Ограниченная обзорность» разъясняет водителю, что на проезжей части в силу объективных причин (рельеф местности, внезапно появившиеся транспортные средства и т. п.) может быть ограничена обзорность, что может привести к созданию аварийной обстановки или к возникновению ДТП. В таких местах устанавливаются предупреждающие знаки 1.1-1.4.3, 1.6, 1.39, а водители обязаны снижать скорость движения своего транспортного средства.
опасность для движения- изменение дорожной обстановки (в том числе появление движущегося объекта, который приближается к полосе движения транспортного средства или пересекает ее) или технического состояния транспортного средства, которое угрожает безопасности дорожного движения и вынуждает водителя немедленно уменьшить скорость или остановиться. Отдельным случаем опасности для движения является движение в пределах полосы транспортного средства другого транспортного средства навстречу общему потоку;
Комментарии эксперта
ПДД: опасность для движения
Понимание данного термина сможет помочь водителю своевременно распознать ситуацию, в которой водитель по мере своих навыков и умений должен реализовать ряд норм поведения и действий, благодаря которым будет устранена опасность.
опережение- движение транспортного средства со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства, движущегося рядом по смежной полосе;
Комментарии эксперта
ПДД: опережение
ПДД: опережение
Транспортные средства движутся с разными скоростями, и неизбежно те средства передвижения, которые движутся с большими скоростями, будут догонять транспорт, движущийся более медленно. Для того чтобы не создавать пробок в движении, допускается опережение одних транспортных средств другими. Опережение может быть осуществлено как в пределах одной полосы движения (если габариты транспортных средств позволяют это выполнить), так и по смежным полосам на дорогах, имеющих две и более полосы для движения в одном направлении. Хотелось бы отметить, что опережение может быть осуществлено как с левой стороны, так и с правой, если позволяет ширина проезжей части и габариты транспортных средств.
ослепление- физиологическое состояние водителя вследствие воздействия света на его зрение, когда водитель объективно не имеет возможности обнаружить препятствия или распознать границы элементов дороги на минимальном расстоянии;
Комментарии эксперта
ПДД: ослепление
При воздействии яркого света на зрительный аппарат человека, он начинает адаптироваться, напрягая мышцы глаза и сужая зрачок. Процесс адаптации может занимать у разных людей от нескольких секунд до нескольких минут. За этот промежуток времени дорожная обстановка может измениться несколько раз (для сравнения: процесс торможения со скорости движения 60 км/ч до полной остановки может длиться на сухом асфальтовом покрытии от 2 до 3 сек.). Если имеются предпосылки ослепления, водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, тем самым проинформировав других участников дорожного движения о возможной опасности для движения на проезжей части. Не допускается использование переключения света фар на дальний свет, поскольку такое действие может спровоцировать ослепление водителей встречного транспорта и способствовать усугублению сложившейся дорожной обстановки.
оставление места дорожно-транспортного происшествия- действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения полицейскими мероприятий по установлению (розыску) этого участника и (или) розыску транспортного средства; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
Согласно статье 122-4 Кодекса об административных правонарушениях оставление водителями транспортных средств, другими участниками дорожного движения в нарушение установленных правил места ДТП, к которому они причастны, - влечет за собой наложение штрафа от 15 до 18 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 255 до 306 грн) или общественные работы на срок от 30 до 40 часов, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток. Дела о привлечении к административной ответственности по указанной статье рассматриваются судом.
остановка- прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров или погрузки (разгрузки) груза, выполнения требований данных Правил (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т.п.);
Комментарии эксперта
ПДД: остановка
Отличие термина «остановка» от термина «вынужденная остановка», главным образом, заключается в том, что водитель преднамеренно останавливается в разрешенном для этого месте с целью высадки или посадки пассажира, а также с целью погрузки или выгрузки груза. Остановкой также считается прекращение движения транспортного средства по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, погрузкой или выгрузкой груза, но связанных с требованиями Правил уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
островок безопасности- техническое средство регулирования дорожного движения на наземных пешеходных переходах, конструктивно выделенное над проезжей частью дороги и предназначенное в качестве защитного элемента для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности относится часть разделительной полосы, через которую пролегает пешеходный переход; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
ПДД: островок безопасности
Место на наземных пешеходных переходах или часть разделительной полосы, через которую пролегает пешеходный переход, свободные от движения транспорта и используемые пешеходами, которые не успели перейти проезжую часть.
пассажир- лицо, которое пользуется транспортным средством и находится в нем, но не причастное к управлению им;
Комментарии эксперта
ПДД: пассажир
В процессе движения транспортного средства пассажиры должны помнить, что их жизни зависят от действий водителя, поэтому они не должны отвлекать водителя от управления транспортным средством.
перевозка организованных групп детей- одновременная перевозка десяти и более детей с руководителем, ответственным за их сопровождение во время поездки (на группу из тридцати и более детей назначается дополнительно медицинский работник) (№876 от 01.10.2008);
Комментарии эксперта
ПДД: перевозка организованных групп детей
Дети - это категория участников дорожного движения, которые зачастую не осознают, что своими действиями они могут создавать опасность для движения другим участникам, отвлекать водителя от управления транспортным средством и многое другое. В связи с этим, Правила оговаривают их перевозку и устанавливают ответственность сопровождающих их лиц. Естественно, перевозка организованных групп детей требует присутствия сотрудника медицинской службы для оказания первой медицинской помощи в случае травмирования детей.
перекресток- место пересечения, прилегания или разветвления дорог на одном уровне, границей которого являются условные линии между началом закруг­лений краев проезжей части каждой из дорог. Не считается перекрестком место прилегания к дороге выезда с прилегающей территории;
Комментарии эксперта
ПДД: перекресток
ПДД: перекресток
Четкое понимание водителями термина «перекресток» обеспечивает безопасность дорожного движения в местах пересечения дорог на одном уровне. Именно на перекрестках образуется множество ситуаций, связанных с опасностью для движения, и возникает большинство дорожно-транспортных происшествий. Каждый водитель обязан знать границы перекрестка, поскольку Правилами дорожного движения оговаривается ряд ситуаций, например, таких как остановка, движение задним ходом и др., которые запрещены на перекрестках. Перекрестками не считаются самовольно накатанные съезды, въезды и выезды из жилых зон и других прилегающих территорий.
пешеход- лицо, принимающее участие в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняющее на дороге какую-либо работу. К пешеходам приравниваются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску;
Комментарии эксперта
ПДД: пешеход
Кроме лиц, перечисленных в определении термина «пешеход», пешеходами могут быть также лица, которые находятся на проезжей части на лыжах, коньках, скейтбордах, самокатах, роликах, а также лица, толкающие велосипед, мопед или мотоцикл и т. п. Следует отметить, что лица, выполняющие какую-либо работу на проезжей части (такие как дорожные работники, регулировщики и т. п.), не являются пешеходами и могут перемещаться в пределах проезжей части в местах, где движение пешеходов запрещено. Такие участники дорожного движения обязаны предварительно установить на проезжей части знаки или ограждения, которые проинформируют водителей об опасности при движении на данном участке дороги.
пешеходная дорожка- дорожка с покрытием, предназначенная для движения пешеходов, выполненная в пределах дороги или вне ее и обозначенная знаком 4.16;
Комментарии эксперта
ПДД: пешеходная дорожка
1.1 Обозначение полос движения, разделения транспортных потоков
Поскольку пешеходы являются самыми медленными участниками дорожного движения, для них предусмотрены специальные места для движения, которые отделены от проезжих частей и могут обозначаться дорожной разметкой 1.1 или дорожным знаком 4.16. Если такие специальные места отсутствуют, то пешеходам разрешается передвигаться по велосипедным дорожкам, не мешая при этом велосипедистам, или по проезжей части, навстречу транспортным средствам. Движение навстречу необходимо для того, чтобы пешеходы видели приближающееся транспортное средство, а также имели возможность избежать наезда в случае непредвиденных обстоятельств при движении транспортного средства. Пешеходы, которые ведут мопед, мотоцикл, велосипед, а также пешеходы на инвалидных колясках в случае отсутствия пешеходных дорожек должны передвигаться по проезжей части попутно транспортным средствам, поскольку вышеупомянутые транспортные средства оборудуются светоотражательными элементами: сзади - красного цвета, спереди - белого цвета, по бокам - оранжевого цвета. Такое движение предусмотрено для того, чтобы не дезинформировать водителей транспортных средств относительно сложившейся дорожной обстановки.
пешеходный переход- участок проезжей части, островка безопасности или разделительной полосы, или инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов через дорогу. Пешеходные переходы обозначаются дорожными знаками 5.39.1-5.41.2 (см. приложение 1), дорожной разметкой 1.14.1-1.14.3 (см. приложение 2), пешеходными светофорами.  При отсутствии дорожной разметки границы пешеходного перехода определяются расстоянием между дорожными знаками или пешеходными светофорами, а на перекрестке при отсутствии пешеходных светофоров, дорожных знаков и разметки - шириной тротуаров или обочин.
 Регулируемым считается пешеходный переход, движение по которому регулируется светофором или регулировщиком, нерегулируемым - пешеходный переход, на котором нет регулировщика, светофоры отсутствуют или выключены, либо работают в режиме мигания желтого сигнала;
Комментарии эксперта
ПДД: пешеходный переход
ПДД: пешеходный переход
ПДД: пешеходный переход
В местах интенсивного движения транспортных средств, а также в местах, где движение транспортных средств пересекается с движением пешеходов, организовываются пешеходные переходы. Пешеходные переходы могут быть как регулируемыми, так и нерегулируемыми. Нерегулируемые пешеходные переходы могут быть на одном уровне с проезжей частью, а также возвышаться над ней (надземные) или проходить под ней (подземные). Если признаки пешеходного перехода отсутствуют (дорожные знаки 5.38.1, 5.38.2, 5.40.1, 5.40.2, 5.41.1 и 5.41.2, а также разметка 1.14.1, 1.14.2 и 1.14.3), то пешеход должен определить ширину пешеходного перехода на перекрестке, где переход не запрещен, по ширине тротуара, соответствующего направлению движения пешехода.
полоса движения- продольная полоса на проезжей части шириной, не менее 2,75 м, которая обозначена или не обозначена дорожной разметкой и предназначена для движения нерельсовых транспортных средств;
Комментарии эксперта
ПДД: полоса движения
Основным элементом любой проезжей части является так называемая полоса движения, в пределах которой может двигаться транспортное средство. Согласно ДСТУ 2587:2010 «Разметка дорожная. Технические условия. Методы контроля. Правила применения», при нанесении разметки дорог ширину полосы движения необходимо выбирать с учетом категории дорог, в соответствии с ДБН В.2.3-4 и ДБН В.2.3-5. Ширина размечаемой полосы движения не должна быть меньше 3,0 м.
Разрешено уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легкових автомобилей, до 2,75 м с введением необходимых ограничений режима движения (максимальной скорости, остановки и стоянки, специальных полос для движения маршрутных транспортных средств).
Если полоса для движения не обозначена разметкой или не видна из-за грязи или снега, то водители должны сами определить ее ширину, исходя из ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и безопасных интервалов между ними.
преимущество- право на первоочередное движение относительно других участников дорожного движения;
Комментарии эксперта
ПДД: преимущество
Во избежание возможных конфликтных ситуаций, возникающих при пересечении дорог на одном уровне, где отсутствует светофорное регулирование, в Правилах дорожного движения предусмотрено ряд знаков (знаки 2.3, 2.6 и табличка 7.8), которые определяют преимущество транспортных средств в определенных направлениях движения. Понимание данного термина способствует разрешению конфликтных ситуаций, которые могут привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия.
препятствие для движения- неподвижный объект в пределах полосы движения транспортного средства или объект, движущийся попутно в пределах этой полосы (за исключением транспортного средства, движущегося навстречу общему потоку транспортных средств) и вынуждающий водителя маневрировать или уменьшать скорость вплоть до остановки транспортного средства;
Комментарии эксперта
прилегающая территория - территория, которая прилегает к краю проезжей части и не предназначена для сквозного проезда, а лишь для въезда во дворы, на стоянки, автозаправочные станции, строительные площадки и т.п. или выезда с них;
Комментарии эксперта
ПДД: прилегающая территория
Основным признаком, характеризующим такую территорию, является непосредственная ее близость к проезжей части. При въезде на прилегающую территорию или выезде из нее водители обязаны уступать дорогу всем участникам дорожного движения, траекторию движения которых они пересекают. Въезды и выезды с прилегающих территорий не отменяют действие установленных перед ними дорожных знаков.
прицеп- транспортное средство, предназначенное для движения только в соединении с другим транспортным средством. К этому виду транспортных средств относятся также полуприцепы и прицепы-роспуски;
Комментарии эксперта
ПДД: прицеп
Этот термин Правил дорожного движения охватывает целый ряд разновидностей прицепного состава транспортных средств, таких как одноосные, двуосные и многоосные прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски для перевозки длинномерных грузов (лес, трубы и т. п.). Правилами дорожного движения запрещается эксплуатация прицепов любого типа, если они не зарегистрированы в органах МВД Украины, эксплуатируются без номерных знаков или не соответствуют характеристикам автомобиля-тягача.
проезжая часть- элемент дороги, предназначенный для движения нерельсовых транспортных средств. Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы;
Комментарии эксперта
ПДД: проезжая часть
Дорога может состоять из нескольких проезжих частей, поэтому, для того чтобы водитель мог ориентироваться в пределах дороги, в Правилах дорожного движения оговорен термин «проезжая часть». Если дорога имеет несколько проезжих частей, то проезжие части отделяются друг от друга разделительной полосой.
путепровод- инженерное сооружение мостового типа над другой дорогой (железной дорогой) в месте их пересечения, обеспечивающее движение по ней на разных уровнях и дающее возможность съезда на другую дорогу;
Комментарии эксперта
ПДД: путепровод
Введение термина «путепровод» в Правила дорожного движения обусловлено тем, что водитель должен точно выполнять требования Правил, касающиеся правил обгона, остановки и стоянки транспортных средств. Путепровод организовывается в местах интенсивного движения транспортных средств, где не может быть организовано пересечение двух дорог на одном уровне.
разделительная полоса- выделенный конструктивно или при помощи сплошных линий дорожной разметки 1.2 (см. приложение 2) элемент автомобильной дороги, который разделяет смежные проезжие части.  Разделительная полоса не предназначена для движения или стоянки транспортных средств. При наличии на разделительной полосе тротуара на нем разрешается движение пешеходов; (№1091 від 29.09.2021)
Комментарии эксперта
ПДД: разделительная полоса
ПДД: разделительная полоса
ПДД: разделительная полоса
ПДД: разделительная полоса
Термин «разделительная полоса» используется для уяснения водителями того, что данный элемент предназначен для отделения транспортных потоков, движущихся с большими скоростями. Заезжать на разделительную полосу транспортным средствам запрещено, кроме случаев, когда без этого невозможно избежать дорожно-транспортного происшествия или по требованию сотрудника полиции в случае объезда опасного участка, расположенного на полосе движения транспортного средства. В населенных пунктах функцию разделительной полосы может выполнять бульварная полоса, по которой организовывается пешеходное движение. В случае если по разделительной полосе организовано движение рельсовых транспортных средств (трамваев), водителям нерельсового транспорта заезжать на рельсы попутного или встречного направления движения запрещается.
разрешенная максимальная масса- масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, которая установлена технической характеристикой транспортного средства как максимально допустимая. Разрешенная максимальная масса автопоезда - это сумма разрешенной максимально допустимой массы каждого транспортного средства, входящего в состав автопоезда;
Комментарии эксперта
ПДД: разрешенная максимальная масса
В определении термина «разрешенная максимальная масса» подчеркнуто, что это масса снаряженного транспортного средства с грузом, пассажирами, водителем и их багажом, и она устанавливается заводом-изготовителем. В процессе эксплуатации транспортного средства разрешенная максимальная масса меняться не может. Для того чтобы понять сущность данного термина, необходимо знать, что такое масса снаряженного транспортного средства. Масса снаряженного транспортного средства - это масса самого транспортного средства, заправленного топливом, охлаждающей жидкостью и смазочными материалами в объемах, установленных заводом-изготовителем, а также укомплектованного запасным колесом, аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки. В соответствии с некоторыми международными и европейскими нормативами в снаряженную массу транспортного средства может входить также масса водителя. Величину разрешенной максимальной массы транспортного средства превышать в процессе эксплуатации транспортного средства запрещено, так как это может привести к поломке и, как следствие, в отдельных случаях - к возникновению дорожно-транспортного происшествия.
Поскольку в Правилах дорожного движения некоторые пункты содержат информацию, касающуюся автопоездов, кроме термина «разрешенная максимальная масса» в Правила был введен термин «разрешенная максимальная масса автопоезда».
регулировщик- полицейский, выполняющий регулирование дорожного движения в форменной одежде повышенной видимости с элементами из светоотражающего материала при помощи жезла, свистка. К регулировщику приравниваются работники военной инспекции безопасности дорожного движения, дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, которые имеют соответствующее удостоверение и нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом или светоотражателем, красный фонарь или флажок, и выполняют регулирование в форменной одежде; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
ПДД: регулировщик
Введение термина «регулировщик» обусловлено необходимостью разъяснения участникам дорожного движения прав и обязанностей тех лиц, которые имеют право регулировать дорожное движение. Следует отметить, что регулировщики должны иметь соответствующую одежду, отличительные знаки, жезл или флажок, а также свисток. Причем, при регулировании дорожного движения жезл могут использовать только работники подразделений полиции Украины и специально обученные лица военной инспекции безопасности дорожного движения.
рельсовое транспортное средство- трамвай и платформы со специальным оборудованием, которые двигаются по трамвайным путям. Все другие транспортные средства, которые принимают участие в дорожном движении, считаются нерельсовыми;
Комментарии эксперта
ПДД: рельсовое транспортное средство
Данная категория транспортных средств имеет ряд преимуществ перед нерельсовыми транспортными средствами, если они движутся по одной и той же дороге. Рельсовые транспортные средства не имеют никаких преимуществ, если они выезжают из депо (пункт 17.3 данных Правил).
сельскохозяйственная техника- тракторы, самоходные шасси, самоходные сельскохозяйственные, дорожно-строительные, мелиоративные машины и другие механизмы; (№ 196 від 26.02.2020)
Комментарии эксперта
стоянка- прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с необходимостью выполнения требований данных Правил, посадкой (высадкой) пассажиров, погрузкой (разгрузкой) груза;
Комментарии эксперта
ПДД: стоянка
Основным отличием термина «стоянка» от термина «остановка» является то, что стоянкой считается прекращение движения, не связанное с операциями посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой груза в течение периода времени более 5 минут. Если стоянка осуществляется вне населенного пункта, она должна осуществляться по мере возможностей и условий за пределами дороги, а если это невозможно, то транспортное средство необходимо ставить как можно ближе к правому краю проезжей части и только по ходу движения транспортного потока.
темное время суток- часть суток от захода до восхода солнца; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
ПДД: темное время суток
Понимание данного термина позволяет участникам дорожного движения однозначно трактовать время с которогнаспупает темное или светлое время суток.
тормозной путь- расстояние, которое проходит транспортное средство во время экстренного торможения с начала осуществления воздействия на орган управления тормозной системой (педаль, рукоятку) до места его остановки;
Комментарии эксперта
ПДД: тормозной путь
Немаловажным для обеспечения безопасности дорожного движения является понимание водителем термина «тормозной путь», поскольку тормозной путь определяется условиями, в которых двигалось транспортное средство (начальная скорость торможения, состояние дорожной поверхности, состояние и марка шин транспортного средства, загруженность транспортного средства и эффективность работы тормозной системы). Водители большегрузных транспортных средств должны помнить, что при движении одного и того же транспортного средства в груженом и порожнем состоянии тормозной путь груженого транспортного средства будет больше, чем у порожнего.
трамвайный путь- элемент дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств, который ограничивается по ширине специально выделенной отмосткой трамвайной линии или дорожной разметкой. По трамвайному пути допускается движение нерельсовых транспортных средств в соответствии с разделом 11 данных Правил;
Комментарии эксперта
ПДД: трамвайный путь
В Правилах дорожного движения определение термина «трамвайный путь» формирует у водителя понимание того, что в пределах проезжей части может быть специальный участок дороги, на котором ограничено движение нерельсовых транспортных средств или вовсе имеет место запрет на их движение.
транспортное средство- устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов;
Комментарии эксперта
ПДД: транспортное средство
Термин «транспортное средство» обозначает совокупность всех механических и немеханических средств, которые могут быть использованы для движения по дорогам общего пользования. К немеханическим транспортным средствам относятся прицепы, полуприцепы, велосипеды, некоторые виды мопедов с электродвигателем до 3 кВт, а также гужевые повозки, сани и другие приспособленные для перевозки людей и их грузов животные и техника без двигателя.
тротуар- элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, который прилегает к проезжей части или отделен от нее газоном;
Комментарии эксперта
ПДД: тротуар
ПДД: тротуар
На тротуарах запрещена остановка и стоянка, а также движение транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных отдельными пунктами раздела 15 Правил дорожного движения Украины.
усовершенствованное покрытие- цементобетонное, асфальтобетонное, железобетонное или армобетонное сборное покрытие, брусчатки, вымощенные брусчаткой и мозаикой, сборное покрытие из мелкоразмерных бетонных плит, из щебня и гравия, обработанных органическими и вяжущими материалами; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
Усовершенствованные покрытия применяют на автомобильных дорогах с высокой интенсивностью движения. Эти покрытия характеризуются высокой прочностью, износостойкостью, погодостойкостью.
уступить дорогу- требование к участнику дорожного движения не продолжать или не возобновлять движение, не осуществлять каких-либо маневров (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения), если это может вынудить других участников дорожного движения, имеющих преимущество, изменить направление движения или скорость;
Комментарии эксперта
ПДД: уступить дорогу
ПДД: уступить дорогу
ПДД: уступить дорогу
Во избежание возможных конфликтных ситуаций, возникающих при пересечении дорог на одном уровне, где отсутствует светофорное регулирование, предусмотрен ряд знаков (знаки 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 и 5.62), которые обязывают водителей транспортных средств, движущихся в определенных направлениях, уступить дорогу встречным или другим транспортным средствам, траекторию движения которых они пересекают. Данное понятие, как и понятие «преимущество» способствует разрешению конфликтных ситуаций, которые могут привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия.
участник дорожного движения- лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения на дороге как пешеход, водитель, пассажир, погонщик животных;
Комментарии эксперта
ПДД: участник дорожного движения
ПДД: участник дорожного движения
Термин «участник дорожного движения» четко определяет круг лиц, которые участвуют в дорожном движении, и исключает случаи более широкого толкования данного термина.
эксплуатация транспортного состава- транспортирование тягачом прицепа в соответствии с инструкцией по его использованию (соответствие прицепа тягачу, наличие страховочного соединения, единой системы сигнализации, освещения и т.п.);
Комментарии эксперта
Поскольку в процессе движения транспортного состава на водителя возлагается ряд обязанностей и ответственность, он должен четко понимать суть термина «эксплуатация транспортного состава» и всесторонне обеспечивать безопасные условия и режимы движения транспортного средства в процессе его эксплуатации.
эстакада- инженерное сооружение для движения транспортных средств и (или) пешеходов, поднятие одной дороги над другой в месте их пересечения, а также для создания дороги на определенной высоте, не имеющей съездов на другую дорогу.
Комментарии эксперта
ПДД: эстакада
Эстакады организовываются в местах интенсивного движения транспортных средств, где не допускается пересечение транспортных потоков на одном уровне и не допускается съезд с одного уровня на другой. Эстакады могут быть организованы над железнодорожными путями, каналами и другими инженерными сооружениями.
 
comments powered by Disqus