Издательство Монолит +38(056)735-50-35 +38(095)931-39-89;
Главная  /  Читать ПДД Украины онлайн  /  Раздел 8. Регулирование дорожного движения
8.1. Регулирование дорожного движения осуществляется при помощи дорожных знаков, дорожной разметки, дорожного оборудования, светофоров, а также регулировщиками.
Комментарии эксперта
8.2. Дорожные знаки имеют преимущество перед дорожной разметкой и могут быть постоянными, временными и со сменной информацией.
 Временные дорожные знаки размещаются на переносных устройствах, дорожном оборудовании или закрепляются на щите с фоном желтого цвета и имеют преимущество перед постоянными дорожными знаками.
(№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
8.2-1.Дорожные знаки применяются в соответствии с этими Правилами и должны соответствовать требованиям национального стандарта.
Дорожные знаки должны размещаться таким образом, чтобы их было хорошо видно участникам дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток. При этом дорожные знаки не должны быть закрыты полностью или частично от участников дорожного движения какими-либо препятствиями.
 Дорожные знаки должны быть видны на расстоянии не менее 100 м в направлении движения и размещены не выше 6 м над уровнем проезжей части.
 Дорожные знаки устанавливаются на обочинах дороги, на стороне соответствующей направлению движения. Для улучшения восприятия дорожных знаков они могут быть размещены над проезжей частью. Если дорога имеет более одной полосы для движения в одном направлении, установленный вдоль дороги соответствующего направления дорожный знак дублируется на разделительной полосе, над проезжей частью или на противоположной стороне дороги (в случае, когда для движения во встречном направлении имеется не более двух полос).
 Дорожные знаки размещаются таким образом, чтобы информацию, которую они передают, могли воспринимать именно те участники движения, для которых она предназначена.
(№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков и обязательны для выполнения. (№ 111 от 11.02.2013)
 Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета.
 Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.
Комментарии эксперта
8.4.Дорожные знаки (приложение 1) делятся на группы:
а)предупреждающие знаки. Информируют водителей о приближении к опасному участку дороги и характере опасности. Во время движения по этому участку необходимо принять меры для безопасного проезда;
Комментарии эксперта
б)знаки приоритета. Устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги;
Комментарии эксперта
в)запрещающие знаки. Вводят или отменяют определенные ограничения в движении;
Комментарии эксперта
г)предписывающие знаки. Показывают обязательные направления движения или разрешают некоторым категориям участников движение по проезжей части или на отдельных ее участках, а также вводят или отменяют некоторые ограничения;
Комментарии эксперта
ґ)информационно-указательные знаки. Вводят или отменяют определенный режим движения, а также информируют участников дорожного движения о расположении населенных пунктов, различных объектов, территорий, где действуют специальные правила;
Комментарии эксперта
д)знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о расположении объектов обслуживания;
Комментарии эксперта
е)таблички к дорожным знакам. Уточняют или ограничивают действие знаков, вместе с которыми они установлены.
Комментарии эксперта
8.5. Дорожная разметка (приложение 2) делится на горизонтальную и вертикальную и используется отдельно либо вместе с дорожными знаками, требования которых она подчеркивает или уточняет.
Комментарии эксперта
8.5.1. Горизонтальная дорожная разметка устанавливает определенный режим и порядок движения. Наносится на проезжей части или по верху бордюра в виде линий, стрелок, надписей, символов и т.п. краской либо иными материалами соответствующего цвета в соответствии с пунктом 1 раздела 34 данных Правил.
Комментарии эксперта
8.5.2. Вертикальная разметка в виде полос белого и черного, красного и белого, желтого и красного цветов на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог предназначена для зрительного ориентирования. (№1091 от 29.09.2021 )
Комментарии эксперта
8.5-1. Дорожная разметка применяется в соответствии с настоящими Правилами и должна соответствовать требованиям национального стандарта.
Дорожная разметка должна быть видимой участникам дорожного движения как в светлую, так и в темную пору суток на расстоянии, обеспечивающем безопасность движения. На участках дорог, на которых есть трудности для видимости участниками дорожного движения дорожной разметки (снег, грязь и т. п.) или дорожная разметка не может быть восстановленной, устанавливаются соответствующие по содержанию дорожные знаки.
(№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
8.6. Дорожное оборудование применяется как вспомогательное средство регулирования дорожного движения.
 К нему относится:
а)ограждение и световое сигнальное оборудование в местах строительства, реконструкции и ремонта дорог;
Комментарии эксперта
б)предупреждающие световые круглые тумбы, которые устанавливаются на разделительных полосах или островках безопасности;
Комментарии эксперта
в)направляющие столбики, предназначенные для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в условиях недостаточной видимости. Обозначаются вертикальной разметкой и должны быть оборудованы светоотражателями: справа – красного цвета, слева – белого;
Комментарии эксперта
г)выпуклые зеркала для расширения обзорности водителям транспортных средств, проезжающим перекресток или другое опасное место с недостаточной обзорностью;
Комментарии эксперта
ґ)дорожные ограждения на мостах, путепроводах, эстакадах, насыпях и других опасных участках дорог;
Комментарии эксперта
д)пешеходные ограждения в опасных для перехода проезжей части местах.
Комментарии эксперта
е)вставки разметочные дорожные для улучшения зрительной ориентации водителей на проезжей части (№876 от 01.10.2008);
Комментарии эксперта
є)устройства принудительного снижения скорости транспортных средств (№876 от 01.10.2008);
Комментарии эксперта
ж)шумовые полосы для повышения внимания участников дорожного движения на опасных участках дорог (№876 от 01.10.2008).
Комментарии эксперта
8.7. Светофоры (приложение 3) предназначены для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, имеют световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цветов, расположенные вертикально или горизонтально. Сигналы светофора могут быть с нанесенной сплошной или контурной стрелкой (стрелками), с силуэтом пешехода, X-образные.
 На уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов может устанавливаться табличка белого цвета с нанесенной на ней стрелкой зеленого цвета (№876 от 01.10.2008).
Комментарии эксперта
8.7.1. В светофорах с вертикальным расположением сигналов сигнал красного цвета – сверху, зеленого – снизу, а с горизонтальным: красного – слева, зеленого – справа.
Комментарии эксперта
8.7.2. Светофоры с вертикальным расположением сигналов могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), расположенные на уровне сигнала зеленого цвета.
Комментарии эксперта
8.7.3. Сигналы светофора имеют следующие значения:
а)зеленый разрешает движение
Комментарии эксперта
б)зеленый в виде стрелки (стрелок) на черном фоне разрешает движение в указанном направлении (направлениях). Такое же значение имеет сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной секции светофора.
 Сигнал в виде стрелки, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.
 Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в допол­нительной (дополнительных) секции, включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, движущимися с других направлений;
Комментарии эксперта
в)зеленый мигающий разрешает движение, но ин­формирует о том, что в скором времени будет включен сигнал, запрещающий движение. Для информирования водителей о времени (в секундах), оставшемся до конца горения сигнала зеленого цвета, могут применяться цифровые табло;
Комментарии эксперта
г)черная контурная стрелка (стрелки), нанесенная на основной зеленый сигнал, информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции;
Комментарии эксперта
ґ)желтый запрещает движение и предупреждает о предстоящем изменении сигналов;
Комментарии эксперта
д)желтый мигающий сигнал или два желтых мигающих сигнала разрешают движение и информируют о наличии опасного нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода;
Комментарии эксперта
е)красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.
 Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений;
 Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, разрешает движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора с крайней правой полосы движения (или крайней левой полосы движения на дорогах с односторонним движением) при условии предоставления преимущества в движении другим его участникам, которые движутся с других направлений на сигнал светофора, который разрешает движение; (№ 111 от 11.02.2013)
Комментарии эксперта
є)сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о следующем включении зеленого сигнала;
Комментарии эксперта
ж)черные контурные стрелки на красном и желтом сигналах не изменяют значения этих сигналов и информируют о разрешенных направлениях движения при зеленом сигнале;
Комментарии эксперта
з)выключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направлении, указанном ее стрелкой (стрелками).
Комментарии эксперта
8.7.4. Для регулирования движения транспортных средств по улицам, дорогам или по полосам проезжей части, направление движения на которых может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелки, направленной вниз.
 Эти сигналы запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены (№876 от 01.10.2008).  Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз вправо, включение которой запрещает движение по полосе, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9 (см. приложение 2), и информирует об изменении сигнала реверсивного светофора и необходимости перестроиться на полосу движения справа (№876 от 01.10.2008).  При выключенных сигналах реверсивного светофора, расположенного над полосой, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен (№876 от 01.10.2008).
Комментарии эксперта
8.7.5. Для регулирования движения трамваев могут применяться светофоры с четырьмя сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т».  Движение разрешается только в случае включения одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний – прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала – движение запрещено.  В случае выключения или неисправности трамвайных светофоров водители трамваев должны руководствоваться требованиями светофоров со световыми сигналами красного, желтого и зеленого цветов.
Комментарии эксперта
8.7.6. Для регулирования движения на железнодорожных переездах используются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными, имеющими следующие значения:
а)мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд;
Комментарии эксперта
б)мигающий бело-лунный сигнал показывает, что сигнализация исправна и не запрещает движения транспортных средств. На железнодорожных переездах одновременно с запрещающим сигналом светофора может быть включен звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников дорожного движения о запрещении движения через переезд.
Комментарии эксперта
8.7.7. Если сигнал светофора имеет вид силуэта пешехода, его действие распространяется только на пешеходов, при этом зеленый сигнал разрешает движение, красный - запрещает.
Для пешеходов с нарушением зрения может быть включен звуковой сигнал, который разрешает движение пешеходов. (№1091 от 29.09.2021)
Комментарии эксперта
8.8. Сигналы регулировщика. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с красным светоотражателем, имеющие следующие значения:
а)руки вытянуты в стороны, опущены или правая рука согнута перед грудью:
 с левой и правой сторон – разрешено движение трамвая прямо, нерельсовым транспортным средствам – прямо и направо; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной и перед грудью регулировщика;
 со стороны груди и спины – движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;
Комментарии эксперта
б)правая рука вытянута вперед:
 с левой стороны – разрешено движение трамвая налево, нерельсовым транспортным средствам – во всех направлениях; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;
 со стороны груди – всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
 с правой стороны и спины – движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;
Комментарии эксперта
в)рука поднята вверх:
 движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях.
 Жезл используется полицейскими и работниками подразделений военной инспекции безопасности дорожного движения только для регулировки дорожного движения.
 Для привлечения внимания участников дорожного движения используется сигнал, поданный свистком.
 Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Комментарии эксперта
8.9.Требование об остановке транспортного средства подается полицейским с помощью:
а)сигнального диска с красным сигналом или световозвращателем либо руки, указывающей на соответствующее транспортное средство и дальнейшее место его остановки;
Комментарии эксперта
б)включенного проблескового маячка синего и красного либо только красного цвета и (или) специального звукового сигнала;
Комментарии эксперта
в)громкоговорящего устройства;
Комментарии эксперта
г)специального табло, на котором указывается требование об остановке транспортного средства.  Водитель должен остановить транспортное средство в указанном месте с соблюдением правил остановки.
Комментарии эксперта
8.10.При подаче светофором (кроме реверсивного) или регулировщиком сигнала, запрещающего движение, водители должны остановиться перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линия, см. приложение 2), дорожным знаком 5.69 «Место остановки» (см. приложение 1), если их нет – не ближе 10 м до ближайшего рельса перед железнодорожным переездом, перед светофором, пешеходным переходом, а если и они отсутствуют и во всех других случаях – перед пересекаемой проезжей частью, не создавая препятствий для движения пешеходов.
Комментарии эксперта
8.11. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в месте, предусмотренном пунктом 8.10 данных Правил, не прибегая к экстренному торможению, разрешается двигаться дальше при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Комментарии эксперта
8.12. Запрещается самовольно устанавливать, снимать, повреждать или закрывать дорожные знаки, технические средства организации дорожного движения (вмешиваться в их работу), размещать плакаты, афиши, рекламные носители и устанавливать устройства, которые могут быть приняты за знаки и прочие устройства регулирования дорожного движения или могут ухудшить их видимость или эффективность, ослепить участников дорожного движения, отвлечь их внимание и поставить под угрозу безопасность дорожного движения.
Комментарии эксперта